Что такое циклокросс? Мы расскажем о тонкостях типично осенних и зимних гонок по кругу под названием циклокросс

Циклокросс - это уникальная дисциплина, отличающаяся сложными трассами и постоянно меняющимися условиями

Циклокросс — это уникальная дисциплина, отличающаяся сложными трассами и постоянно меняющимися условиями

Циклокросс — это уникальная дисциплина велоспорта с разнообразным рельефом и препятствиями на короткой, извилистой, часто грязной трассе, где гонщики мчатся на полном газу от старта до финиша в быстром и яростном часовом заезде, наполненном действием.

Это внедорожная дисциплина, которая пользуется огромной популярностью благодаря своей инклюзивности и относительной безопасности.

Лучшие велосипеды для циклокросса имеют схожий с шоссейными велосипедами силуэт и колесами 700c, но они спроектированы с учетом более широких покрышек для циклокросса и грязи, которую они могут собирать. Велосипеды имеют крутые углы наклона для максимальной маневренности и минимальный вес для быстрого ускорения.

Циклокросс давно предшествовал гравию как дисциплине, но с тех пор, как гравий появился на сцене, между ними проводится множество сравнений. Это правда, многие велосипеды для гравия и циклокросса могут отлично работать в другой дисциплине, но тонкие различия оптимизируют каждый из них под себя.

ТРАССЫ ДЛЯ ЦИКЛОКРОССА

Циклокросс

Циклокросс

На трассах циклокросса есть все: от асфальта до грязи, крутых поворотов и внедорожных трасс, крутых холмов и даже песчаных карьеров. Длина трасс обычно составляет 2,5-3,5 км (1,5-2 мили), на них много поворотов и огромное количество препятствий.

Нет двух одинаковых трасс для циклокросса, но есть ряд общих препятствий, которые встречаются во всех дисциплинах. Барьеры — самое известное препятствие в циклокроссе. Состоящие из двух досок, расположенных на расстоянии 4-6 м (13-20 футов) друг от друга, эти барьеры занимают всю ширину трассы и заставляют гонщиков либо сойти с велосипеда, либо, для самых смелых и опытных, перепрыгнуть через них. Перепрыгивание через барьеры — невероятно впечатляющий навык, отточенный большинством профессиональных велосипедистов.

Однако 99 процентов велосипедистов не обладают сверхчеловеческим мастерством, необходимым для того, чтобы перепрыгнуть барьер, поэтому вместо этого приходится слезать и бежать. Бег является неотъемлемой частью циклокросса — любите вы его или ненавидите, но в какой-то момент вам придется бежать. На самых грязных и сложных трассах циклокросса вы можете бежать (или идти) несколько минут подряд. На более пологих трассах вам придется спрыгивать с велосипеда лишь раз за круг, чтобы преодолеть барьеры.

Соскакивание в стиле циклокросса — это еще один специфический для данной дисциплины навык, который выполняется следующим образом: велосипедист отстегивает одну ногу, приближаясь к барьерам. Затем велосипедист замедляется перед барьерами (если это необходимо), отстегивает вторую ногу и начинает бежать, поднимает велосипед и преодолевает барьеры на середине пути, повторяет это для второго барьера, а затем, на бегу, запрыгивает обратно на велосипед, пристегивается и уезжает. По личному опыту могу сказать, что для того, чтобы хорошо освоить спуск и подъем велосипеда в стиле циклокросса, требуется немало практики (и неловких падений).

Другие препятствия и особенности трасс для циклокросса включают, но не ограничиваются ими: лестницы, уступы, перекатистые дорожки, эстакады и песочницы. Некоторые из самых известных трасс в циклокроссе включают в себя длинные участки с песчаными ямами — подъемы, спуски и откосы с песчаными ямами являются одними из самых зрелищных и захватывающих гонок в циклокроссе. Трудно описать езду по песчаной яме, но вот моя попытка: ваш велосипед стал на 20 кг тяжелее, а переднее колесо внезапно обрело собственный разум. Вы не можете рулить, а если и рулите, то переднее колесо врежется в стену песка, и вы остановитесь или разобьетесь. Не забывайте крутить педали на песке, потому что на песке вам потребуется гораздо больше усилий, чем на любой другой поверхности. Лучше всего ехать по песку быстро и жестко, но по контролируемой прямой.

СТРУКТУРА ГОНКИ

Перед каждой гонкой гонщиков вызывают в загон, или зону вызова, где они выстраиваются плечом к плечу по ширине восьми полос. Загон обычно находится на асфальтированном участке дороги прямо перед финишной чертой. После короткого обратного отсчета времени гонщики нервно смотрят на световые сигналы, ожидая, когда погаснет красный свет, как будто они выстроились в ряд на Сильверстоуне или в Монако.

Когда свет гаснет, гонщики на полном газу мчатся по стартовой/финишной прямой. Старт абсолютно важен в циклокроссе, потому что узкая и извилистая трасса быстро приведет к большим разрывам между гонщиками от первого до последнего места. Велосипедисты едут зигзагами по всей дистанции, быстро образуя очень длинную очередь из измученных велосипедистов.

Гонки по циклокроссу короткие и насыщенные: у новичков они длятся 20 минут, а у профессионалов — 60 минут и более. Это означает, что гонщики выкладываются на полную катушку и на старте, и после старта, и в середине гонки… и так до самого финиша. Никакой передышки. Каждый гонщик как бы едет по бездорожью на время с другими гонщиками на своем пути. Средняя скорость обычно не превышает 20-25 км/ч (12-15 миль в час), поэтому, кроме длинной и открытой прямой старта/финиша, от рывка обычно мало пользы.

После первого круга или двух официальные лица подсчитают среднее время прохождения круга и начнут отсчет кругов с этого момента: 3 до старта… 2 до старта… 1 до старта. Поскольку трассы и условия сильно различаются, время прохождения круга может составлять шесть минут, а иногда и более десяти минут.
Кажется, что сезон циклокросса длится бесконечно, но основная его часть приходится на период с сентября по декабрь, а в январе проходит чемпионат мира по циклокроссу UCI. И это подводит нас к вопросу о погоде.

ПОГОДА И СОСТОЯНИЕ ТРАССЫ

Циклокросс

Циклокросс

В циклокроссе не существует задержек из-за дождя. В своде правил UCI говорится, что «трасса должна быть пригодна для использования при любых обстоятельствах, независимо от погодных условий». (Часть V Циклокросс 5.1.013). Так что будь то дождь, лед, снег или снег, циклокросс будет продолжаться.

Одним из самых интригующих аспектов циклокросса является тот факт, что трасса постоянно меняется. Дождь и снег могут сильно изменить трассу, и то, что раньше было травой и грязью, быстро превращается в огромную лужу грязи. Неожиданно подъемы превращаются в спуски, спуски — в скольжения, а «гоночные линии» перестают существовать. Если осадки стихают и трасса начинает подсыхать, в игру вступает еще один элемент: колеи.

Колеи образуются на мокрой земле, когда гонщик за гонщиком выбирает одну и ту же линию через грязный поворот, и лучшая «линия» начинает (в буквальном смысле) погружаться в землю. Когда грязь высыхает, образуется колея. Колеи — это здорово, потому что они избавляют от необходимости угадывать повороты и выбирать линию — вы просто ставите переднее колесо в колею и едете. Но по этой же причине колеи могут быть и опасными. Как только ваше колесо попадает в колею, вы оказываетесь в ней. И если вы потеряете равновесие, находясь в колее, то быстро перевернетесь.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ЦИКЛОКРОССА

Где-то между шоссейным и горным велосипедом родился велосипед для циклокросса. Рама и руль циклокроссового велосипеда очень похожи на раму и руль шоссейного велосипеда — легкие, изящные и маневренные, циклокроссовые велосипеды прорываются через грязь и проходят повороты от виража до виража. А вот покрышки, напротив, больше похожи на покрышки горного велосипеда: они имеют большую ширину, толстые шипы и большой зазор, чтобы рама не забивалась грязью. Поскольку каждая трасса для циклокросса отличается от другой, выбор шин и давление в них являются огромными факторами, когда речь идет о достижении максимальной производительности.

Некоторые трассы настолько плоские и быстрые, что вы можете обойтись парой полусликов, в то время как более сложные трассы, наполненные грязью и извилистыми участками, требуют более мощных шин с максимальной шириной (согласно UCI) 33 мм. Тем не менее, на гонках для начинающих, как правило, разрешены более широкие шины, а на многих из них можно использовать даже горный велосипед.

Не накачивайте шины до того давления, которое вы бы использовали на дороге — большинство рекомендует велосипедистам экспериментировать с давлением от 25 до 35 psi, опять же, в зависимости от условий трассы. Легкие профи с многолетним опытом и тестированием оборудования иногда опускаются до 12 или 13 psi на очень сложных трассах.

Последний аспект циклокросса, который отличает его от других дисциплин, — это наличие питов. Каждый круг гонщики будут проезжать одну или две пит-зоны, где у них есть возможность заехать в них и пересесть на другой велосипед — большинство элитных и профессиональных гонщиков в циклокроссе берут с собой в день гонки два велосипеда: A и B. Велосипедисты заезжают на пит-стоп, если у них возникли механические проблемы, например, спустило колесо или сломался переключатель, или если им нужна чистая рама, чтобы пересесть на нее во время грязной гонки. Пит-стоп в циклокроссе происходит даже быстрее, чем в Формуле 1: гонщик бросает свой велосипед ловцу велосипедов, хватает другой велосипед на середине пути, запрыгивает на него, пристегивается и не останавливается.

В целом, циклокросс — это уникальная дисциплина, отличающаяся сложными трассами и постоянно меняющимися условиями. Короткая продолжительность и формат закрытой трассы делают его чрезвычайно удобным для зрителей, одним из самых популярных видов спорта в Европе и главной платформой для будущих суперзвезд велоспорта.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИЕЙ

Закладка Постоянная ссылка.