Марк Кавендиш, Грейс Браун, Томас де Гендт, Кристин Мажеруш — вот список самых известных людей, которые повесят свои колеса в 2024 году.
Неважно, был ли это Алехандро Вальверде в 2022 году, Аннемик ван Влеутен и Петер Саган в 2023-м или Марк Кавендиш в 2024-м: каждый раз, когда уходящий гонщик оказывает значительное влияние на эпоху в спорте — или, в случае Кавендиша, возможно, даже на больший промежуток времени — внимание СМИ может затмить новость о том, что другие ведущие имена также вешают свои колеса.
Конец 2024 года не является исключением. В сезоне 2025 года стоит помнить, что, помимо огромной потери Кавендиша, мы также лишимся пенсионеров калибра олимпийской чемпионки и чемпионки мира Грейс Браун, харизмы колумбийской «рок-звезды» Ригоберто Урана, гения отрыва Томаса де Гендта или закулисной самоотдачи такого лучшего работника команды, как Кристина Мажерус. И это лишь некоторые из них.
В спринтах же, если Марк Кавендиш явно был в своем классе, то датчанина Микаэля Мёркёва часто называли величайшим в мире лидером — и в 2025 году его тоже уже не будет в пелотоне.
Итак мы приводим обзор некоторых выдающихся представителей этого вида спорта, покидающих ряды спортсменов в конце 2024 года, и объясняем, почему они имеют такое большое значение.
Эдвальд Боассон Хаген
Велогонщик с блестящей ранней карьерой, который впоследствии стал очень ценным сотрудником и товарищем по команде.
- Лучшие победы: Тур де Франс, 3 этапа; Джиро д’Италия, 1 этап; GP Ouest-France; Gent-Wevelgem; Vattenfall Classic; Critérium du Dauphiné, 5 этапов; Eneco Tour, 2 победы в общем зачете и 5 этапов; Tirreno-Adriatico, 2 этапа.
- Количество побед в карьере: 81
Когда в 2017 году норвежец Эдвальд Боассон Хеген одержал свою третью и последнюю победу на этапе «Тур де Франс» с отрывом от соперников, газета Guardian назвала его «одним из величайших нереализованных талантов велоспорта». Но если в том, что карьера тихого «босса Эдди», как его когда-то прозвали, во второй половине заметно побледнела, нет никаких сомнений, то итоговый результат в 81 победу говорит о том, насколько успешным был Боассон Хаген в молодости и насколько талантливым он остался.
Занимая третье место в мировом рейтинге UCI в конце августа 2009 года, когда ему было всего 22 года, Боассон Хаген изначально казался обреченным на то, чтобы потрясти иерархию велоспорта до основания. Во второй год своей последней любительской карьеры его потрясающие поздние ускорения и умение вести гонку позволили ему одержать три победы на этапе «Тур де л’Авенир» в спринте малыми группами в 2006 году. Затем, в 2007 году, серия из 12 побед по ходу сезона на всех этапах, за исключением высокогорья — пожалуй, его главной «ахиллесовой пяты» на протяжении всей карьеры — намекнула на еще большую способность к триумфу на всех этапах.
И так оно и оказалось, почти сразу после того, как он стал профессионалом в январе следующего года. Ключевой компонент ошеломляющей машины побед, которой были Team Colombia и HTC в 2008 и 2009 годах, где также процветали такие спринтеры, как Марк Кавендиш и Андре Грайпель, Боассон Хаген одержал множество побед — от спринтов на Туре Британии до Гент-Вевельгема и этапов на Джиро д’Италия. Ему едва исполнилось двадцать лет, но казалось, что он уже добился успеха — и быстро.
Приобретенный Sky в 2010 году, Боассон Хаген спас их «Тур де Франс» в 2011 году, когда лидер Брэдли Уиггинс выбыл из гонки, одержав не одну, а две победы на переходных этапах. Но впоследствии этот успех был омрачен победой Уиггинса и Криса Фрума на «Вуэльте Испании» 2011 года, а в 2012 году, когда команда все больше концентрировалась на классификации Гранд-тура, не менее значительный вклад Боассона Хагена в блестящую кампанию команды все больше затмевался.
Переход Боассона Хагена в команду Qhubeka в 2015 году, где он провел самый продолжительный период своей карьеры, помог ему сохранить статус лидера. В 2016 году он одержал девять побед, самая заметная из которых — этап в Критериуме Дофине, что свидетельствует о том, что раннее постоянство еще не угасло. Но мечты о больших победах в классике постепенно угасали, и к тому времени, когда он пришел в TotalEnergies в 2021 году, он в основном перешел на роль высоко ценимого работника команды. Тем не менее, для старшего поколения Боассон Хаген надолго запомнится своим чистым победным классом во времена его расцвета в Sky, Qhubeka и HTC.
Грейс Браун
Лучшая австралийская велогонщица, завоевавшая титулы олимпийской чемпионки и чемпионки мира.
- Лучшие победы: Олимпийские игры; Чемпионат мира; Льеж-Бастонь-Льеж; Тур Даун Андер; Классика Брюгге-Де Панне; Брабантсе Пийль
- Количество побед в карьере: 26
Это была короткая, но поистине выдающаяся карьера. Лучшая австралийская шоссейная велогонщица Грейс Браун, возможно, начала профессиональную гонку в 2018 году и закончила ее в сентябре этого года в возрасте 32 лет. Но всего за семь лет профессиональной карьеры Браун создала палмарес удивительной глубины, разнообразия и, прежде всего, великолепия.
Завоевание титула чемпиона Австралии в гонке с раздельным стартом в 2019 году, первого из четырех, стало более чем весомым индикатором грядущих событий. Благодаря огромному таланту Браун в этой дисциплине она затем завоевала золотые медали в испытаниях на время на Играх Содружества (2019), Олимпийских играх (2024) и чемпионате мира (2024). Так что в некотором смысле было более чем уместно, что ее последним успехом стала гонка на время Chrono des Herbiers во Франции в октябре этого года.
Но сосредоточиться исключительно на знаменитых способностях Браун в борьбе с часами было бы далеко не справедливо по отношению к ее карьере. Ее победа в малом групповом спринте на единственном памятнике в ее послужном списке, Льеж-Бастонь-Льеж в 2024 году, была одержана в конце эпического 70-километрового сражения по таким памятным для истории Ла-Дойенна названиям, как Шток, Кот-де-ла-Редут и Кот-де-ла-Рош-о-Фокон.
В конце гонки Браун восстановила контакт с элитной группой, в которую также входили Элиза Лонго Боргини (Lidl-Trek), Деми Воллеринг (SD Worx-Protime) и Кася Нивиадома (Canyon-Sram), и, несмотря на то, что едва не разбилась на круговом повороте, впоследствии сумела обойти их всех и одержать победу.
Среди других побед на однодневках — Brabantse Pijl (2020) и Classic Brugge-De Panne (2021). Но если французская команда FDJ-Suez, скорее всего, была особенно рада, что она одержала такую важную победу на местном этапе, как Bretagne Ladies Tour в 2023 и 2024 годах, то лично Браун, несомненно, считает своим главным триумфом на главной этапной гонке Австралии Tour Down Under в 2022 году.
«Я знаю, что могу провести еще много лет в велоспорте, но я очень скучаю по жизни в Австралии с мужем, семьей и друзьями, и это то, что все труднее и труднее оставить», — написала Браун в июле в Instagram, объявив о своем уходе из спорта по окончании сезона.
Но как бы то ни было, в качестве нового президента ассоциации велосипедистов The Cyclists Alliance она, безусловно, останется на связи со спортом.
Марк Кавендиш
Спринтер, определивший целую эпоху в спорте.
- Лучшие победы: Тур де Франс, 35 этапов; Джиро д’Италия, 17 этапов; Вуэльта Испании, 3 этапа; Чемпионаты мира; Жент-Вевельгем; Милан-Сан-Ремо
- Количество побед в карьере: 165
«Я добился всего, чего мог, на велосипеде», — так Марк Кавендиш охарактеризовал свою карьеру в тот день, когда повесил колеса, и, учитывая масштаб, продолжительность и разнообразие его достижений, трудно не согласиться.
Стоит напомнить, что еще до того, как он одержал 35-ю победу на «Тур де Франс» в 2024 году, Кавендиш вместе с Эдди Мерксом уже был рекордсменом по количеству побед на этапах самой крупной велогонки в мире. Но если сосредоточиться только на «Туре» с Кавендишем, то можно проигнорировать ошеломляющий диапазон его побед — от многоэтапных гонок двух лет подряд на давно ушедшем «Туре Миссури» до маститого гиганта спорта, которым была и остается «Джиро д’Италия», от улиц Копенгагена на чемпионате мира 2011 года до булыжников и гравия Дридаагсе-Брюгге-Де-Панне, от Милана-Сан-Ремо до «Тура Омана».
И так далее, и так далее, до 165 побед — второго по величине результата в шоссейных гонках в истории спорта.
И это не считая его достижений на треке, где он дважды становился чемпионом мира в мэдисоне, а с точки зрения техники — идеальной академией для его спринтерских стратегий и навыков.
Если говорить о статусе Кавендиша в современном велоспорте, то его победы во всех трех Гранд-турах — это уже привилегия лишь немногих лучших гонщиков мира. Но победа на Джиро, Туре и Вуэльте в своей карьере, как это сделал Кавендиш, еще больше сокращает число членов этого элитного коллектива. И хотя его профессиональная карьера длилась — что удивительно для спринтера — почти 20 лет, примерно с 2009 по 2012 год был период, когда казалось, что Кавендиш — это аналог Тадея Погачара в фастмене.
Он автоматически становился фаворитом в любом групповом спринте и был способен вырвать победу на таких сложных трассах, как Жент-Вевельгем и Куурне-Брюссель-Курне, а также на Национальном чемпионате Великобритании 2022 года по шотландской низменности и даже в некоторых коротких испытаниях на время. Только высокие горы и гонки в зачете GC казались ему недоступными.
Пожалуй, самым примечательным качеством Кавендиша как гонщика было то, что с точки зрения телосложения он отнюдь не обладал идеальной комплекцией для спринта. И все же он с блеском преуспел в выбранной им специализации. Раз за разом решительность и упорство в сочетании с невероятной природной скоростью и столь опасным двойным ускорением позволяли ему действовать в своем собственном классе.
Но, возможно, не столько рекорд этапа «Тур де Франс» и другие его ослепительные успехи, сколько его величайшее достижение вне велосипеда. На позднем этапе своей карьеры манксец мужественно боролся с психическими заболеваниями и клинической депрессией, и именно здесь способность Кавендиша вдохновлять других, как в спорте, так и за его пределами, в конечном итоге имеет наибольшее значение.
Томас де Гендт
Второй в своем роде специалист по отрывам, одержавший победы на всех трех Гранд-турах.
- Лучшие победы: Тур де Франс, 2 этапа; Джиро д’Италия, 2 этапа; Вуэльта Испании, этап; Париж-Ницца, 2 победы на этапе; Вольта Каталонии, 5 побед на этапе; Тур де Сюисс, победа на этапе; Тур де Романди, этап; Критериум дю Дофине, этап.
- Количество побед в карьере: 17
«Томас есть Томас», — любил говорить многолетний спортивный директор Lotto-Dstny Марио Аертс, когда его спрашивали о планах на Томаса де Гендта в той или иной гонке. И в самом лучшем смысле этого слова де Гендт был гонщиком, который просто отказывался играть по обычным правилам — и чьи успехи в отрыве сделали его одновременно вдохновением для других нонконформистов и культовым героем в спорте.
Де Гендт вполне мог бы пойти по другому пути, если бы бельгиец решил после третьего места в общем зачете на «Джиро д’Италия» 2012 года и триумфа на Стельвио продолжить борьбу за лидерство в общем зачете. Вместо этого он выбрал, пожалуй, еще более сложный путь, ища успеха в условиях железного контроля команд GC на крупных этапных гонках, где — если вы не относитесь к лиге Тадея Погачара или Ремко Эвенепоэля — регулярно побеждать на длинных дистанциях становится все труднее.
Тем не менее, де Гендт часто побеждал на выбранном им поприще. Это происходило так часто, что его отрывы стали рассматриваться как высший триумф велосипедиста-андердога. Среди его побед — двойной успех на Тур де Франс, в том числе на вершине Мон-Венту, два на Джиро д’Италия и один на Вуэльте Испании, а также в таких высококлассных этапных гонках, как Тур де Сюисс, Тур де Романди, Париж-Ницца и Критериум дю Дофине.
Примечательно, что все его 17 побед, за исключением двух — этапа на «Тур де Валлони» 2009 года, ставшего его первой победой на профессиональном уровне, и этапа на давно не существующей гонке Circuit de Lorraine в 2011 году, — были одержаны в гонках Мирового тура.
Однако талисманом де Гендта, несомненно, стала гонка Volta a Catalunya, где он выиграл пять этапов, два из них — на печально известной сложной трассе Монжуик в заключительный день, а еще один, запоминающийся, — почти с трехминутным отрывом на стартовом этапе гонки 2017 года.
Столько успехов в дисциплине с таким высоким процентом неудач сделали Де Гендта объектом внимания любой команды, желающей контролировать ранние этапы. Но когда он не выполнял свою долю работы, а чаще — командной работы, Де Гендт слишком часто оказывался более чем подходящим соперником для своих преследователей.
И такие победы, как его последняя, в тотальном спринте втроем на набережной Неаполя на «Джиро д’Италия», когда пелотон неумолимо приближался сзади, вероятно, еще долгие годы будут использоваться в качестве мастер-классов по искусству отрыва.
Кристина Маджерус
Многолетняя лучшая сотрудница команды SD Worx-Protime.
- Лучшие победы: Boels Ladies Tour; национальный чемпионат по гонкам на время — 17; национальный чемпионат по шоссейным гонкам — 10, национальный чемпионат по циклокроссу — 12
- Количество побед за карьеру: 45
Когда в середине сезона Кристин Маджерус объявила, что уходит на пенсию в конце 2024 года, в ее команде SD Worx-ProTime можно было услышать стон коллективного разочарования. Не потому, что она была прирожденной победительницей — хотя ошеломляющие 17 национальных титулов Люксембурга в гонке с раздельным стартом могут свидетельствовать об обратном, — а потому, что она так часто помогала команде номер один в этом виде спорта добиваться успеха за кулисами.
«Никто не знает, насколько важна Кристина для развития этой команды. Если ты можешь оставаться в команде на протяжении 10 лет и делать такую большую работу, как Кристин, то все знают, насколько она хороший гонщик и хороший человек», — сказал тогда менеджер команды Дэнни Стэм.
«Мы всегда говорим о победителях, но это невозможно без таких гонщиков, как Кристин. Она — один из самых важных ключей к победам».
За свою карьеру Маджерус прославилась как одна из лучших велогонщиц всех времен, будь то классика или Гранд-тур. В 2020 году, когда она была названа одним из 10 лучших работников команды сезона, ее коллега Дани Останек написал, что «бесспорный дорожный капитан была в команде во время четырех из семи командных побед в сезоне, включая все четыре триумфа в женском Мировом туре». Они также отметили ее работу в команде-победительнице в Ле-Самине (где она сама заняла второе место), в Ла-Флеш-Валлонне, Жент-Вевельгеме и на Тур де Фландрия.
«В 2020 году у Majerus не было какого-то одного выдающегося выступления; вместо этого она, как всегда, обеспечивала спокойствие и уверенность на дороге, что является залогом их дальнейшего успеха», — заключил Останек. На самом деле это высказывание могло относиться к любому году — хотя сама Маджерус также одержала 47 побед, включая 29 национальных титулов в шоссейных гонках и 11 в циклокроссе.
«Когда я начинала [в Boels Dolmans, бывшем спонсоре команды SD Worx в 2014 году], я стремилась сделать команду лучшей в мире, и это быстро удалось», — сказала Мажерусь, которой сейчас 37 лет, когда объявила о своем уходе.
«Цель изменилась на то, чтобы оставаться номером один, что было тяжелой работой, в том числе и потому, что все остальные команды выходили вперед, и это никогда не становилось легче. Мы всегда добивались своего. Это великое достижение».
Грег Миннаар
Считается величайшим даунхильщиком в MTB всех времен.
- Лучшие победы (MTB): Серия Mountain Bike World DH — 3; Кубки мира MTB DH — 22; Чемпионаты мира MTB (DH) — 4.
Как уход Марка Кавендиша ознаменовал конец целой эпохи в шоссейных гонках, так и отсутствие звезды южноафриканского даунхилла Грега Миннаара на соревнованиях Кубка мира в следующем году завершит еще одну длинную и очень богатую главу в истории этого вида спорта.
За свою карьеру, которая длится уже более двух десятилетий, 43-летний Миннаар стал неотъемлемой частью даунхилла, завоевав четыре титула чемпиона мира — первый в 2003 году, последний в 2021 году, — три титула обладателя Кубка мира и рекордные 23 этапа Кубка мира. Не зря, видимо, его прозвали GOAT.
По данным WhistlerMountainBike, Миннаар был «известен своим плавным, сдержанным гоночным стилем». Благодаря этому стилю он набрал больше всех очков в Кубке мира — 19 434 — и завоевал 51,8 % подиумов (86 подиумов из 166 стартов).
Участие Миннаара в гонках скоростного спуска началось в 1997 году в 16-летнем возрасте, когда он получил специальное разрешение на участие в элитной гонке Кубка мира в Стелленбоше (ЮАР).
В 1998 году Миннаар все еще спонсировался местными веломагазинами в ЮАР, но, тем не менее, ему удалось завоевать титул чемпиона страны по скоростному спуску. После того как в 2000 году он перешел на международный уровень, выступая в качестве юниора за британскую команду Animal Orange, в 2001 году он перешел в Global Racing, где впервые выиграл серию Кубка мира, а также завоевал свой первый Кубок мира в Капруне, Австрия.
К этому моменту Миннаар по праву считался одним из лидеров даунхилла, но 2008 год стал, пожалуй, вершиной его успеха в Кубке мира: он занял подиум в каждом из восьми этапов и выиграл три. Само собой разумеется, что он выиграл и общий титул. Однако, возможно, высшая точка его карьеры пришлась на 2009 год, когда он выиграл чемпионат мира на родной земле в своем родном городе Питермарицбурге (ЮАР).
А в 2015 году Миннаар наконец-то сделал победный рекорд Кубка мира по скоростному спуску, одержав свою 18-ю победу в Ленцерхайде. По счастливому совпадению, именно на этом швейцарском курорте он завоевал свой последний титул чемпиона мира по скоростному спуску, хотя последний крупный успех пришел в 2021 году, когда он выиграл гонку скоростного спуска на чемпионате мира по маунтинбайку в Валь-ди-Соле, Италия.
Заняв полуруководящую должность в своей последней команде Norco, Миннаар окончательно повесил колеса, по крайней мере, на уровне Кубка мира, в октябре этого года на последнем этапе сезона в Мон-Сент-Анне (Канада). Однако он не исключил, что продолжит выступать в этом виде спорта в менее громких соревнованиях по DH в 2025 году. Будем надеяться.
Михаэль Мёркёв
Золотой призер Олимпийских игр в треке, признанный лучшим в мире лид-аутменом.
- Лучшие победы (шоссе и трек): Олимпийский Мэдисон; чемпионат мира по треку в командной гонке преследования — 1 и Мэдисон — 3; Вуэльта Испании, этап; национальный чемпионат по шоссейной гонке — 3; национальный чемпионат по треку — 13.
- Количество побед в карьере на шоссе: 5
Когда стало известно, что Микаэль Мёркёв станет новым тренером сборной Дании в 2025 году, это не вызвало удивления. В конце концов, Мёркёв, недавно вышедший на пенсию и сыгравший столь важную роль в формировании команды, что Марк Кавендиш и другие часто называли его величайшим лидером в мире, должен был чувствовать себя естественным кандидатом на эту должность.
Работа Мёркёва с Кавендишем, приводившая его к одной победе на этапе за другой в QuickStep и в Astana, — это, пожалуй, самая известная сторона его деятельности как гонщика. Но это далеко не единственная история его успеха. Победа на этапе «Вуэльты Испании» в 2013 году была одержана после того, как группа настигла отрыв в пределах видимости от линии, а также три датских титула на шоссе.
Однако именно на треке — первой любви Мёркёва как велосипедиста, который в 1980-х и 1990-х годах вместе с отцом наблюдал за копенгагенской «шестидневкой» — он блистал как гонщик, завоевав вместе с Лассе Норманом Хансеном олимпийское золото в мэдисоне в 2020 году. На его счету также три титула чемпиона мира в этой же дисциплине и один в командной гонке преследования.
На трассе работа Мёркёва в качестве ведущего, его понимание и опыт в одной из самых сложных специальностей велоспорта граничили с легендой. Как он сам рассказывал, он стал постоянно работать ведущим только относительно поздно в своей карьере, с Александром Кристоффом в Katusha в 2016 и 2017 годах.
После этого его опытом, мастерством и знаниями воспользовались такие гонщики, как Элиа Вивиани, Сэм Беннетт, Фабио Якобсен и, конечно же, Кавендиш в QuickStep в 2018-2022 годах и снова в его «Проекте 35», выигравшем этап Тур де Франс с «Астаной» в 2024 году.
«Мне очень нравится работать со всеми ними», — сказал Мёркёв в интервью в 2022 году. «Меня часто спрашивают, чем они отличаются друг от друга, и у них, конечно, разные характеры. Но в конце концов, все они должны быть доставлены за 250 метров до финиша в наилучшем положении». А для этого, когда бы он ни выводил их на старт, Мёркёв почти всегда оказывался именно там, где нужно ему и его спринтеру.
Ригоберто Уран
Харизматичный колумбийский универсал, чья слава вышла далеко за пределы спорта
- Лучшие победы: Тур де Франс, 1 этап; Джиро д’Италия, 2 этапа; Вуэльта Испании, этап; ГП Квебека; Тур де Свисс, 2 этапа; Вольта Каталонии, этап; Милан-Торино; Гран Пьемонте.
- Количество побед в карьере: 14
Чтобы составить полное впечатление о том, насколько убедительным гонщиком и публичной фигурой может быть Ригоберто Уран, на ум сразу же приходят три разных случая вне велосипеда. Первый — это интервью для журнала Cycle Sport, где он спокойным, но чрезвычайно сильным языком рассказал о случайном убийстве своего отца, продавца лотерейных билетов, в перестрелке с военизированными формированиями и о том, как ему, будучи маленьким ребенком, пришлось взять на себя роль кормильца семьи, занимаясь всем — от мытья машин до работы в барах.
Второй случай, который приходит на ум, произошел в городе на финише «Тур де Франс», где огромная толпа колумбийских болельщиков собралась у автобуса команды EF, чтобы скандировать его имя и болеть за него. И это несмотря на заметное отсутствие результатов в гонке того года и вообще каких-либо признаков самого Урана.
Третий, гораздо более легкомысленный момент, произошел во время предгоночной пресс-конференции в этом году в O Gran Camiño в Галисии, где, как он сказал журналистам, одной из главных целей было найти хорошее место для ужина после окончания гонки. Он поинтересовался у директора гонки, который также присутствовал на сцене, может ли он порекомендовать какое-нибудь хорошее место.
Это не совсем обычный способ сказать, что благодаря находчивости и стойкости Урана, его добродушному чувству юмора и отказу воспринимать себя (или свой спорт) слишком серьезно, Уран поразил множество зрителей и СМИ. Само собой разумеется, что Уран умел не только говорить, но и ходить: он побеждал на этапах всех трех Гранд-туров, финишировал на подиуме на «Джиро д’Италия» и «Тур де Франс», а также завоевал серебряную олимпийскую медаль на шоссейной гонке 2012 года в Лондоне.
Но на этом его значение как гонщика не закончилось. После нескольких трудных для колумбийского велоспорта лет, когда ему удалось совершить прорыв в спорте, нельзя забывать и о пионерской роли Урана в конце нулевых годов, когда он взял под свое крыло молодых гонщиков и помог им стартовать в Европе. Нельзя забывать и о том, что Уран — бизнесмен. За годы работы в Колумбии он создал собственную линию одежды, сеть кафетериев и велосипедные бренды, которые, по данным журнала Forbes, в 2022 году стоили в мире более 42 миллионов долларов.
Но не столько финансовый успех или его чрезвычайно стильный гоночный стиль, сколько то, что, пожалуй, больше всего поражает в Уране, — его личность и харизма, и то, куда это его привело. Кому, как не Урану, удалось бы снять о своей жизни мыльную оперу, номинированную на премию «Грэмми» (и, по общему мнению, очень популярную)? Или сделать выбор (как он сам говорит) в пользу футбольной карьеры — играть, а не управлять?
Если карьера и биография Урана восхищают и вдохновляют в равной степени, то и то, чем он будет заниматься после выхода на пенсию, тоже вряд ли не вызовет интереса.
Другие заметные выходы на пенсию
Список гонщиков, которые выйдут на финишную прямую в 2024 году, намного шире, чем те, о которых говорилось выше, и хотя упоминать их всех было бы слишком долго, есть еще несколько человек, которые сразу же бросаются в глаза.
Специальный выпуск не может обойтись без упоминания Анны Шекли, одной из самых талантливых молодых велосипедисток Великобритании, которая была вынуждена уйти на пенсию в возрасте 22 лет из-за проблем с сердцем. Бывшая чемпионка U23 на шоссе и бронзовый призер в аналогичной категории на домашнем чемпионате мира в Глазго в 2023 году, Шекли в итоге была вынуждена принять, по ее словам, «разрушительное решение» и прекратить участие в гонках.
Также в конце этого сезона уходят из спорта дуэт Human Powered Health, Одри Кордон-Раго, очень талантливая универсал, на счету которой семь французских национальных титулов TT и два на шоссе, и Элис Вуд. 29-летняя Вуд — бывшая двукратная чемпионка Великобритании на шоссе и в гонке с часами в 2019 году, а также одна из немногих гонщиц, которая может сказать, что однажды победила Марианну Вос в дуэли на двоих — в ее случае на начальном этапе BeNe Ladies Tour 2017 года.
В мужских гонках Роберт Гесинк, долгое время работавший в команде Visma-Lease a Bike в высокогорье, завершил карьеру в этой же голландской команде, а также выиграл этап в высокогорье на Aubisque на Вуэльте Испании.
Точно так же британец Люк Роу (Ineos Grenadiers) блистал в классике, а Горка Изагирре (Cofidis) запомнился победой на сверхтрудном переходном этапе «Джиро д’Италия» через национальный парк Гаргано в 2017 году. Но, как и Гесинк, оба они, скорее всего, запомнятся прежде всего тем, что на протяжении многих лет были столь же сильными и последовательными работниками команды.
Среди тех, кто также сыграл свою роль в слишком часто недооцениваемой закулисной командной работе и завершил свою карьеру, — итальянский альпинист Дарио Катальдо (Lidl-Trek) и техасский специалист по ТТ Лоусон Крэддок (Jayco-AIUIa). Литовец Игнатас Коноваловас (Groupama-FDJ), который однажды обошел Брэдли Уиггинса на TT-этапе Джиро д’Италия, победительница альпийского этапа Тур де Франс 2017 года Лилиан Кальмеджане (Intermarché-Wanty) и один из лучших итальянских специалистов по лидированию Якопо Гуарниери (Lotto-Dstny) также прощаются с профессиональными гонками в этом году.
Новозеландец Патрик Бевин (DSM-Firmenich-Post NL) и Доменико Поццовиво (VG Group-Bardiani CSF-Faizanè) славились как своей целеустремленностью и последовательностью, так и внятным пониманием внутренней работы пелотона. Победитель Tour Down Under Бевин дважды возвращался после сердечной аритмии в 2020 году, а затем вновь появился в 2024 году, а Поццовиво сделал еще более продолжительную карьеру, несмотря на многочисленные аварии и серьезные травмы. Однако оба они решили завершить карьеру — Бевин в 33 года, а Поццовиво в 41 год.
Бывший национальный чемпион США Джоуи Росскопф (Q36.5) — еще один заметный пенсионер, входивший в состав ведущих команд WorldTour, таких как BMC, а также специалист по отрывам и участник экологической кампании Луис Анхель Мате (Euskaltel-Euskadi). То же самое можно сказать и о Симоне Гешке (Cofidis). Количество бородатых победителей горных этапов «Тур де Франс», вероятно, еще долгие годы будет оставаться вопросом паб-викторины, но Гешке среди них есть.