Что подпитывает новейший финансовый кризис в велоспорте и можно ли что-то сделать, чтобы остановить его?
Действительно ли Тадею Погачару недоплачивают?
Этот вопрос стал предметом жарких споров после того, как он заключил новое соглашение с командой UAE Team Emirates на сумму около 50 миллионов долларов на шесть лет.
Мегаконтракт с пунктом о расторжении в 200 миллионов долларов является крупнейшим в истории велоспорта и продолжает вызывать волну шумихи.
Сумма контракта — 8 миллионов евро в год в течение шести сезонов, или около 50 миллионов долларов в общей сложности по обменному курсу — это очередной контракт, который расширяет границы постоянно растущего уровня цен в элитном мужском Мировом туре.
Опираясь на новых богатых спонсоров и отчаянную погоню за талантами, «суперкоманды» предлагают более выгодные и долгосрочные контракты, чем когда-либо в истории велоспорта.
В эпоху суперкоманд с бюджетом в 50 миллионов долларов команды используют свои финансовые возможности для подписания беспрецедентных контрактов с гонщиками.
Ремко Эвенепоэль, как сообщается, отклонил предложение от Red Bull-Bora-Hansgrohe, которое было бы даже больше, чем у Погачара. Сумма контракта достигала 10 миллионов долларов за сезон, что стало бы первым восьмизначным гонораром в велоспорте.
Стоят ли этого сегодняшние звезды велоспорта?
Это зависит от того, кого вы спросите.
Бывший спортсмен и спортивный директор EF Education-EasyPost Теджай ван Гардерен считает, что Погачар заслуживает большего.
«Я думаю, что Тадею Погачару, когда вы видите, какой звездой он является для спорта, все еще очень мало платят», — сказал ван Гардерен в подкасте NBC „Beyond The Podium“.
«Я думаю, что это здорово — видеть, как этот импульс начинает нарастать. Настало время, чтобы гонщики получили уважение, которого они заслуживают».
КАК ВЕЛОСПОРТ СРАВНИВАЕТСЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ СПОРТА
Сравнивать зарплаты в разных видах спорта — все равно что сравнивать яблоки с апельсинами.
У каждого вида профессионального спорта своя система, и в результате заработные платы и доходы существенно различаются.
В основных видах спорта США, таких как НБА и НФЛ, зарплаты также значительно выросли.
Патрик Махомес, звездный квотербек команды Kansas City Chiefs, зарабатывает примерно 45 миллионов долларов в год с учетом зарплаты и бонусов, и он даже не самый высокооплачиваемый игрок в НФЛ.
Это означает, что одна только зарплата Махомеса равна бюджету самой высокобюджетной команды WorldTour. Поговорим о яблоках и апельсинах.
Sportico сообщила, что 20 самых высокооплачиваемых игроков НФЛ — самой богатой лиги мира — в 2025 году заработают примерно 1,1 миллиарда долларов, включая зарплату и бонусы за результаты.
Звезды европейского футбола также получают большие деньги: новый игрок «Реала» Килиан Мбаппе, по слухам, получает 70 миллионов долларов в год, а звезда «Манчестер Сити» Эрлинг Хааланд — 45 миллионов долларов за сезон.
Сравнивая с НБА, ван Гардерен привел аргумент, что Погачару недоплачивают по сравнению с тем, сколько платят своим главным звездам другие виды спорта.
«Для сравнения, если вы посмотрите на НБА, то за 8 миллионов долларов в год вы получите кого-то, кто будет выходить со скамейки запасных, что-то вроде подмастерья», — сказал Ван Гардерен. «Самый высокооплачиваемый парень, Стеф Карри, получает 45 миллионов долларов в год. Я понимаю, что сравнивать сложно, но все же».
Есть несколько существенных различий в том, как нарезается кусок финансового пирога.
Во-первых, основные виды спорта в США и европейский футбол проходят на огромных стадионах перед фанатами, покупающими билеты по тысяче долларов за игру, не говоря уже о пиве за 17 долларов и хот-догах за 14 долларов.
А вот постоять рядом с вершиной Альп-д’Юэз можно бесплатно.
Высшие лиги также заключают соглашения о правах на телетрансляции, которые приносят миллиарды долларов, распределяемых между командами и владельцами.
В элитных профессиональных гонках организаторы гонок получают почти все телевизионные права, и лишь небольшой процент распределяется между командами.
СКОЛЬКО ЗАРАБАТЫВАЮТ ВЕЛОСИПЕДИСТЫ?
Велоспорт, издавна славящийся своими страданиями и менталитетом «заключенных на дороге» с сопутствующими им мизерными зарплатами, на протяжении песледних десятилетий повышает зарплатные пакеты в элитном мужском пелотоне.
Первая крупная веха произошла в 1980-х годах, когда Грег ЛеМонд подписал первый в пелотоне контракт на миллион долларов, но он был рассчитан на несколько сезонов.
К 1990-м годам такие звезды, как Ян Ульрих и Лэнс Армстронг, получали семизначные суммы, не считая спонсорских сделок.
В 2000-х годах наступила новая эра, когда бюджеты команд стали еще больше, а на рынке появились спонсоры велосипедов и другие финансовые спонсоры, готовые платить по максимуму.
Питер Саган и Крис Фрум, главные звезды 2010-х годов, получали зарплату свыше 5 миллионов долларов в год.
Большая часть бюджета команды уходит на зарплату, и источники утверждают, что никто из стартового состава UAE Team Emirates на «Тур де Франс» 2024 года не зарабатывает меньше 1 миллиона долларов в год.
Кто-то может даже предположить, что некоторым гонщикам, таким как Погачар, переплачивают, но поскольку спорт неизбежно становится более профессиональным, а бюджеты команд растут, зарплаты шагают в ногу со временем.
ЖЕНСКОМУ МИРОВОМУ ТУРУ И НИЖНИМ СТУПЕНЯМ ЕЩЕ ПРЕДСТОИТ НАВЕРСТАТЬ УПУЩЕННОЕ
В 2025 году минимальная зарплата в мужском WorldTour должна вырасти до 44 150 евро. Профи среднего уровня в WorldTour сейчас зарабатывают от 150 000 до 400 000 долларов за сезон, а топовые спринтеры, элитные лейтенанты и асы скалолазания — до 1 миллиона долларов и даже больше.
Неплохо, но в нижней части шкалы зарплат все еще неспокойно. Не все являются Погачарами.
В командах уровня ProTeam и Continental зарплаты ниже, многие гонщики получают очень маленькую зарплату, а в некоторых случаях вообще ничего не получают, кроме расходов на проезд и экипировку.
Женский пелотон сильно отстает.
UCI наконец-то ввел минимальную годовую зарплату в €15 000 для женского WorldTour в 2020 году.
Группа по защите прав велосипедистов Cycling Alliance сообщила в своем ежегодном опросе гонщиков, что за пределами Женского Мирового Тура более половины зарабатывают менее 12 000 долларов в год. А более четверти гонщиков, не участвующих в Мировом туре, вообще не получают зарплату.
Появление женского «Тур де Франс» с Zwift и растущий интерес спонсоров к женскому велоспорту помогают постепенно подтягивать зарплаты.
На вершине женского Мирового тура дела обстоят лучше: ведущие звезды зарабатывают около шестизначных цифр. Новый двухлетний контракт Деми Воллеринг с FDJ-Suez установит новую вершину в женском пелотоне.
НЕБОЛЬШИЕ КОМАНДЫ ЧУВСТВУЮТ СЕБЯ УЩЕМЛЕННЫМИ
В то время как у так называемых «суперкоманд» на вершине элитной мужской пирамиды есть деньги, чтобы платить высокие зарплаты, командам, находящимся на нижней ступеньке, приходится выжимать все возможное.
Наступление эры команд высшего эшелона с годовым бюджетом в 50 миллионов долларов — UAE Team Emirates, Ineos Grenadiers, Red Bull-Bora-Hansgrohe и Visma-Lease a Bike находятся в этой лиге — означает, что командам без таких же бюджетов трудно бороться за подписания ведущих талантов и, как следствие, за победы в топовых гонках.
Команды, находящиеся в нижней части финансовой иерархии WorldTour, обычно оказываются и в нижней части командных рейтингов.
Самые обеспеченные команды обладают достаточными финансовыми возможностями, чтобы подписывать топ-звезд, и имеют инфраструктуру из тренеров, диетологов, инструкторов и бюджеты на высотные лагеря для привлечения лучших молодых талантов.
«Чтобы выиграть Тур де Франс, нужно иметь бюджет от 50 до 60 миллионов евро», — сказал босс Cofidis Седрик Вассер в интервью. «Если вы хотите иметь шанс подписать таких гонщиков, как Погачар и Вингегард, и иметь в своем распоряжении персонал, способный обеспечить поддержку, то меньше чем за 50 миллионов шансов нет».
Джонатан Вотерс, который уже давно утверждает, что в велоспорте давно пора ввести ограничения по зарплате или ввести формат постоянных лицензий на франшизу, как в НФЛ, говорит, что рост зарплат гонщиков приводит к дисбалансу внутри пелотона.
Если все гонки будут выигрывать только самые богатые команды, спорт может стать слишком предсказуемым или слишком ограниченным, считает экс-профессионал.
«Этот спорт должен прийти к тому, что ему придется рассмотреть правила финансовой справедливости, как это делают большинство других ведущих видов спорта, потому что вы попадете в ситуацию, когда гонки станут немного безвкусными, потому что все важные гонки будут выигрывать одна или две топ-команды», — сказал Вотерс, выступающий в EF Education-EasyPost со средним бюджетом.
Есть риск, что это станет скучным, и люди вместо этого пойдут смотреть повторы « Gunsmoke », — сказал он. «Именно в этом случае спорту в целом нужно быть осторожным, потому что мы рискуем сделать спорт еще более скучным, потому что у нас есть эти огромные команды с избыточным весом, которые просто доминируют во всем».
Так что же, Погачару недоплачивают? Это зависит от того, кого вы спросите.
На данный момент он самый высокооплачиваемый велогонщик в мире. Никто не спорит, что он этого не заслуживает.