Пять моментов, определивших ход борьбы за желтую майку на «Тур де Франс» 2024 года

Йонас Вингегард следует за Тадеем Погачаром во время гравийного этапа «Тур де Франс 2024»

Йонас Вингегард следует за Тадеем Погачаром во время гравийного этапа «Тур де Франс 2024»

Пристальный взгляд на четвертую часть захватывающей дуэли Погачар — Вингегард.

Весомые главы истории «Тур де Франс» были построены на дуэлях, но такой дуэли, как в этот раз, великая велогонка еще не видела. Почти неизбежно, уже четвертый год подряд, Тадей Погачар и Йонас Вингегаард занимают две верхние ступени пьедестала почета по итогам трех недель.

Третья победа Погачара на Туре позволила ему сравнять счет в серии личных встреч с Вингегаардом — 2:2, и сейчас мало кто поставит на то, что это соревнование повторится в июле 2025 года — даже если прекрасный дебют Ремко Эвенпоэля и явный запас для совершенствования дают ему все основания полагать, что он сможет в конце концов вклиниться на их территорию.

Как всегда, это был Тур с множеством историй, от элан Эвенепоэля до Приможа Роглича, который, кажется, обладает неограниченной способностью разбивать сердца в этой гонке. Блестящие спринты Биньяма Гирмая привели к заслуженному завоеванию зеленой майки. В Сен-Вюльбасе Марк Кавендиш воспользовался своим шансом завладеть рекордом по количеству побед на этапах Тура, превзойдя самого Эдди Меркса.

Несмотря на неудачную подготовку, Ришар Карапаз осветил гонку своей агрессией. Ромен Барде завершил свою карьеру на Туре. Арно Демаре заслужил восхищение тем, что мужественно боролся.

Однако с подъема на Сан-Луку на втором этапе стало ясно, что борьба за победу в общем зачете будет вестись только с двумя знакомыми именами. Мы рассмотрим определяющие моменты четвертой части дуэли Погачар — Вингегард.

ПОГАЧАР НАЧИНАЕТ БОРЬБУ ЗА ПОБЕДУ В ТУР ДЕ ФРАНС НА ГОРЕ GALIBIER

Тадей Погачар (UAE Team Emirates) атакует на Коль дю Галибье на четвертом этапе Тур де Франс 2024

Тадей Погачар (UAE Team Emirates) атакует на Коль дю Галибье на четвертом этапе Тур де Франс 2024

По мнению некоторых сторонних наблюдателей, борьба за титул чемпиона Тур де Франс 2024 года должна была начаться и закончиться в Италии. К четвертому этапу и подъему на Галибье, по словам опытного и откровенного французского спортивного директора Марка Мадио в его предгоночных интервью, Тадей Погачар должен был стереть все следы соперников в GC, и только борьба за победы на этапах и во второстепенных классификациях должна была идти полным ходом.

Но этого не произошло. На первом этапе демонстрация силы UAE на сложнейшей серии подъемов после Гранд Департ в Фиренце была отменена на полпути. Вместо этого за первую победу на этапе Тура боролись отрыв и небольшая группа спринтеров, а Ромен Барде и его товарищ по команде DSM-Firmenich-PostNL Франк ван ден Брук драматично отбивались от преследователей. На втором этапе Погачар снова не смог совершить один из своих ожидаемых дальних сольных бросков на повторных подъемах на крутой подъем Сан-Лука в Болонье, и вместо этого его гораздо более короткая атака вызвала столь же решительный ответ со стороны заклятого соперника Йонаса Вингегаарда (Visma-Lease A Bike).

Если Мадиот ошибся, то следующей очевидной точкой отсчета стал ужасающе сложный, пробивной альпийский подъем на четвертом этапе. Ему предшествовал бесконечный, но в целом преодолимый подъем в Сестриере, а затем гораздо более короткий подъем кат. 2 на Монженевр с французской стороны альпийской границы, и почти не имело значения, что Галибье затем был преодолен по «более легкой» южной дороге.
И к этому моменту относительно неторопливый (или неэффективный, смотря с какой стороны посмотреть) старт Погачара на Туре уже начал вызывать вопросы.

Однако все изменилось на 26-километровой трассе Галибье. В начале гонки EF Education-EasyPost установила довольно стабильный контрольный темп на Сестриере для лидера гонки Ричарда Карапаза, но когда Тур вернулся во Францию, именно товарищи из ОАЭ Нильс Политт, Павел Сиваков и Тим Велленс начали тяжелый подъем для Погачара.

Демонстрация силы ОАЭ продолжалась на протяжении всего пути от горного города Бриансон до бесконечно длинного неклассифицированного Col de Lauteret. Слишком неорганизованный отрыв медленно рассыпался на части по мере того, как его преимущество сокращалось, и к тому времени, когда они достигли печально известного правого поворота с дороги А на гораздо более сложные верхние склоны Галибье, несмотря на то, что Ойер Лазкано (Movistar) все еще мужественно пытался сохранить преимущество, стало ясно, что победитель этого дня появится из общей группы.

Больше, чем Погачар, настоящими звездами Галибье изначально была его команда. Координация не была абсолютно идеальной, учитывая то, как Жоан Алмейда кричал Хуану Аюсо, чтобы тот шел впереди и тянул. Но эффект от ускорений португальских и испанских гонщиков, не говоря уже о прошлогоднем подиум-финишере и победителе первого этапа Адаме Йейтсе, был просто разрушительным.

Первым из знаменитостей, кто отступил благодаря коллективному давлению ОАЭ, стал Саймон Йейтс (Jayco-AIUIa), четвертый на Тур де Франс в прошлом году и на тот момент являвшийся, по меньшей мере, претендентом на подиум. Другие, такие как Иган Берналь и Герайнт Томас (Ineos Grenadiers), уже давно были вне игры, но когда Примож Роглич (Red Bull-Bora-Hansgrohe) оказался в беде, а Ремко Эвенепоэль (Soudal-QuickStep) также начал слегка барахтаться, ущерб был впечатляющим. Наконец, дело дошло до самого Погачара, который задержал свое ускорение до последнего километра из-за встречного ветра, как он позже заявил, хотя столь поздняя атака такого типично импульсивного спортсмена на Туре вызвала множество слухов о его плохом самочувствии. На последних поворотах, ведущих к вершине заснеженного подъема, Эвенепоэль поначалу отвечал, но Вингегаард оказался ближе всех к Погачару. И Вингегаард справился c ним, хотя и с разрывом в несколько секунд на вершине.

Но на спуске Погачар выиграл гораздо больше времени, чем казалось на первый взгляд. Видно, что Вингегаарду хватало чистой силы, чтобы сохранять минимальное отставание от Погачара на подъемах, при условии, что дистанция была относительно короткой. Однако гораздо большая потеря времени на спуске, вероятно, показала, что ему не хватало выносливости, которую могут дать только 12 недель полноценной подготовки к «Тур де Франс», и когда Погачар довел его до предела, недостаток базовой выносливости действительно дал о себе знать.

Во-вторых, на Галибье Вингегаарду не хватало поддержки со стороны его команды. Маттео Йоргенсон явно старался изо всех сил, чтобы помочь датчанину, но он не справился с массовым подъемом в ОАЭ, и отсутствие Сеппа Кусса, Роглича или Стивена Крюйсвейка из списка участников Тура 2024 года для Visma-Lease A Bike, которые поддержали бы Вингегаарда на Галибье, было заметным. Ваут ван Аерт, который, как и Вингегаард, находится на пути восстановления после тяжелой аварии в марте этого года, на горных этапах Тура не был близок к своему монументальному 2022 году. Вместо этого после бесплодной погони Вингегаарду пришлось прибегнуть к помощи временных союзников, таких как Эвенепоэль, чтобы сократить отставание. Для сравнения, UAE Team Emirates действовали на своем лучшем коллективном уровне за все время проведения «Тур де Франс», сократив лидирующую группу до восьми человек, прежде чем Погачар наконец атаковал. Как индивидуально, так и с точки зрения своей команды, Погачар находился в гораздо более выгодном положении, чем действующий чемпион «Тура». И на Галибье это проявилось в первую очередь.

НЕОДНОЗНАЧНАЯ РЕАКЦИЯ НА ГРАВИЙ

Ремко Эвенепоэль (Soudal-QuickStep) атаковал на гравийной дороге в Труа на 9-м этапе

Ремко Эвенепоэль (Soudal-QuickStep) атаковал на гравийной дороге в Труа на 9-м этапе

Большинство претендентов на победу в Тур де Франс не любят опасность и непредсказуемость гравийных этапов, но после захватывающей гонки на бургундских chemins blancs на 9-м этапе близ Труа они наверняка будут сталкиваться с ними гораздо чаще в ближайшие годы.

Энтони Тургис обошел Тома Пидока и Дерека Ги после отрыва на 156 км и принес TotalEnergies историческую победу. Однако на сухих, пыльных и даже каменистых дорогах соперников по GC ждала не менее драматичная гонка и не менее высокие эмоции.

Тадей Погачар совершил несколько дерзких атак, к ним присоединились Ремко Эвенепоэль и Йонас Вингегаард, когда до конца гонки оставалось 77 км. Эвенепоэль предположил, что «весь Тур мог бы быть решен здесь», но Вингегаард решил не ехать, так что троица успокоилась и вернулась в пелотон.

В конце этапа, когда до финиша оставалось всего 17 км, Погачар предпринял еще одну атаку, и Вингегард смог справиться с ним только благодаря огромным усилиям Кристофа Лапорта и Йоргенсона. Эвенепоэль и Роглич отдалились, но Вингегаард опять не захотел идти в мано-а-мано со словенцем и остался на месте.

На финише Вингегаард не проиграл Погачару ни секунды, несмотря на то, что последние 100 км проехал на велосипеде своего товарища по команде Яна Траника, и таким образом Visma-Lease a Bike даже нанес моральный удар по своим соперникам и особенно по Погачару.

Эвенпоэль не был так впечатлен.

«Мы должны учитывать тактику и ситуации в гонке, но иногда нужны и яйца, и, к сожалению, у Йонаса их сегодня не было», — сказал Эвенепоэль.

Вингегаард придерживался иного мнения об этапе, при этом он ответил молодому бельгийцу.

«Это не было недостатком «яиц», я просто ехал умно. Мы были сосредоточены на том, чтобы не терять время», — сказал Вингегаард, решив бороться с Погачаром и Эвенпоэлем каждый день.

Гравийный этап в Труа стал для Вингегаарда своеобразным символом «Тур де Франс» 2024 года.

Он возвращался после страшной аварии, у него было мало времени на тренировки. Тем не менее, он и Visma-Lease a Bike гонялись как могли, в основном обороняясь, но никогда не боясь попробовать что-то или пережить страдания, будь то в высоких горах или на гравийных дорогах центральной Франции.

ЛОЖНЫЙ РАССВЕТ ВИНГЕГААРДА В ЛЕ ЛИОРАНЕ

Вингегард обыгрывает Погачара в броске и выигрывает 11-й этап в Ле Лиоране

Вингегард обыгрывает Погачара в броске и выигрывает 11-й этап в Ле Лиоране

История — это рассказ победителей, как говорится в клише, и в последние 10 дней Тура Тадей Погачар доминировал настолько, что сомнения, которые, должно быть, терзали maillot jaune и его команду после событий в Ле Лиоране, практически стерлись из памяти.

До того малоизвестного финиша в Центральном массиве, который последний раз посещался гонщиками в 2016 году, Тур был патовым, Погачар с небольшим отрывом лидировал по очкам, и это преимущество оставляло достаточно места для воспоминаний о том, как Вингегаард разметал поле в 2023 году. Правда, Погачар провел впечатляющую атаку на Сан-Луке, но Вингегард, гонщик из «большой четверки» с лучшим послужным списком на Туре, не считая самого словенца, ответил. Да, Погачар выиграл время на Галибье, но разница измерялась не минутой или двумя, а секундами. Он опередил Вингегаарда в испытании временем, но менее чем на 30 секунд. Каждый раз, когда Вингегаард заявлял, что потери оказались гораздо меньше, чем он ожидал, датчанина трудно было упрекнуть, и каждый раз сомнения в том, что Погачар способен выполнить исторически сверхсложный «дубль», росли все больше.

11-й этап в Ле-Лиоране, постоянно волнистый день 211-километровой гонки по отдаленным дорогам главного горного хребта центральной Франции, должен был изменить ситуацию. После неустанной гонки команды UAE Team Emirates на кат. 2 Col de Néronne, дальнейшего наращивания темпа Адамом Йейтсом и разрушительной начальной атаки Погачара на ужасающе трудном подъеме к Puy Mary Pas de Peyrol казалось, что Вингегард наконец-то сломался. По сравнению с мизерными достижениями на вершине Галибье, резкое ускорение Погачара в день более чем 4000-метрового подъема в один момент дало более 30 секунд. Но затем произошло немыслимое: преодолев вершину и выйдя на следующий подъем, расположенный всего в нескольких километрах дальше, Погачар начал неоднократно оглядываться назад и заметно замешкался.

Причины и следствия его нервных действий и внезапного прекращения его обычного плавного стиля педалирования были погребены под множеством пересекающихся интерпретаций и объяснений. Они варьируются от его неуверенности в полном маршруте гонки и расстоянии до финиша до отсутствия информации о том, кто преследует, до короткой (и нерешенной) проблемы с задним колесом, которое он ошибочно посчитал проколотым, до слухов о том, что он забыл дозаправиться, как в Коль дю Гранон в 2022 году. Ни один из этих вариантов не был полностью подтвержден UAE Team Emirates, но какова бы ни была причина, сценарий выглядел совершенно странным: Погачар был один и впереди всех — почему бы ему просто не сделать то, что он уже делал неоднократно, от Страде Бьянче до полудюжины раз на Джиро, и не реализовать свое преимущество?

Вместо этого, когда Погачар заметно замедлился, оказалось, что Йонас Вингегард стильно оторвался, продираясь сквозь туман, чтобы снова оказаться в пределах досягаемости от Погачара задолго до вершины следующего за ним подъема cat.2, Ле Пертус. Словенец спринтерским рывком заработал временной бонус на вершине Пертуса, опередив Вингегаарда, но в гонке, которая всегда должна была выигрываться по минутам, а не по секундам, хвататься за такое небольшое преимущество было похоже на то, что хвататься за соломинку.

И дальше было еще хуже. После того как Погачар преодолел последний подъем на Ле Лиоран, он начал упорно обороняться от Вингегаарда в спринте, но потерпел поражение. Суммируя временные бонусы, Вингегард сократил разрыв всего на одну секунду, но это был сильный психологический удар, который позволил Вингегарду, как он подтвердил после окончания Тура, думать, что у него есть реальные шансы на победу. Даже когда Ле Лиоран практически подтвердил, что Тур, по сути, представляет собой дуэль двух человек, учитывая трудности Роглича и предпочтение Эвенепоэля ехать консервативно, а не рисковать подиумом, выбирать между Вингегаардом и Погачаром в качестве фаворита стало просто невозможно.

Все изменилось бы еще раз, причем в пользу Погачара, в два больших дня в Пиренеях. Но после 11-го этапа в СМИ появились сообщения о том, что Погачар перестарался, что к концу Пиренеев майка будет на плечах Вингегаарда, что Ле Лиоран стал настоящим поворотным пунктом и что теперь преимущество на стороне датчанина. Многие наблюдатели считали, что исход гонки не будет решен, по крайней мере, до заключительных альпийских этапов или даже до последнего тайм-триала в Ницце. Как же мы все ошибались — но как же верно это чувствовалось в тот момент.

ПОГАЧАР ВЫИГРАЛ ПИРЕНЕЙСКУЮ ГОНКУ НА ПЛАТО ДЕ БЕЙЛЬ

Тадей Погачар (UAE Team Emirates) победил на 15-м этапе, поднявшись на Плато де Бейль

Тадей Погачар (UAE Team Emirates) победил на 15-м этапе, поднявшись на Плато де Бейль

Если в Центральном массиве чаша весов, казалось, склонилась в сторону Вингегаарда, то на пиренейском двойном этапе Тура чаша весов окончательно перевесила в пользу Погачара. С этого момента и до Ниццы ему не было равных.

Победа Погачара на Пла-д’Адет на 14-м этапе уже была серьезным ударом, но вряд ли решающим. 39 секунд, которые он там набрал, увеличили его общее преимущество до двух минут, но вечером возле автобуса Visma Вингегаард демонстрировал спокойную уверенность в том, что на дороге к Плато-де-Бей через 24 часа все будет иначе.

Вингегаард рассудил, что его выносливость будет вознаграждена в конце более длинного и сложного этапа. Исходя из этого, он направил своего товарища по команде Маттео Йоргенсона, чтобы тот задал свирепый темп у основания подъема, а затем, когда оставалось пройти более 10 км, резко ускорился, пытаясь обогнать Погачара.

По его собственным словам — и согласно большинству внешних оценок его мощности — Вингегаард показал, возможно, лучшее восхождение в своей карьере на Плато де Билль. Проблема заключалась в том, что он соревновался с совсем другим Погачаром, нежели тот, которого он так уверенно победил в двух последних июлях. Если этим летом Погачар поднялся на новый поразительный уровень, то Плато-де-Бей стало его апофеозом.

Когда до финиша оставалось 5,5 км, Погачар атаковал, чтобы вырвать еще одну минуту у Вингегаарда и почти три у Эвенепоэля. Остальные участники Тура были разбросаны по склонам гор, и только 21 человек финишировал в пределах 20 минут от желтой майки.

Если разрыв во времени с современниками говорил о многом, то точный смысл сравнений между Погачаром и предыдущими поколениями был менее определенным. Когда выяснилось, что Погачар уложил в 3:40 рекорд Марко Пантани на Плато-де-Бей 1998 года, разгорелась знакомая и, казалось, неразрешимая дискуссия.

Для одних выступление ведущих гонщиков на этом Туре вызывало самые серьезные подозрения. Для других их скорость была просто побочным продуктом различных технологических, питательных и тренировочных достижений, которые велоспорт пережил за последние годы. Все дело в глазах зрителя. Как и всегда.

«Конечно, всегда будут сомнения, потому что велоспорт был в прошлом, до моего времени, настолько ущербным, — сказал Погачар в Ницце в воскресенье вечером.

Все, конечно, согласятся с тем, что в 2020-х годах развитие велоспорта резко ускорилось, а сама природа гонок высшего уровня сильно изменилась на наших глазах. Как всегда, UCI должен активизировать свои усилия, чтобы гарантировать достоверность того, что мы наблюдаем.

ВЫЗОВ ВИНГЕГААРДА ТИХО УГАС НА БОНЕТТЕ

Погачар оглядывается на исчезающих Вингегаарда и Эвенепоэля, когда преодолевает подъем на Изола 2000

Погачар оглядывается на исчезающих Вингегаарда и Эвенепоэля, когда преодолевает подъем на Изола 2000

Погачар, возможно, фактически выиграл Тур на Плато-де-Бей, но Вингегаарду потребовалось еще пять дней, чтобы признать свое поражение. Преодолев прокол легкого и многочисленные переломы только ради того, чтобы принять участие в этом Туре, Вингегаард вряд ли сложил бы оружие на столь раннем этапе. С наступлением третьей недели он и его команда Visma продолжали верить в его выносливость и превосходство на высоте.

В частности, Visma рассчитывала на тяжелый 19-й этап, на котором гонке предстояло преодолеть Коль-де-Варс и Симе-де-ла-Бонетт, а затем финишировать на Изола-2000. Бонетт высотой 2800 метров казался очевидным местом для натиска Visma, подобного тем, что они обрушили на Погачара на Галибье в 2022 году и на Коль де ла Лозе в прошлом году.

Действительно, Погачар предсказал это во время своей пресс-конференции в день отдыха, когда заявил, что верит в то, что Visma пойдет на все в один или другой из последних дней в Альпах. Когда Маттео Йоргенсон, Вилко Келдерман и Кристоф Лапорт вырвались вперед на первых километрах 19-го этапа, стало ясно, что «Висма» затевает особую игру.

Однако «аве Мария» так и не состоялась. Хотя Кельдерман и Йоргенсон все еще были в отрыве на вершине Бонетт, ожидаемая атака Вингегаарда не состоялась. На середине подъема Вингегаард тихо сообщил по радио своим товарищам по команде Visma, что у него просто не хватает сил для реализации плана.

Ровно за год до этого на Коль-де-ла-Лозе закончился вызов Погачара на Тур 2023 года, который был увековечен словами, произнесенными им по радио: «Я ушел, я умер». Решение компании Visma исключить радиосвязь из телевизионных трансляций означало, что слова Вингегаарда остались в тайне. Но когда «Бонетт» прошел без атаки Вингегаарда, все поняли, что Тур завершился как соревнование.

Погачару оставалось только увеличить счет, хотя он и настаивал на том, что участвует в гонке не для того, чтобы отомстить за поражения двух предыдущих лет. После победы на Isola 2000 он удвоил преимущество на Col de la Couillole днем позже, когда проследил за ускорением Вингегаарда, а затем обошел его на последнем километре. Неизбежно Погачар добавил к этому финальную гонку на время в Ницце. В итоге его доминирование было полным.

Закладка Постоянная ссылка.