В 2025 году Тур де Франс в девятнадцатый раз столкнется с горой Мон-Венту.
Это гора с кажущимися бесконечными склонами, которые извиваются по бесплодному и безжизненному ландшафту, что отличает Венту от других культовых подъемов, которые встречаются на Туре.
Когда в 2021 году на Венту был совершен захватывающий двойной подъем, его кульминацией стала сольная победа Воута ван Аэрта в близлежащем городке Малаусен.
Этот этап также ознаменовался первой битвой между двумя титанами спорта: Йонас Вингегард сцепился с Тадеем Погачаром, ненадолго оторвавшись от словенца у вершины чудовищного подъема.
В 2025 году организаторы вернулись к финишу на вершине — 12 лет прошло с тех пор, как этап Тура в последний раз завершался на вершине мифического пика.
Однако Мон-Венту — далеко не самый высокий пик, украшавший Тур, не самый длинный и не самый крутой. Так почему же фанаты велоспорта по всему миру будут отмечать этот этап как тот, который нельзя пропустить?
Вот все, что вам нужно знать о «гиганте Прованса».
ГДЕ НАХОДИТСЯ МОН-ВЕНТУ?
Мон-Венту находится в регионе Прованс на юго-востоке Франции, примерно в 20 км к северо-востоку от города Карпентрас. Хотя географически Мон-Венту относится к периферии Альп, из-за своего изолированного положения он часто рассматривается как отдельная часть Французских Альп.
Монт-Венту находится в 120 км к юго-западу от Альп-д’Юэз — еще одного культового подъема Тур де Франс.
Еще более мифический характер ей придает то, что она выступает из окружающих низин, что делает ее подъем на велосипеде еще более сложной задачей, учитывая ее подверженность воздействию стихий.
Уже в XII веке вырубка лесов для кораблестроения в Тулоне привела к появлению сурового ландшафта из серого камня. В последующие годы овцеводство усугубило безжизненный пейзаж. Лишь с 1950-х годов стали проводиться программы по восстановлению лесов, и теперь большая часть горы ниже 1500 м снова скрыта деревьями.
Тем не менее, последние несколько сотен метров до вершины по-прежнему напоминают сцену с другой планеты. Известняковая осыпь, образовавшаяся в результате постоянных штормов и заморозков, делает Венту похожей ни на одну другую гору, украшавшую «Тур де Франс».
Отсутствие укрытий на верхних склонах часто придает восхождению на Венту дополнительную жестокость.
Как только вы поднимаетесь над линией деревьев, спрятаться от ослепительных солнечных лучей и сильной жары уже негде. Как сказал Бен О’Коннор: «Я знаю, каково это — быть поджаренным на солнце, и я был поджарен на солнце», -сказал он в интервью в 2021 году.
А еще здесь дует неослабевающий ветер — мистраль, скорость которого более двух третей года превышает 90 км/ч. Поэтому некоторые говорят, что название горы происходит от французского «venteux», что означает «ветреный».
Мрачный пейзаж в сочетании с ярким французским летним солнцем может создать несколько потустороннюю картину.
НАСКОЛЬКО СЛОЖНА ГОРА МОН-ВЕНТУ?
Помимо того, что Венту редко включается в La Grande Boucle, что делает его такой культовой частью истории гонки, его сложность также отличает его от других подъемов, к которым обращаются организаторы при планировании пятизвездочных, определяющих этапов Тура.
Вершина Мон-Венту находится на высоте 1 910 метров. На нее можно подняться с трех разных направлений, но почти всегда ее покоряли из Бедуэна, что и произойдет в 2025 году.
Наиболее хорошо проходимый маршрут поднимается на 1 610 м на протяжении 21,5 км со средним уклоном 7,43 %, однако на этом подъеме есть несколько участков, которые резко отличаются по уклону.
Первые пять километров можно считать легкой разминкой перед предстоящей борьбой: до седьмого километра средний уклон не превышает шести процентов.
Короткая передышка на шестом километре, когда уклон снижается до 3,1 %, дает гонщикам возможность подготовиться перед тем, как одинокая дорога всколыхнется во второй раз.
На следующих девяти километрах средний уклон неумолим — от 8,6 до 10,5 %.
На протяжении нескольких километров следует второе «плато» с шестипроцентным уклоном, а затем игла снова поднимается вверх, когда в поле зрения появляется вершина.
Последние три километра выжимают из гонщика все силы, переходя от 8,3 % к 10 %.
Из двух других маршрутов поездка из Малауцена похожа по общей сложности, но с более частой сменой уклона.
Между тем, маршрут из Со практически не трогался профессиональными велосипедистами на протяжении многих лет. Он длиннее, чем два других подъема, на 26 км, но более пологий, с набором высоты всего 1220 м.
ПОЧЕМУ МОНТ-ВЕНТУ ИМЕЕТ ТАКОЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ?
Нет какой-то одной определяющей причины , по которой Мон-Венту стал главным в фольклоре Тур де Франс. Как уже говорилось, это не самый высокий пик, участвовавший в гонке, не самый крутой и не самый длинный. Однако ее суровый, потусторонний пейзаж и мифическая природа наложили отпечаток на карьеру многих гонщиков, как в лучшую, так и в худшую сторону.
Впервые Венту появилась на маршруте «Тур де Франс» в 1951 году — по маршруту из Малауцена, и Люсьен Лазаридес стал первым гонщиком, покорившим ее вершину. Подъем, который понравился организаторам, вернулся через 12 месяцев, когда Жан Робик преодолел подъем Бедуан на пути к победе на этапе в Авиньоне.
Однако впервые этот подъем оставил свой неизгладимый след в гонке в 1955 году. Луисон Бобет пронесся мимо обсерватории, и больше его не видели до финиша через 60 километров.
Его отрыв от победителя составил шесть минут, и он завоевал свой третий maillot jaune.
В тот день укрепилась не только власть француза над GC, но и присутствие Мон-Венту в структуре гонки. Несколько гонщиков оказались на волоске от гибели из-за неумолимых условий горы и, что станет еще более очевидным в последующие годы, из-за их авантюры с примитивными улучшениями характеристик.
Лысая гора» имеет неприятную связь с проблемой допинга в велоспорте, и нет более очевидной связи, чем смерть Тома Симпсона на ее верхних склонах в 1967 году.
Симпсон дважды падал в обморок после того, как его выкинули из лидирующей группы на 13-м этапе 54-й велогонки. Когда его доставили по воздуху с горы, он был объявлен мертвым, а в карманах его майки были найдены амфетамины.
Через год после смерти британского гонщика на Ле Туре была введена самая ранняя антидопинговая мера — тестирование на допинг.
Когда в 1970 году гонку посетил Эдди Меркс, он пронесся мимо памятника, установленного в честь Симпсона, на пути к победе на вершине. И все же, возможно, одним из самых больших свидетельств статуса Мон-Венту стало то, что после финиша бельгийцу пришлось давать кислород в машине скорой помощи. Он произнес «Нет, это невозможно», когда пересекал линию.
Каннибал был пережеван и почти выплюнут целиком.
После 13-летнего перерыва с 1974 по 1987 год гора отступила от своей роли — делать или ломать желтые майки.
Но когда она вернулась, ее влияние все еще сохранялось — даже если Жан-Франсуа Бернар думал, что одержал верх над «гигантом Прованса».
Француз стал обладателем maillot jaune после штурма горной гонки на время, проведенной на подъеме, и, казалось, был готов вписать свое имя в почетный список Тура. Так было до тех пор, пока он не потерял четыре минуты на следующем этапе, опустившись на четвертое место в турнирной таблице. Он смог восстановить силы только для того, чтобы занять третье место в зачете GC.
Итальянский гонщик Эрос Поли выиграл этап, преодолев 171 км в одиночку, когда Венту в очередной раз появился на карте маршрута в 1994 году — и это был один из немногих случаев, когда он не сигнализировал о финише этапа.
Однако другой итальянец, финишировавший в тот день 10-м, поднял руки, когда в следующий раз этап Тура заканчивался на высоте 1 900 метров — даже если он не был особенно рад этому.
Марко Пантани пришел к финишу вместе с Лэнсом Армстронгом в 2000 году, но вместо того, чтобы побороться за этап, Армстронг — обладатель желтой майки — отдал ее итальянцу.
Пират был не слишком доволен этим жестом.
Армстронг, возможно, пожалел об этой щедрости два года спустя, когда он смог занять лишь третье место на этапе, который выиграл Ришар Виренк. «Эта гора меня не любит», — сокрушался потом техасец, чьи усилия спустя десятилетие были сведены на нет, когда он лишился всех своих побед на „Туре“ и был пожизненно дисквалифицирован за употребление допинга.
Когда Крис Фрум одержал победу в 2013 году, он настолько доминировал, что его стали сравнивать с ушедшим Армстронгом. Но если в 2016 году ему пришлось преодолевать препятствия, не зависящие от него, то в этом году он смог уверенно подняться на гору во время своей первой победной гонки в желтой майке, оставив позади себя Альберто Контадора и Наиро Кинтану.
В тот день Томас де Гендт, возможно, и выиграл этап, который из-за сильного ветра завершился в 7 км ниже по склону в Шале Рейнард, но он был омрачен событиями в группе GC.
Из-за укороченного этапа нижние склоны были переполнены болельщиками, и Фрум, вместе с Ричи Порте и Бауке Моллемой, столкнулся с мотоциклом телевизионщиков в условиях хаоса.
Это привело к появлению одного из самых знаковых кадров в новейшей истории Тура. Фрум в maillot jaune бежит вверх по склону Венту без велосипеда.
Лидер Team Sky сначала потерял желтую майку и две минуты отрыва от соперников, но позже судьи гонки изменили разницу во времени, и британец остался на вершине турнирной таблицы.