Говорят, что первое попадание на подиум Гранд-тура — это переломный момент в карьере любого гонщика. Но Адам Йейтс считает, что краткосрочные последствия третьего места на Тур де Франс в июле этого года не будут слишком заметны.
«Я так не думаю», — ответил Йейтс на вопрос, будет ли он теперь пользоваться защищенным статусом в июле после того, как вместе с товарищем по команде Тадеем Погачаром занял подиум в Париже в прошлом году.
«Может быть, вы знаете больше меня, но, насколько я знаю, моя работа остается прежней. Я пришел в эту команду с идеей помочь Тадею выиграть Тур, и в прошлом году мы были довольно близки к этому: у нас было два парня на подиуме, мы выиграли четыре этапа, только один парень был лучше нас…»
Когда дело доходит до определения иерархии команды UAE Team Emirates на Туре 2024 года, Йейтс считает несущественным тот факт, что перед прошлогодней гонкой менеджер Мауро Джанетти представил его в качестве со-лидера вместе с Погачаром. По его мнению, это «со-лидерство» было просто дымовой завесой.
«Это было сделано, чтобы немного ослабить давление на Тадея: у него была тяжелая весна, травма, но мы все знали в тренировочном лагере, что он хорош. Это было просто для подстраховки, запасной план, чтобы, если в этот раз что-то пойдет не так, он оставался главным».
Однако в свете того, чего он добился в июле прошлого года, Йейтс считает, что в среднесрочной перспективе его возможности как гонщика на этапах гораздо выше. Но если борьба за «Тур» не представляется возможной, он может включиться в борьбу за GC уже в августе 2024 года — а если нет, то, возможно, в мае 2025 года.
«Очевидно, что я хотел бы стать лидером в Гранд-туре — возможно, в Вуэльте, если я хорошо выйду из Тура. Если я буду чувствовать себя хорошо и свежо, команда говорит, что даст мне возможность, хотя в команде много парней, которые могут показать хороший результат в GC, так что посмотрим».
Потеплев, он добавляет: «Может быть, в один год я смогу выступить по другой программе: Я много раз участвовал в Туре, но только один раз в Джиро и несколько раз в Вуэльте. Так что, возможно, в следующем году я попрошусь на «Джиро» и получу свою возможность там».
Но не только третье общее место Йейтса на Туре, победа на первом этапе и лидерство в гонке в течение четырех дней способствуют его нынешнему оптимистичному настрою на сезон 2024 года и последующие годы.
До июля он одержал общую победу на Туре Романдии, стал вторым на Criterium du Dauphiné, выиграл этап на вершине и занял третье место на Туре ОАЭ. Во второй половине сезона он был самым быстрым в группе на Гран-при Монреаля. Даже если исключить из уравнения Тур де Франс, 2023 год все равно стал его лучшим сезоном на сегодняшний день, да еще и с победами с февраля по сентябрь.
ПЛАНИРОВАНИЕ НАПЕРЕД
По его словам, более высокий уровень общего успеха во многом объясняется гораздо более ровным состоянием гонок в течение сезона и отсутствием невезения, хотя он все же попал в аварию на начальном этапе «Вольты Каталонии», которая выбила его из общей борьбы. Кроме того, в UAE была гораздо более тщательная предсезонная подготовка и лучше выстроенная командная иерархия, что сыграло свою роль.
«У них уже был план для меня, и они знали, что со мной делать», — сказал Йейтс в интервью в конце 2022 года.
«Для меня это самое важное — иметь план, знать, чего они хотят от меня, и знать, что они будут доверять мне и поддерживать меня».
Прошло 12 месяцев, и вот уже Йейтс, сидя в том же отеле, что и в декабре 2022 года, и всего в нескольких метрах от того места, где он давал интервью, соглашается, что планирование сыграло ключевую роль в его успехе в 2023 году.
«Для меня да, это имеет значение, когда ты с самого начала составляешь план и знаешь, какие у тебя цели и какая у тебя работа в команде», — говорит он.
«Я с самого начала знал, что на Туре мне нужно быть на высоком уровне, и я должен работать над этим, а на других небольших гонках и однодневках у меня будет возможность. Если в следующем году все будет так же, как и в прошлом, это сработает».
«Кроме того, я был очень последователен в течение года, что стало для меня приятным изменением. Я не болел, у меня не было серьезных травм, даже когда я попал в аварию в Каталонии, я потерял время, но смог восстановиться после этого».
Учитывая то, как хорошо он выступил в прошлом году, кажется логичным, что его программа гонок не будет сильно отличаться в первой половине года: Тур Омана может стать возможным вариантом, «в зависимости от дистанции и прочего», а затем, вероятно, будет возвращение на Тур ОАЭ второй год подряд.
«Если это работает, то стоит ли так уж сильно что-то менять?» риторически спросил Йейтс. «Поэтому все будет примерно так же — Тиррено, Страна Басков…., и я не буду возражать, если команда будет доверять мне и давать достаточно времени на восстановление между гонками. И неважно, на какую гонку команда меня отправит, лишь бы она мне хоть немного подходила».
ПЛАН НА 2024 ГОД
Еще один стимул для его кампании 2024 года заключается в том, что, как он отмечает, не было смены команды, поэтому не нужно адаптировать оборудование или экипировку, и это позволяет ему чувствовать себя «даже немного лучше, чем в прошлом году, так что никаких жалоб».
Возникает вопрос, чувствует ли он, что у него есть незаконченное дело с Туром ОАЭ, поскольку, возможно, это единственная гонка, которую он знает, что может выиграть — как он сделал в 2020 году — но в 2023 году это не получилось так хорошо, как ожидалось.
Для команды UAE Team Emirates Тур ОАЭ, являющийся их домашней гонкой и крупнейшим ближневосточным событием, также является главной целью. Однако Йейтс предпочитает смотреть на вещи реалистично, говоря: «Это не совсем та гонка, которая мне подходит, там много равнинных этапов и, как правило, есть равнинная гонка на время».
«Но мне там нравится, там весело, дороги отличные, а отели очень хорошие. Так что это хороший способ начать сезон и хорошо подготовиться к оставшейся части года».
Само собой разумеется, что маршрут «Тур де Франс» гораздо более вариативен, чем уныло предсказуемый формат каждой версии «Тура ОАЭ», и в этом году уже второй год подряд его первая неделя необычайно сложная. Йейтс говорит, что пристрастие нынешних организаторов «Тура» к столь резким изменениям в самом начале соревнований он оценил по достоинству — по крайней мере, в этом году.
«Мне нравится, когда вначале тяжело, потому что меньше шансов попасть в аварию», — утверждает он. «В этом году в Бильбао все было очень хорошо, болельщики очень уважительно относились к нам. В 2018 или 2019 году мы стартовали где-то на севере Франции, и там каждый день случалось по четыре-пять аварий».
Что касается меня, то я просто должен быть лучшим, на что я способен в июле. Я здесь, чтобы делать свою работу на высшем уровне».
НА ШАГ ВЫШЕ
Йейтс, который сам является довольно импульсивным гонщиком, когда речь идет об атаке, а не о чрезмерном расчете, похоже, нашел в Погачаре родственную душу, а успешность словенца, по его словам, делает еще более привлекательной его поддержку на дороге.
«С Тадеем очень легко работать, он просто хочет работать на полную катушку, даже когда это не совсем уместно. Это просто его путь, и в результате он выигрывает много гонок», — говорит он. «Когда он это делает, за ним очень тяжело угнаться».
Йейтс тоже более чем убежден, что Погачар прав, пытаясь в один год повторить Джиро и Тур. С точки зрения физической устойчивости, считает он, словенская звезда доказала в прошлом году, что может вернуться после тяжелой травмы, и «показала, что у него действительно жесткий характер, так почему бы и нет?».
Хотя Йейтс уже второй год подряд будет основным помощником Погачара в горах, команда UAE Team Emirates снова усилилась. Вклад Йейтса в 2023 году, по крайней мере, с точки зрения результатов, очень большой, но команда, похоже, намерена поднять ставки еще выше в 2024 году, отправив во Францию в июле двух других финалистов Гранд-тура — Хуана Аюсо и Жоана Альмейду, а также еще одного потенциального претендента на победу в GC, нового подписанта Павла Сивакова.
На вопрос, означает ли такое расширение состава специалистов по этапным гонкам, что UAE планирует выставить четырех гонщиков на борьбу с Йонасом Вингегаардом (Visma-Lease A Bike), Йейтс отвечает прямо.
«Это вы мне скажите», — говорит он, а затем объясняет, как он расценивает увеличение состава UAE Team Emirates на июль.
«Это показывает, что мы хотим поехать туда с суперсильной командой, но то, что мы сделаем, зависит от нашего уровня и уровня парней, которых мы хотим победить. В прошлом году только один парень был лучше нас, но это спорт. Следующий год — это другой год, так что мы постараемся подняться еще на одну ступеньку выше».
ПРОСТО ПРОДОЛЖАТЬ
Это возвращает интервью к вопросу о том, как Йейтсу удалось сделать такой большой шаг вперед в Туре в 2023 году. Он всегда стремится как можно быстрее перейти к сути разговора, поэтому его ответ прост.
«Когда мне представилась возможность, я ухватился за нее обеими руками», — говорит он. И снова я повторяю одно и то же, что я не болел и не получал серьезных травм, а когда ты все правильно делаешь, все работает и складывается». «Даже за год до этого я знал, что смогу провести такой сезон».
Конечно, есть жизнь на двух колесах до и после Тура. Но учитывая, как много зависит от июля, Йейтс пока не хочет подтверждать, примет ли он участие в Вуэльте. Вместо этого он считает, что было бы разумнее посмотреть, в каком состоянии он будет после июля, прежде чем брать на себя обязательства по участию в этом соревновании.
Однако, когда речь заходит об относительно более низких общих физических требованиях однодневной гонки, даже такой сложной, как чемпионат мира, Йейтс оценивает свои шансы гораздо более оптимистично.
«В этом году трасса не то чтобы суперхолмистая, она больше похожа на канадскую, без настоящих подъемов, но всё же это почти 5 000 метров подъема», — отмечает он.
«Я еще не разговаривал с тренером команды Мэттом Брэммиером, но, возможно, эта трасса подойдет мне».
Что бы ни ждало Йейтса в 2024 году после такого замечательного 2023 года, ключевым фактором снова станет последовательность, настаивает он, а также отсутствие невезения. 31-летний спортсмен также предупреждает, что с каждым сезоном планка становится все выше.
«В этом году на Туре уровень был настолько высок, и с теми ваттами, которые нам приходилось выкладывать, чтобы быть впереди, несколько лет назад можно было бы выиграть очень легко», — говорит он. «Так что это непросто.»
Но это одна из тех вещей, с которыми приходится справляться: весь год нужно работать, чтобы становиться все лучше и лучше, и следующий год может снова стать другим».
Я очень уверен в себе, ведь всего пять-шесть лет назад пик популярности велосипедиста приходился на период с 28 до 32 лет, и только в последнее время молодые парни начали приходить к победам раньше — то ли из-за питания, то ли из-за того, что они едут в высотные лагеря в 16 лет».
«Но если я сам становлюсь лучше с каждым годом, то почему бы не продолжать?»