Бельгийский спринтер вспоминает свой чрезвычайно успешный сезон 2023 года и рассказывает о своих целях на этот год.
Джаспер Филипсен сменил синюю форму команды на зеленую майку «Тур де Франс» прошлым летом, после того как его спринтерский рывок стал неофициальным титулом самого быстрого человека в мире.
Эта тенденция стремительно развивалась в первую неделю «Тура» и не собиралась ослабевать по ходу гонки. На последнем километре третьего этапа, проходящего по улицам Байонны, Alpecin вырвался вперед, а Филипсен — со злобной гримасой — вырвался из-за колеса Матье ван дер Поэля и пробил себе дорогу к первой победе в гонке.
В свое время задавались вопросом, не является ли Петер Саган переодетым Брюсом Баннером, но форма Филипсена в 2023 году вскоре выявила невероятную громадину истинной личности велосипедиста.
В прошлом сезоне Филипсен одержал 19 индивидуальных побед, включая результаты на «Туре», что еще больше укрепило его право на трон самого быстрого человека. 25-летний спортсмен был просто на голову выше остальных и говорит, что в этом году он намерен повторить свою форму, ведь на горизонте маячат Олимпийские игры в Париже.
В эксклюзивной беседе сФилипсен говорит, что участие в Олимпийских играх — это не главное, и это хорошо, потому что, учитывая звездный состав сборной Бельгии по шоссейным гонкам, он может даже не выйти на старт.
«Конечно, я надеюсь быть там», — говорит он. «До этого еще очень далеко, но я надеюсь, что смогу приехать в Париж и принять участие в соревнованиях».
«Есть очень много хороших гонщиков», — добавляет он. «Мне просто нужно продолжать выступать так, как я это делал, показывать результаты и демонстрировать, что я один из сильнейших на таком типе местности, который они используют для шоссейной гонки в Париже. Это все, что я могу сделать».
Характер лучших спринтеров таков, что они громкие, наглые и кричат с крыш о своем великолепии. Однако пять минут общения с непритязательным Филипсеном показывают, что он — полная противоположность: он регулярно преуменьшает свои успехи и избегает громких слов.
Но когда речь заходит о Париж-Рубэ, Филипсен улыбается и впервые начинает говорить о себе. Его второе место на святом бетонном велодроме, позади товарища по команде Матье ван дер Поэля, примечательно тем, что он обошел куда более опытных гонщиков классики, чтобы занять место на подиуме. Его спрашивают, может ли он сделать еще один шаг вперед в этом году: «Почему бы и нет?» — отвечает он.
«Посмотрим», — говорит Филипсен. Я знаю, что мы будем строить планы всей группой в январе, но я думаю, что с учетом того, как я развиваюсь как гонщик, было бы правильным решением посмотреть на классику».
Конечно, «Тур де Франс» — это большая цель, но, надеюсь, я смогу включить в нее и несколько больших классических гонок, потому что я просто обожаю участвовать в них, это моя настоящая страсть».
МЕЧТАЮ О РУБЕ
«Думаю, в данный момент для меня такая гонка, как Фландрия, слишком сложна, потому что она слишком холмистая, но, возможно, через несколько лет я смогу там соревноваться», — добавляет он. «Я думаю, что Классика, которую я скорее всего выиграю, это Рубе. Я уже показал, что эта гонка мне подходит… Конечно, для меня нет ничего невозможного в том, чтобы вернуться и победить там».
Филипсен вырос в Моле, в бельгийской Восточной Фландрии, в той же провинции Антверпен, откуда родом Том Бунен.
Как и Бунену, и всем другим профессиональным велогонщикам из этого региона, велогонки прививались Филипсену с раннего возраста. «Это просто часть культуры, вы растете с ней», — говорит Филипсен. В детстве ты постоянно смотришь это по телевизору, поэтому хочешь быть таким же, как те парни, которых ты видишь».
«Сначала я занимался футболом, но потом переключился на велоспорт, и он мне понравился гораздо больше. Мне просто всегда нравились физические виды спорта. У меня всегда было больше физического таланта, чем технического. В футболе нужно немного больше технических навыков, но я просто был лучше в физическом плане».
Физическая сторона спорта привела Филипсена в известную команду Акселя Меркса Hagens Berman Axeon.
Через год его позвали в UAE Team Emirates, где он выступал вместе с будущим победителем «Тур де Франс».
«Думаю, сейчас они представляют собой нечто большее, чем тогда», — говорит Филипсен о своей бывшей команде. «Конечно, работа в крупной команде WorldTour также оказывает давление на молодого парня. У меня не было терпения ждать, пока я стану лучшим велогонщиком, которым я мог бы стать, я всегда был нетерпелив к этому. Я хотел быть там, где я сейчас, уже с самого начала, но это не так просто. Так что я думаю, что давление — это то, что я сам на себя накладывал тогда.
«Я сам испытывал стресс и нетерпение, чтобы стать тем велосипедистом, которым я хотел быть».
«Так что это была самая большая причина, по которой я покинул UAE», — добавляет он. «Они явно собирались стать командой GC с [Тадеем] Погачаром. Тадей развивался и совершенствовался больше, чем я на заре своего пути.
«Он сразу же оказался там, выступая на самом высоком уровне. Я был там на хорошем уровне, но не на самом высоком. С моими личными амбициями было лучше перейти в Alpecin-Deceuninck.
«Они больше сосредоточены на спринте и классике, а это то, что меня всегда устраивало. Конечно, в команде есть и Матье ван дер Поэль, но команда не может полагаться на одного парня. Я счастлив быть с ним в одной команде, думаю, мы хорошо дополняем друг друга».
ЖИЗНЬ В АЛЬПЕЦИНЕ-ДЕШЁНИНКЕ
Вскоре Филипсену удалось добиться успеха. В 2021 году в составе Alpecin бельгиец выиграл девять гонок, включая два этапа «Вуэльты Испании». С тех пор он стабильно прогрессировал каждый год, выиграл два этапа на «Тур де Франс» в 2022 году, а затем вернулся к доминированию в спринтах и одержал четыре победы в 2023 году, став обладателем зеленой майки «Тура» и 19 побед в гонках за год.
Размышляя о своем годе превосходства в бешеном мире спринта, Филипсен рассказал, что внимание к психологической стороне выступления — это то, что помогает ему оставаться на вершине.
«Я думаю, это очевидно, и мы можем сказать, что это был мой лучший год», — говорит он. «Ключевым моментом, на мой взгляд, было сохранение психологической свежести. В начале года мы говорили, что важно, чтобы я получал удовольствие от того, что делаю в течение года, и наслаждался сезоном. Конечно, бывают взлеты и падения, но это неизбежно.
«Мы также старались не делать в гонках и на тренировках того, что тебя полностью выматывает, и ты не можешь поддерживать постоянство и разрушаешься после двух или трех гонок. Этого мы старались избегать и это помогало мне оставаться психологически свежим».
Это проявилось весной, когда Филипсен не только занял второе место на Рубе, но и выиграл два этапа на Тиррено-Адриатико и во второй раз победил на Шельдеприйсе, что доказало, что форма набирается по мере приближения Тура.
«Я думаю, что уже из-за того, как я начал сезон, я мог идти к нему с большой уверенностью, — говорит он. У меня и Матье была хорошая, сильная команда, и мы могли повеселиться на спринтерских этапах и сделать так, чтобы нас было трудно обойти с тем отрывом, который у меня был».
«Думаю, это то, над чем мы неизбежно постараемся еще больше поработать и взять на вооружение в следующем году, чтобы мы снова могли выступать как команда».
ДОМИНИРОВАНИЕ НА ТУР ДЕ ФРАНС
Оглядываясь на Тур, 25-летний гонщик выделяет одну победу на этапе как символическую и говорит, что она определила его быстро растущую личность гонщика.
«Я думаю, что мой четвертый этап был самым приятным для меня», — говорит он. «Это потому, что на меня оказывалось сильное давление и меня обсуждали за пределами команды. Многие говорили, что он не может без Матье [ван дер Поэля], не может удержаться на своей позиции и так далее.
«Думаю, эта победа полностью перечеркнула все эти разговоры».
«Я всегда знал, что это возможно, и что у меня есть силы и мощь, чтобы сделать это. И, конечно же, сделать это по-честному. Так что это было весело».
Тем не менее, несмотря на то, что Филипсен доминировал на более плоских этапах, победа на втором этапе на Елисейских полях в Париже ускользнула от него, так как Жорди Меус (Bora-Hansgrohe) опередил его и стал неожиданным победителем. Филипсен признает, что упустить еще одну победу в последний день в столице Франции было больно, но объясняет это тем, что напряженные три недели гонок начали сказываться.
«В конце Тура я был ментально или физически уже не на своем лучшем уровне», — объясняет он. «Всегда быть на виду, бороться за зеленую майку сложнее, чем люди думают. Даже если у меня было хорошее преимущество, ты все равно постоянно занят этой майкой и думаешь о ней каждый день».
Он добавляет: «Я также думал о том, что через две недели после этого у меня будет чемпионат мира в Шотландии, и хотел приберечь к этому времени свои силы».
После завоевания зеленой майки горячая серия Филипсена продолжилась и после «Тура», и его сезон завершился четырьмя победами на этапе Президентского велотура Турции.
Когда мы назвали его «самым быстрым человеком в мире» в 2024 году, он отнекивается. «В этом году снова новый год и новые, более молодые ребята придут. Но и те, кто постарше и поопытнее, которые были на протяжении многих лет, все еще находятся на высшем уровне и стараются выиграть как можно больше.
«Я знаю, что у нас хорошая команда, и у нас хороший настрой, чтобы попытаться повторить это как группа. Но, конечно, этот спорт не дает никаких гарантий.
«Приятно быть тем, кто побеждает, но в 2024 году, если ты больше не показываешь высоких результатов, появится кто-то другой. Поэтому вы стараетесь оставаться на вершине, но это сложнее всего».