Вот один из вопросов на века: Что представляет собой доступный гоночный велосипед? То, как человек отвечает на этот вопрос, отчасти зависит от того, на чем делается акцент.
Когда я только начинал гонять на шоссейных велосипедах в начале 2010-х годов, на рынке было несколько доступных алюминиевых гоночных предложений. Золотым стандартом в то время был CAAD10 от Cannondale, который можно было купить с компонентами уровня Shimano 105 и надежными, хотя и тяжелыми, алюминиевыми колесами примерно за 1500 долларов США (∼£1200).
В ту эпоху вес был гораздо важнее аэродинамики, и хотя этот велосипед был не таким легким, как топовые велосипеды того времени, он был достаточно удобен для гонок и тренировок как для новичков, так и для элитных гонщиков. За годы своей карьеры я владел четырьмя разными алюминиевыми Cannondales и остаюсь поклонником недорогих алюминиевых велосипедов как за их долговечность, так и за соотношение цены и возможностей.
С поправкой на инфляцию, $1500 (∼£1200), в пересчете на сегодняшние деньги стоят ближе к $2200 (∼£1700). Вопрос в том, можете ли вы сейчас купить что-то сопоставимое с этой суммой?
Не забывайте, что за последние 15 лет велоспорт сильно изменился. Законы аэродинамики лучше понимаются в гонках и, как следствие, лучше преодолеваются. Дисковые тормоза стали повсеместными, что позволило более широким покрышкам стать нормой, а ободам — выйти из разряда «предметов постоянного износа».
Кроме того, стоит помнить, что любительские гонки — это не профессиональные гонки и всегда будут больше зависеть от ног, чем от оборудования. Покупка велосипеда профессионального уровня не компенсирует физическую подготовку, не научит вас гоночному мастерству, позиционированию или хорошим рефлексам. Всегда найдется какой-нибудь безумно сильный юниор, готовый обогнать опытных гонщиков или разбить их в попытке. Так что, хотя наличие дорогого велосипеда — это, конечно, не плохо, но езда на самом последнем и самом лучшем из них тоже не даст гарантированных результатов. Также не помешает иметь велосипед, который может пережить пару падений.
ТАК ЧТО ЖЕ С ВЕЛОСИПЕДОМ?
К сожалению, пригодные для гонок велосипеды за $1500 (∼£1200) уже не так легко найти, если только вы не покупаете что-то подержанное (в этом случае их очень много, особенно если вы рассматриваете варианты с ободными тормозами, которые все еще вполне способны участвовать в гонках на высоком уровне), но есть несколько хороших вариантов за чуть большие деньги.
И, пожалуй, между этими новыми гоночными велосипедами начального уровня и вышеупомянутым CAAD10 больше сходства, чем различий: в общем и целом, предложения в этой категории имеют алюминиевую раму, механический переключатель скоростей и слегка утяжеленные алюминиевые колеса. Кроме того, в дополнение к вышеупомянутой инфляции, здесь есть некоторые полезные аэродинамические решения, дисковые тормоза и более широкие шины. Вот некоторые особенности, на которые следует обратить внимание:
ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
Если у вас нет профессионального механика, который каждый день моет и настраивает ваш велосипед, вам нужно что-то хорошо спроектированное, что будет работать изо дня в день. Любители обычно гоняются и тренируются на одном и том же велосипеде, поэтому он должен быть способен выдержать пробег. В шоссейных гонках аварии неизбежны. Поэтому разумно выбирать оборудование, способное выдержать удар. Такие вещи, как прочный руль и колеса, которые вы вправе позволить себе заменить, помогут вам оставаться на дороге.
ПРОСТОТА
Невидимые кабели выглядят эффектно, но если вам нужно поменять руль или шток, либо по причинам, связанным с подгонкой, либо после аварии, вам придется потратить значительные средства и время на замену гидравлических линий и кабелей. Открытые кабели — это небольшая аэродинамическая цена за простоту обслуживания и замены деталей. Электронное переключение передач может помочь в этом вопросе, но первоначальная экономия на механических деталях, а также гораздо более доступная стоимость замены делают механические компоненты более выгодным выбором. Электронное переключение передач, в общем и целом, превосходно, но детали начального уровня тяжеловаты.
КАЧЕСТВО КОМПОНЕНТОВ
Большинство велосипедов этой категории комплектуются Shimano 105, которая является отличным набором. Хотя детали низшего уровня вполне подходят для повседневной езды, я бы не советовал переходить на Tiagra для велосипеда, который будет использоваться в гонках. Для более серьезных гонок потребуется модернизировать колеса, чтобы получить преимущества улучшенной аэродинамики и меньшего веса, но если вы начнете с комплекта колес от авторитетного производителя, которые выдерживают большие пробеги, это будет хорошим решением.
КАКИЕ ВЕЛОСИПЕДЫ ПОДХОДЯТ ПОД ЭТИ КРИТЕРИИ?
Первым стал потомок CAAD10 — CAAD13. Он отличается опускающимися подседельными штырями, клиренсом для 30-миллиметровых покрышек, набором групп Shimano 105 и креплениями для крыльев. Розничная цена составляет $2325 USD/£2250.
Emonda ALR 5 от Trek стоит еще дешевле — 2299 долларов США/ 1850 фунтов стерлингов. Он отличается частично скрытой проводкой (но не полностью интегрированной) и впечатляющей аэродинамической формой. Trek снижает стоимость за счет использования преимущественно собственных комплектующих Bontrager.
За чуть большие деньги можно приобрести Allez Sprint Comp от Specialized. Он имеет схожий форм-фактор с Tarmac SL7 (только недавно замененный моделью SL8) и полный набор 105 групп. Цена: $3000 USD/£2,900.00.
Если вы хотите попробовать карбоновый велосипед, вам будет трудно найти более выгодное предложение, чем Giant TCR Advanced 2 Disc по цене $3300 USD/£2,699.00. Это полноценная гоночная модель со всеми «колокольчиками» и «свистками» по очень разумной цене.
Вот и все. Конечно, гоночные велосипеды не совсем дешевы, но с учетом инфляции цены выросли не так уж сильно, и я бы сказал, что в велосипеде за $2300/£1850 заключена немалая ценность. Конечно, чтобы уложиться в эту цену, приходится идти на некоторые компромиссы, но они абсолютно не мешают ездить на велосипеде и участвовать в гонках. Велосипеды профессионального уровня могут стоить в пять раз дороже, а то и больше, но они не едут в пять раз быстрее.
Если $2300/£1850 для вас слишком много (вполне разумная реакция), то еще не все потеряно. Хорошие подержанные велосипеды можно легко купить за половину этой суммы или даже меньше. Многие велосипеды с ободными тормозами весят меньше, чем современные велосипеды с дисковыми тормозами.
А если вы хотите потратить больше, то это тоже нормально. На рынке есть велосипеды среднего класса с рамами, идентичными тем, на которых ездят профессионалы, но с деталями более низкого уровня. Если вы хотите карбоновый велосипед с полной аэрообработкой и электронным переключением передач, это тоже вариант, и есть несколько отличных велосипедов в диапазоне 4-6 тысяч.
Есть вещи, на которые, на мой взгляд, стоит потратить немного больше: обувь более высокого класса, хорошие шорты и шлем, который хорошо сидит. Велоспорт может быть очень дорогим видом спорта, но это не обязательно так. Если велосипед вам подходит и вы получаете удовольствие от езды на нем, значит, вы все делаете правильно. Новые велосипеды — это очень хорошо, но CAAD10 все еще может сравниться с лучшими из них.