Двукратный победитель «Тура» Вингегаард рассказывает о травмах, чудесах, ключевых соперниках и «сумасшедшем годе».
Если Йонас Вингегаард и был деморализован доминированием Тадея Погачара на Тур де Франс в этом году, он этого не показывает.
Двукратный чемпион «Тура» уступил ему более шести минут в последней гонке, но он настроен оптимистично и решительно, оценивая свои шансы на следующий год.
И это несмотря на то, что в этот раз Погачар его обошел, а также на то, что весь сезон он был на подъеме. Словенец выиграл 25 раз за 58 дней, взяв Тур, Джиро д’Италия и чемпионат мира.
Многих бы это испугало, но Вингегард держит в фокусе своего внимания 2025 год.
Если бы в этом году на «Тур де Франс» все прошло идеально, и я не проиграл бы шесть или семь минут, или сколько там было, мне было бы сложнее сохранять веру», — сказал он журналистам в ходе видеоконференции на этой неделе.
«Но теперь я знаю, что со мной произошло. Я знаю, насколько это было плохо».
Вингегаард очень сильно стартовал в этом году, но сильно разбился в Ицулии в Стране Басков. В результате падения он получил несколько переломов и пробитое легкое.
Эти травмы сильно подорвали его силы, но это, в свою очередь, дает ему уверенность в том, что в следующем году он сможет быть ближе к своему главному сопернику.
«Я очень верю в то, что смогу стать лучше, потому что знаю, что моя подготовка была далека от идеальной», — говорит он.
«Так что, конечно, это дает мне много веры в себя».
ЧУДО
До начала апреля казалось, что Вингегард вполне способен на захватывающее и равное противостояние с Погачаром на Туре.
Пока его соперник побеждал на Strade Bianche и Volta a Catalunya, Вингегард добивался собственных успехов. Он выиграл O Gran Camiño и Tirreno-Adriatico, взяв в общей сложности пять этапов.
Однако 4 апреля он упал на высокой скорости на спуске в Стране Басков, и его увезли с многочисленными травмами. Он провел почти две недели в больнице и долгое время сомневался в том, что сможет выйти на старт Тура. В этом свете второе место в общем зачете стало ошеломляющим результатом.
«Я считаю, что это своего рода чудо», — согласился он, когда журналист назвал его таковым. «Я 12 дней пролежал в больнице. В общей сложности восемь дней в реанимации, а затем еще четыре дня в обычной больнице. И за эти восемь дней я только один раз встал с постели. Меня не хотели выпускать.
«Конечно, за эти восемь дней вы теряете много физической формы, много мышц. И также много за последние четыре дня. Но тогда мне хотя бы разрешили встать с кровати».
Дискомфорт продолжался и после того, как ему разрешили покинуть больницу.
«Прошло еще много времени, прежде чем я смог нормально тренироваться», — сказал он. «У меня было много сломанных ребер, перелом грудины и ключицы. Было так много сломанных костей, и все болело. С того момента, как меня выписали из больницы, прошло еще много времени, прежде чем я смог тренироваться».
«Думаю, что я смог по-настоящему тренироваться с перерывами только в середине мая, когда смог делать то, что я бы назвал обычными тренировками».
Так что, конечно, то, что я смог просто выйти на старт «Тур де Франс», было даже чудом. Но еще большим чудом было стать вторым в Туре».
‘ВЫ ДУМАЕТЕ, СТОИТ ЛИ ОНО ТОГО’
До начала нового сезона, в зависимости от того, когда он впервые выйдет на старт, остается не менее полутора месяцев, а возможно, и больше. Учитывая, что он завершил свой сезон в середине августа после победы на «Тур де Полон», заявив недавно, что он «полностью разбит и уничтожен», у него будет более длительный межсезонье, чем у многих его соперников.
Это его устраивает: для него было важно провести время со своим новым сыном. Кроме того, ему нужно было восстановить силы после очень напряженного сезона.
«Это был довольно сумасшедший год», — сказал он. «Если бы вы сказали мне [заранее], что это будет ваш сезон с теми результатами, которые у меня есть, не думаю, что я был бы доволен.
«Но, конечно, учитывая обстоятельства, я думаю, что могу быть очень доволен результатами. Я имею в виду, что у меня по-прежнему девять побед, а я, так сказать, отсутствовал почти полгода.
Так что девять побед и второе место на «Тур де Франс» после этой ужасной аварии — это, честно говоря, очень хороший сезон для меня. Я не могу жаловаться».
После аварии Вингегаард признается, что долго раздумывал, стоит ли ему продолжать заниматься спортом. Удар о землю так сильно и с такими последствиями подействовал на него.
Учитывая его травмы, учитывая опасность, ему пришлось взвесить, готов ли он продолжать заниматься спортом.
«Конечно, после такой аварии ты думаешь о том, что произошло, и о том, стоит ли быть велосипедистом или нет», — подтвердил он. «Но я все еще езжу на велосипеде и продолжаю участвовать в гонках. Так что, думаю, вы знаете ответ на этот вопрос.
«Сегодня я чувствую себя хорошо. Я счастлив и с нетерпением жду следующего сезона».
Оценка изменила его взгляд на спорт. Он по-прежнему предан своему делу, но смотрит на него по-другому.
«В каком-то смысле я понял очевидное: велоспорт — это еще не все. То есть я знал это и раньше, но когда ты получаешь опыт, когда чувствуешь, что все уже кончено, тогда ты можешь задуматься об этом еще больше».
«Конечно, как велосипедист я увидел, что в наше время нужно выкладываться на 100 процентов, чтобы даже бороться за победу. Конечно, я был на очень, очень высоком уровне в Тур де Франс. И я не думаю, что в сложившихся обстоятельствах я мог бы быть лучше.
«Но я также считаю, что все было далеко от идеала и что при нормальных обстоятельствах могло бы быть лучше».
ТУР — ЭТО ТОЧНО. НО КАК НАСЧЕТ ДЖИРО?
Далее в 2025 году. Постоянно ходят слухи, что Вингегард может последовать примеру Погачара в этом году и нацелиться на Джиро и Тур. В некотором смысле это было бы авантюрой: хотя Погачар в этом сезоне сделал дубль, он стал первым, кому это удалось с 1998 года. Эта статистика показывает, насколько сложно выиграть обе гонки в один год.
В свою очередь, Вингегаард настаивает на том, что решение еще не принято. Он не раз говорил в интервью, что ему и команде еще предстоит разработать свою гоночную программу.
«Как я уже говорил, Джиро — это та гонка, которую я хотел бы проехать в своей карьере», — сказал он. «Но я не могу сказать, будет ли это в следующем году или через год, и произойдет ли это вообще. Я не знаю.
«Мы будем смотреть на это год за годом, и пока что мы ничего не решили на следующий год».
Одна из гонок, которую он намерен провести в 2025 году, — это, конечно же, Тур. Другая, которая кажется очень возможной на данный момент, — чемпионат мира по шоссейным гонкам.
Он отмечает, что все три предстоящих соревнования подходят гонщикам с его характеристиками.
«В следующем году будет Руанда, потом Канада, а затем Альпы, Франция. Надеюсь, это будут три хорошие трассы для меня. Но сейчас, на данный момент, я думаю, мы знаем только следующий год. Я думаю, что эти трассы мне тоже вполне подойдут.
«Надеюсь, я смогу быть там и, надеюсь, сделаю все, что в моих силах, и посмотрим, что из этого получится».
Стоит учесть, что Вингегард лишь однажды выигрывал однодневные соревнования. В 2022 году он победил в гонке Drôme Classic во Франции. В остальном все его победы были либо на этапах, либо в общем зачете многодневок.
Он отмечает это и свободно признает, что ему лучше удаются этапные гонки. Но он также говорит, что холмистая гонка на чемпионате мира — это «своего рода возможность». Так что не удивляйтесь, если увидите его там в погоне за радужными полосами, которые сейчас принадлежат Погачару.
‘Я ДОЛЖЕН СДЕЛАТЬ ШАГ ВПЕРЕД’
Вингегаард и его команда отправляются в 2025 год с полным намерением вернуться на вершину спорта. И ему, и его команде в этом году пришлось нелегко, и до звездного 2023 года им далеко. Возвращение к победной форме имеет решающее значение.
В этом им помогут такие новые участники, как Саймон Йейтс, который переходит с руководящей должности в Jayco AlUla. Вингегаард в восторге от его таланта, а также говорит, что Йейтс получит свои возможности в гонках. «Ему действительно нужно получить свой собственный шанс, потому что он так хорош».
Конечно, этот шанс вряд ли выпадет на Туре. Команда будет полностью на стороне Вингегаарда, чтобы попытаться выиграть Тур в третий раз.
Погачар — очевидный соперник в этом соревновании. Но и Ремко Эвенепоэль тоже. Бельгиец финишировал третьим в своем первом участии в гонке, продемонстрировав свои способности.
«Я думаю, он может стать соперником. Думаю, он уже был им в этом году», — заявил Вингегаард. Он был очень силен».
Он показал это не только на «Тур де Франс», но и во всех гонках, в которых участвовал. Так что, конечно, он претендент. И он один из тех, о ком действительно нужно думать, когда вы продумываете тактику на Тур де Франс».
Погачар, однако, тот, кто может победить. Он провел замечательный 2024 год и намерен в следующем сезоне быть на таком же уровне или даже чуть лучше.
Но Вингегард тоже так считает.
«Я уже дважды побеждал его на Тур де Франс», — сказал он. «Я и раньше показывал, что способен это сделать. Но, конечно, учитывая то, как он выступил в этом году, я знаю, что в следующем году мне тоже нужно сделать шаг вперед, если я хочу иметь шанс победить его».
«В этом году он был лучше, чем в 22 и 23 годах. Так что я тоже должен быть лучше, чем в те годы. Я должен стать лучше в следующем году, если хочу победить его снова».
«Конечно, я очень мотивирован, чтобы сделать это, чтобы стать еще лучше, чтобы бороться каждый день. Чтобы узнать, смогу ли я выиграть гонку снова».