Представьте себе ситуацию: вам нужно установить новую шину на колесо, но, как бы вы ни старались, вы не можете ее надеть. С таким сценарием сталкивались многие велосипедисты.
В этой статье мы расскажем о правильной технике замены велосипедных шин (как установки, так и снятия) и объясним, почему некоторые шины так сложно установить.
Мы также подскажем, какие инструменты можно использовать, если вам нужна помощь при особенно плотном соединении шины и обода.
Хотя установка шины на колесо — это то, с чем большинство велосипедистов обычно справляются с комфортом, даже опытные велосипедисты сталкиваются с такими комбинациями, когда для того, чтобы надвинуть последний борт шины на край обода, требуется нечеловеческая сила и стальные пальцы.
Распространение бескамерных шин и ободов на дорожных, гравийных и горных велосипедах привело к увеличению частоты возникновения подобных проблем, поскольку бескамерные шины изготавливаются с более жесткими бортами и с более строгими допусками, чем аналогичные клинчерные шины.
Чтобы избежать стресса, боли в пальцах и не повредить хрупкие или дорогие детали велосипеда, очень важно соблюдать правильную технику при установке или замене жестких велосипедных шин.
Кроме того, в настоящее время существует множество полезных инструментов, помогающих надеть тугие шины на обода (а также некоторые инструменты, которых следует избегать).
Прежде чем мы начнем, вы можете воспользоваться ссылками ниже, чтобы сразу перейти к нужному разделу:
КАК УСТАНОВИТЬ ВЕЛОСИПЕДНУЮ ШИНУ
Правильная техника шиномонтажа — лучший способ обеспечить надевание шин с минимальным количеством хлопот.
Все более широкое распространение бескамерных систем шин и колес на велосипедах всех типов означает, что правильная техника важна как никогда.
Следующие шаги одинаково применимы как к шинам clincher, так и к бескамерным шинам.
1. Начните с того, что убедитесь, что шина развернута (если у вас складные шины) и имеет соответствующую правильную конфигурацию для установки на обод.
Если шина не совсем новая, самое время проверить ее состояние и состояние обода.
Замена изношенной шины или поврежденной ленты обода — залог безопасного движения и предотвращения будущих проколов.
Если вы заменяете шину после устранения прокола, убедитесь, что вы нашли виновника (предмет, который вызвал прокол) и удалили его, прежде чем латать или заменять камеру и снова устанавливать шину.
Если шина совсем новая, стоит «помассировать» ее, придав ей округлую форму, так как это значительно облегчит установку.
2. Придав шине правильную форму, установите один борт шины на обод.
Если ваша шина имеет направленный протектор, убедитесь, что он установлен в правильной ориентации для достижения оптимальных характеристик. Обычно это указано на боковинах шины.
Как правило, первый борт можно закрепить на ободе без инструментов, используя ладони рук (а не большие пальцы), чтобы поднять всю шину над бортом обода, хотя в исключительных случаях можно использовать рычаг для подтягивания шины.
Установка шин с шильдиком, расположенным по центру над вентилем, не только хорошо выглядит (по нашему мнению), но и позволяет разместить ключевую информацию, такую как размер шины и минимальное/максимальное давление накачки, над вентилем, где ее можно легко увидеть во время накачивания шины.
Это также служит ориентиром, поскольку вы можете сопоставить место прокола на внутренней трубке с шиной.
3. Установите внутреннюю трубку или бескамерный вентиль
Если вы используете внутреннюю трубку, добавьте немного воздуха перед ее установкой. Это поможет избежать защемления трубки бортом шины во время установки.
Однако не добавляйте слишком много воздуха, так как в этом случае трубка займет слишком много места внутри шины и не позволит борту попасть в самую глубокую часть центрального канала обода. Достаточно воздуха, чтобы придать внутренней трубке основную форму.
Бонусный совет: если вы используете латексные внутренние трубки, слегка присыпьте их тальком, чтобы они не прилипали к стенкам шины или обода и не попадали под борт шины. Это еще больше снизит вероятность защемления камеры при установке.
4. Начните установку другого борта шины на обод.
Начните с вентиля и медленно продвигайтесь по каждой стороне обода, оставляя последний кусочек немонтированной шины в центре вокруг вентиля.
По мере продвижения следите за тем, чтобы оба борта шины опускались в центральный канал обода.
В бескамерных шинах и дисках только что установленная бусина иногда будет сидеть на полке обода, а не опускаться в центральный канал, что уменьшит провисание бусины. Просто вдавите борт шины в канал большими пальцами.
5. Установите последнюю часть борта шины на обод
Именно здесь обычно начинаются сложности.
Когда вы доберетесь до последней части бусины, используйте ладони, чтобы поднять всю шину вверх и постепенно перекатить обе стороны бусины через край обода.
Хотя может возникнуть соблазн использовать большие пальцы, чтобы протолкнуть шайбу за край обода, если комбинация очень тугая, то, скорее всего, у вас будут болеть большие пальцы.
Если вы используете очень тонкие или широкие шины, которые не позволяют захватить всю шину в ладони, вам, возможно, придется прибегнуть к помощи больших пальцев, чтобы протолкнуть боковину шины за край. В таких случаях рекомендуется надевать защитные перчатки.
Если у вас что-то не получается, вернитесь к ободу и проверьте, все ли установленные части борта шины (с обеих сторон) попали в центральный канал обода. Это очень важно для того, чтобы установить последнюю часть борта с минимальным количеством хлопот.
По возможности лучше установить оставшийся борт шины, не прибегая к помощи инструментов, поскольку неправильное использование шинных рычагов и других подобных инструментов может привести к повреждению обода, внутренней трубки или ободной ленты.
Однако если установить оставшийся борт вручную невозможно, аккуратное использование инструментов поможет вам натянуть последний плотный борт на обод. Об этом мы еще поговорим.
6. Проверьте, правильно ли установлена шина, затем накачайте ее.
Проверьте, не зажата ли внутренняя трубка (если она используется) под бортом шины. Если это так, просто приподнимите шину в этом месте, чтобы освободить трубку и позволить ей вернуться в середину шины.
При использовании бескамерных вентилей с шинами, готовыми к эксплуатации в бескамерном режиме, убедитесь, что шайбы шины расположены по обе стороны вентиля, и обязательно закрепите гайку крепления штока вентиля на другом конце вентиля.
Убедившись, что оба борта шины правильно установлены по всей окружности колеса, можно накачивать шину.
КАК СНЯТЬ ВЕЛОСИПЕДНУЮ ШИНУ
Как и установка некоторых шин, снятие велосипедной шины с колеса также может быть непростым делом.
Правильная техника — ключ к тому, чтобы сделать все как можно проще, и хотя иногда можно снять велосипедную шину без инструментов, пара хороших шинных рычагов часто значительно облегчает жизнь.
1. Спустите воздух из внутренней камеры
Если вы снимаете шину из-за прокола, внутренняя трубка (при условии, что у вашего колеса она есть) уже потеряла воздух, но вам все равно придется полностью спустить воздух, чтобы облегчить процесс снятия.
Открутите головку вентиля и надавите на него, чтобы удалить лишний воздух, затем снимите фиксирующую гайку, которая накручивается на вентиль и прилегает к ободу (при условии, что вы используете такой вентиль — многие велосипедисты этого не делают). Теперь вы готовы приступить к снятию шины.
Как и при установке шин, вставьте оба борта в более глубокий центральный канал обода — это даст вам максимальную свободу действий.
2. Снятие шины без шинных рычагов
С эластичными шинами clincher, как правило, можно снять шину, не прибегая к помощи шинных рычагов.
Крепко возьмитесь обеими руками за часть шины напротив штока вентиля и поднимите ее вверх и над краем обода.
Когда небольшая часть борта шины окажется на краю обода, остальная часть шины должна легко отойти от обода.
Это может быть полезно, если во время поездки у вас не окажется рычагов для шин, а также означает, что вы с меньшей вероятностью повредите обода, ободную ленту или внутренние трубы.
Тем не менее, более жесткие шины для шоссейных или горных велосипедов (особенно с негибким бортом для бескамерных покрышек), скорее всего, потребуют использования рычагов для шин.
3. Снятие шины с помощью шинных рычагов
Вставьте зазубренный край шинного рычага под борт шины и аккуратно подденьте борт над ободом.
Когда небольшая часть борта шины будет снята с обода, крепко возьмите рычаг шины в руку и продвиньте его вперед (от себя) по краю обода, чтобы снять шину.
Если шина слишком тугая, чтобы снять ее с помощью только одного рычага, не прибегайте к грубой силе.
Вместо этого вставьте второй рычаг в нескольких сантиметрах от первого и используйте оба, чтобы снять большую часть шины.
Это даст вам необходимую слабину, чтобы сдвинуть оставшуюся часть борта с помощью шинного рычага.
Опираясь на верхнюю часть колеса, вы можете получить необходимую помощь, если будете держать колесо, чтобы оно не укатилось от вас, когда вы будете толкать рычаг шины вперед.
Когда одна сторона борта полностью оторвется от обода, вы сможете вытащить всю шину и снять ее с колеса.
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ШИНЫ ТРУДНЕЕ УСТАНАВЛИВАТЬ, ЧЕМ ДРУГИЕ?
Размеры современных велосипедных шин и колес определяются в соответствии со стандартом ISO 5775, разработанным Европейской технической организацией по шинам и ободам (ETRTO).
Например, код шины 28-622 обозначает шину с номинальной шириной 28 мм и внутренним диаметром обода 622 мм.
Как вы уже догадались, такие шины совместимы с колесами, имеющими диаметр обода 622 мм. В переводе на старые времена это колесо 700c.
Однако, поскольку существует множество различных типов велосипедных шин и ободов, выпускаемых бесчисленным количеством различных производителей, может быть множество причин, по которым одни велосипедные шины сложнее установить, чем другие.
В этом разделе мы подробнее рассмотрим некоторые из основных причин.
КОНСТРУКЦИЯ ШИНЫ
Начнем с того, что все, что делает каркас шины или ее борт более жестким и менее эластичным, скорее всего, затруднит ее установку на любой обод.
Именно по этой причине высококлассные клинчерные шины, разработанные для шоссейных гонок и испытаний на время, например, с невулканизированными хлопковыми каркасами и гибкими бортами, как правило, легче устанавливать.
Напротив, прочная шина, рассчитанная на долговечность, большой пробег и низкую стоимость — возможно, зимняя тренировочная шина или шина, предназначенная для поездок на работу на велосипеде, — может оказаться гораздо более сложным орешком.
На горных велосипедах более легкие, быстро катящиеся шины, предназначенные для гонок по пересеченной местности, скорее всего, будет легче установить, чем более жесткие, предназначенные для эндуро или скоростного спуска. Особенно это касается сверхпрочных покрышек для скоростного спуска с тяжелыми корпусами и проволочными бортами.
Кроме того, борта бескамерных шин специально разработаны так, чтобы быть нерастяжимыми, как по соображениям производительности, так и безопасности. Как правило, это означает, что у вас меньше возможностей для ошибок при установке, и поэтому может потребоваться большая сила или специальные инструменты.
ФОРМА ОБОДА
Размер и форма обода, на который вы пытаетесь установить шину, также могут существенно повлиять на то, насколько простым будет этот процесс.
Современные широкие бескамерные обода (без крюков или с традиционными крюками для бортов), скорее всего, имеют глубокий центральный канал. Это помогает, поскольку уменьшает эффективный диаметр обода после установки первого борта шины, что увеличивает свободное пространство для второго борта.
Проталкивание второго борта в этот канал по мере его установки на обод — ключевой момент для максимально простой установки шины.
Обода, предназначенные для использования только с шинами clincher, могут не иметь такого глубокого центрального канала, что может затруднить установку узких шин.
Это может затруднить установку бескамерной шины на обод, предназначенный только для клинчеров, и, как правило, этого следует избегать, даже если технически они могут быть совместимы (при условии использования внутренней камеры).
В наши дни колеса для горных велосипедов, не совместимые с бескамерными, практически не встречаются.
Благодаря более длительной истории развития бескамерных технологий в горном велосипеде, даже старые обода, не предназначенные для бескамерных велосипедов, могут быть конвертируемыми, причем системы конвертации доступны от многих брендов, таких как Stan’s и Muc-Off.
Кроме того, подавляющее большинство современных покрышек для горных велосипедов совместимы с бескамерными, вплоть до самых бюджетных предложений от крупных производителей. Таким образом, «только клинчер» — это термин, в основном предназначенный для шоссейных велосипедистов.
ДОПУСКИ НА РАЗМЕРЫ И НЕУДАЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ
Хотя точные размеры любых колес и покрышек должны точно соответствовать международным стандартам, на самом деле в процессе производства размеры любого изделия могут варьироваться в пределах допустимых отклонений.
Например, диаметр обода колеса может быть на несколько десятых миллиметра больше, чем указано в спецификации, а диаметр борта шины может быть аналогичным образом занижен.
Хотя каждый из этих факторов в отдельности может не вызывать никаких заметных проблем, неудачное сочетание чрезмерно большого обода и малоразмерной шины может привести к особенно сложному процессу установки.
СОВЕТЫ ПО УСТАНОВКЕ ТУГИХ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ШИН
Лучший совет, который мы можем дать при установке жестких шин, — это практика.
Чем лучше вы освоите правильную технику, тем легче вам будет на улице, вдали от дома, пытаться заделать прокол холодными руками.
Тем не менее, несомненно, будут моменты, когда вам придется прибегнуть к помощи специализированных инструментов, таких как рычаги для шин или инструменты для посадки шин в борта.
В этом, конечно, нет ничего постыдного. В конце концов, не существует призов за умение устанавливать шины без инструментов.
Главное, чтобы вы могли легко и безопасно привести велосипед в порядок как дома, так и на обочине дороги или тропинки.
Перчатки
Прочные перчатки для работы в мастерской помогут защитить ваши руки от перенапряжения и трения.
Кроме того, в них легче захватить кусок шины, особенно если вы работаете в жарких условиях или с потными ладонями.
Рычаги для шин
Шиномонтажные рычаги могут оказать неоценимую помощь в подтягивании последнего участка плотного борта шины к ободу, и каждый велосипедист должен иметь их при себе (часто в подседельной сумке). Они также очень полезны при снятии шины.
Удерживая противоположный борт шины на ободе, с помощью одного шинного рычага поднимите небольшую часть борта на обод. Повторяйте, пока не будет установлена вся оставшаяся часть борта.
Не начинайте с середины оставшейся части борта и не пытайтесь поднять ее всю за один раз. Это рецепт для сломанного рычага шины и множества ругательств.
Точно так же будьте осторожны, чтобы не повредить ободную ленту при использовании шинных рычагов — особенно тех, которые были в интенсивном использовании и могут иметь зазубрины или острые края.
Лучшие рычаги для шин обычно сделаны из прочного пластика, с тонким, но прочным и широким наконечником. Нам больше всего нравятся рычаги для шин Pedro’s, но любой похожий материал должен подойти.
Вообще, металлических рычагов для шин следует избегать, особенно если у вас карбоновые обода, так как они могут повредить обода.
Существуют также современные эволюции скромного шинного рычага, такие как Tyre Glider или Crankbrothers Speedier Lever.
Они предназначены для непрерывной установки борта по мере того, как вы продвигаете его по краю обода. Оба инструмента также оснащены более традиционной зазубренной кромкой для облегчения снятия шин.
По размеру и весу они схожи с традиционными рычагами для шин, поэтому их удобно носить в седельной сумке или кармане куртки.
Инструменты для посадки шин на борта
Специализированные инструменты для посадки шин, такие как Tyre Jack от Kool Stop (и аналогичные устройства других марок), могут избавить вас от множества хлопот при установке тесных шин.
Жесткая часть инструмента опирается на край обода, а шарнирная часть протягивается над шиной и цепляется за борт. Затем борт можно подтянуть вверх и надеть на борт обода.
По нашему опыту, эти инструменты отлично подходят для того, чтобы с минимальными усилиями надеть упрямые шины на обод. Единственный минус — они, как правило, слишком большие, чтобы носить их в седельной сумке или кармане для использования на дороге.
Однако они достаточно легкие, чтобы носить их в велорюкзаках.
Поэтому инструмент для установки шин может быть разумным набором, который стоит взять с собой в путешествие или длительную поездку на горном велосипеде, если вы знаете, что у вас могут возникнуть проблемы с установкой шин после прокола.
Мыльная вода
При установке бескамерных шин немного мыльного раствора поможет смазать стык обода и борта шины, облегчая скольжение борта по краю обода.
Однако не стоит пробовать этот трюк при использовании внутренних трубок, так как мокрая трубка может прилипнуть к внутренней стороне шины, что может привести к образованию дыры.
Теплая вода
Технический редактор советует сделать жесткие, свежие покрышки для горных велосипедов более податливыми, нагрев их в теплой воде в течение нескольких минут.
Когда они нагреются, резина и каркас шины должны стать достаточно мягкими, чтобы вы могли легче придать шине нужную форму и установить первый борт на обод.
Заглушки для бескамерных шин
Как уже говорилось, установка бескамерных шин часто бывает сложнее, чем установка аналогичных клинчеров.
По этой причине ремонт прокола бескамерной шины с помощью заглушек часто помогает избежать необходимости снимать борт шины с обода вдали от дома.
Набор для ремонта бескамерных шин NoTubes DART от Stan и набор заглушек для бескамерных шин Stealth от Muc-Off — два набора, которые мы высоко оцениваем.
Мы по-прежнему рекомендуем иметь при себе запасную трубку или две в крайнем случае, но заглушки для бескамерных шин, как правило, являются основным решением для устранения прокола в первую очередь.
ЧТО ЕЩЕ МОЖЕТ УСУГУБИТЬ ПРОБЛЕМУ?
Слишком много ободной ленты
При установке ободной ленты (бескамерной или другой) важно не использовать больше слоев или более толстую ленту, чем требуется.
Слишком толстая лента для обода или один или два слоя слишком много, эффективно увеличивает диаметр колеса, а значит, будет меньше провисания в борту, когда нужно будет устанавливать шину.
Вкладыши для бескамерных шин
Вкладыши для бескамерных шин, такие как система защиты шин CushCore или комплекты Air-Liner от Vitorria для шоссейных, гравийных и горных велосипедов, отлично подходят для усиления защиты обода и борьбы с проколами, а также для безопасной эксплуатации при более низком давлении в бескамерных шинах.
Однако по своей конструкции они также занимают значительное пространство внутри шины, что может помешать бортам шины опуститься в центральный канал обода при установке.
Как мы уже повторяли, это уменьшает свободное пространство в борту шины, что затрудняет ее установку и снятие.
По этой причине Vittoria включает в свой дорожный комплект Air-Liner специальный набор щипцов для борта шины и язычки для фиксации борта. Они вам почти наверняка понадобятся.
Использование внутренних камер с бескамерными шинами
Хотя бескамерные шины совместимы с внутренними камерами, при установке внутренняя камера может работать как вкладыш для бескамерных шин.
Опять же, она занимает место внутри шины и предотвращает попадание бортов в самую глубокую часть канала обода.
Это особенно актуально при установке узких (менее 25 мм) шоссейных шин на относительно узкие обода (менее 19 мм внутренней ширины), поскольку в центральном канале узкого обода остается меньше места для борта и камеры. Даже слегка накачанная трубка может упираться в стенки узкой шины.
Хотя мы советуем слегка надуть внутреннюю трубку перед установкой, чтобы избежать ее защемления шиной, может потребоваться полностью сдуть внутреннюю трубку, чтобы обеспечить максимальную слабину в бортах шины.