
Индустрия не учитывает сложность женской анатомии. Дискомфорт от седла — не личная проблема, а системный просчёт.
«Даже в моих лихорадочных ночных поисках в Google я не нашла ничего, что объяснило бы типы боли, с которыми столкнулась».
Несколько лет назад я обратилась к врачу, будучи уверенной, что у меня рак.
За пару недель в паху появилась большая твердая шишка. Сначала я списала это на вросший волос, но когда стало невыносимо носить белье и садиться, поняла: игнорировать нельзя. К моменту визита к терапевту шишка достигла размера шарика под кожей и сочилась беловатой жидкостью.
Врач была резка. «Это не опухоль», — сказала она, снимая перчатки после (на мой взгляд, слишком беглого) осмотра. — «Это фолликулит. Бактериальная инфекция волосяного фолликула. Пройдет само, если содержать в чистоте».
Я ушла, краснея от стыда за «напрасный» визит и своей паники. Но правда в том, что я только начинала кататься, и никто не предупредил: увеличение пробега на стандартном седле может привести к чему-то, похожему на опухоль. Даже в моих ночных поисках я не нашла объяснений этой боли.
С тех пор я стала глубоко интересоваться опытом женщин, сталкивающихся с дискомфортом от седла, пытаясь понять масштаб проблемы и найти способы удержать женщин в спорте. Спойлер: всё сложно.
МАСШТАБ ПРОБЛЕМЫ

Женский пелотон на женском Туре ОАЭ
Хотя в индустрии обычно говорят о «проблемах с седлом», точнее называть это дискомфортом от седла, который проявляется через целый спектр симптомов: от покалывания, онемения, синяков, раздражения до вросших волос, фурункулов, абсцессов, отека половых губ, разрывов вульвы, фолликулита (как у меня), цистита, молочницы, неприятного запаха или даже боли при мочеиспускании (из-за давления на уретру или инфекций).
Исследования показывают, что 60% женщин страдают от дискомфорта (Университет Колорадо, 2014). Но я подозреваю, что реальные цифры выше: многие бросают спорт из-за боли и не сообщают о ней, а другие стесняются или не могут признать проблему.
Чтобы изучить вопрос, я провела опрос среди 278 активных велосипедисток. Шокирующий вывод: значительная часть респондентов никогда не обсуждала симптомы даже с близкими или врачами.
Это огромная проблема. Женщины и так недостаточно представлены в индустрии, а стыд, страх не быть услышанной или миф о «высоком болевом пороге» усугубляют ситуацию. Как сказал мне один велосипедист: «Я даже не знаю, насколько женщинам больно — об этом не говорят».
Последствия хронического дискомфорта пугают. Исследования связывают длительное давление от седла с сексуальной дисфункцией (Greenberg et al, 2019), а 50% опрошенных женщин испытывали боль после долгих поездок (Harrison, 2023). В моем опросе некоторые признались, что выбирают между сексом с партнером и катанием.
ЧТО ГОВОРЯТ ЖЕНЩИНЫ?
Опрошенные (преимущественно опытные велосипедистки 26–45 лет) описывали тяжелые случаи:
- «Пришлось сойти с гонки — не могла сидеть».
- «Фурункул размером с виноград, потребовались антибиотики».
- «После ультрамарафона — разрывы половых губ, боль при мочеиспускании».
- «Трещина клитора во время заезда».
Многие месяцами не могли сидеть, носить обычную одежду или кататься. 22% не нашли способов облегчить боль, кроме перерывов в катании.
ПРИЧИНЫ БОЛИ: АНАТОМИЯ И ИНДУСТРИЯ
Анатомия женщин делает их более уязвимыми, но исследований мало. У мужских проблем изучение продвинулось дальше.
Основная зона риска — вульва (наружные половые органы: большие и малые половые губы, клитор). Седло давит на мягкие ткани, вызывая отек, разрывы, онемение. У 44% женщин боль локализуется именно здесь (Harrison et al, 2023).
Проблема в разнообразии анатомии: существует около 9 типов вульвы, что усложняет создание «универсального» седла. Большинство же исследований фокусируются на спортсменках, чьи нагрузки отличаются от повседневных.
ВЕЛОСИПЕДЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН: ПРОГРЕСС ИЛИ МАРКЕТИНГ?

Велосипедисты Liv Alula Jayco тренируются в комплекте MAAP
Бренды вроде Liv и Canyon разрабатывают женские рамы с учетом роста, гибкости суставов и других особенностей. Но даже «женские» модели часто неудобны. Например, седло с вырезом, которое должно снижать давление, может вызывать трение.
Исследование Specialized (8 000 примерок) показало: различия между мужчинами и женщинами менее значимы, чем считалось. Важнее индивидуальный подход. Однако индустрия всё ещё следует принципу «уменьши и розовь» вместо инклюзивного дизайна.
ПОМОЖЕТ ЛИ СЕДЛО?
68% опрошенных винят в боли неподходящее седло. Джени Гвяздовски, эксперт по подгонке, отмечает:
«Нужно больше вариантов и обучение женщин выбору».
Удобство зависит от стиля езды, пота, возраста (например, менопауза истончает кожу).
«Ширина седла должна учитывать не только кости, но и подвижность таза».
Производители часто не понимают потребностей пользователей. Седла с вырезом помогают при давлении, но бесполезны при трении. Кроме того, женщины редко обращаются за профессиональной подгонкой из-за стоимости или страха «несерьезного» отношения.
КАК СЕЙЧАС СПРАВЛЯЮТСЯ С ДИСКОМФОРТОМ?
Советы варьируются от бритья лобка до выбора белья. Исследования подтверждают: качественные шорты с вкладышем и крем-барьер снижают дискомфорт. Но 22% женщин не нашли решения, кроме перерывов в катании.
Джени подчеркивает: даже хорошее седло может нивелировать плохие шорты. Толстые вкладыши кажутся мягкими, но провоцируют трение. Бренды же редко предлагают разнообразие.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Больше исследований причин и решений.
2. Инклюзивный дизайн на основе обратной связи женщин.
3. Образование: библиотеки седел, консультации.
4. Открытый диалог без стигмы.
ИТОГ
Индустрия не учитывает сложность женской анатомии. Дискомфорт от седла — не личная проблема, а системный просчёт. Чтобы женщины оставались в спорте, нужны изменения на всех уровнях — от науки до дизайна. Как говорит Джени: «Комфорт — это путь, а не пункт назначения».