Организаторы гонок готовы удлинить соревнования, но команды обеспокоены тем, что бюджеты и инфраструктура пока недостаточны.
Джиро, Тур, Вуэльта — в мужском велоспорте эти три слова вызывают в памяти три недели драмы, славы и боли. Мужские Гранд-туры имеют богатые традиции и отличаются от остальных гонок календаря своей продолжительностью, что также способствует их репутации как одних из самых сложных и экстремальных элитных спортивных соревнований на выносливость в мире.
Мужские Гранд-туры, с коммерческой точки зрения, являются крупнейшими гонками в календаре велоспорта, так стоит ли женским версиям этих соревнований последовать их примеру, увеличив количество дней?
Значительного расширения гонок в ближайшем будущем не произойдет
После своего возвращения в 2022 году женский «Тур де Франс» с Zwift стал толчком к росту зрительской аудитории женского велоспорта. Согласно отчету Zwift, более 23 миллионов зрителей смотрели гонку 2022 года по телевизору. Продление гонки в будущем может еще больше увеличить ее пользу и привнести новое измерение в женский велоспорт.
Организаторы двух из этих соревнований в принципе готовы продлить свои гонки в будущем. Организаторы новой женской Джиро д’Италия, RCS Sports, были пока не готовы дать комментарии.
В период с 2017 по 2023 год майская La Vuelta Feminina выросла из однодневной гонки до семи этапов. На вопрос о расширении гонки организатор Unipublic ответил: «Это не то, что мы полностью отказываемся, но в ближайшем будущем этого не произойдет». Прошлогодняя La Vuelta Femenina была успешной, и мы должны постепенно укреплять это событие». При рассмотрении вопроса об увеличении продолжительности гонки необходимо учитывать множество факторов».
Организаторы женского «Тур де Франс» с Zwift ASO дали столь же взвешенный ответ, сказав: «Мы хотим делать шаг за шагом. Наша первая задача, наша обязанность как организаторов — закрепить «Тур де Франс Феммс авек Звифт» в международном спортивном ландшафте и со временем развивать его».
Так что, если верить организаторам на слово, значительного расширения этих гонок в ближайшем будущем не произойдет. Однако в дальнейшем это вполне реальная возможность.
Пообщавшись с несколькими менеджерами команд и гонщиками из женского пелотона выяснилось, что мнения об этой идее неоднозначны, а воодушевление по поводу роста сдерживается опасениями по поводу целесообразности.
И без того плотный график нагружает команды
Одним из главных практических вопросов, связанных с удлинением Джиро, Тура и Вуэльты, который поднимали гонщики и менеджеры, был перегруженный календарь женского Мирового тура. В пелотоне считают, что эта проблема уже требует решения, даже без перспективы удлинения гонок.
В мае «Вуэльта Феминина» запускает пелотон в сложный отрезок из четырех гонок этапа Мирового тура за четыре недели. Продление гонки усугубило бы нагрузку, вынудив команды участвовать в нескольких соревнованиях одновременно.
По мере того как спорт развивается и становится все более профессиональным, растут и требования к командам и гонщикам. Реальность такова, что бюджеты команд и инфраструктура уже сейчас борются за то, чтобы не отстать.
Наташа ден Уден, генеральный менеджер Team AG Insurance-Soudal-QuickStep, опасается, что продление гранд-туров может довести возможности некоторых команд до предела.
«Когда мы видим, что календарь Мирового тура растет, мы также должны смотреть на то, по силам ли это всему пелотону, ведь сезон начинается в январе и заканчивается в октябре. Многие команды все еще пытаются выполнить двойную программу, а для некоторых это просто невозможно, поскольку у них нет достаточного количества гонщиков или персонала. Зарплаты растут, а бюджеты — нет, — говорит Ден Уден.
Более длинные гонки означают больше всего: больше персонала, больше оборудования, больше питания и больше риска травм. Все это означает больше расходов».
Широко распространено мнение, что многие женские команды просто недостаточно велики, чтобы справляться со всеми сложностями женского календаря в его нынешнем виде, особенно с учетом того, что женский велоспорт становится все более профессиональным. Для того чтобы этот вид спорта развивался и увеличивал длину гонок, карманы команд также должны стать глубже.
St Michel-Mavic-Auber 93 — одна из тех команд, которым сложно проводить более одного этапа одновременно. Чарли Нерзик, член руководства команды, считает, что календарь должен быть скорректирован, чтобы позволить небольшим командам участвовать в более длинных Гранд-турах.
«У женских команд пока недостаточно гонщиков (и бюджета), чтобы рассматривать возможность двойного календаря, как у мужских команд. Поэтому календарь должен быть продуманным… Если вы добавите длинные гонки три раза в год, календарь придется реорганизовать, чтобы команды могли планировать свой сезон», — сказал Нержич.
В настоящее время в командах не более двадцати гонщиков, что на десять меньше, чем у мужчин. Директор команды Lidl-Trek Ина Йоко Теутенберг считает, что более длительные гонки могут положительно сказаться на спорте, но при этом командам должно быть позволено набирать больше гонщиков, чтобы покрыть дополнительную нагрузку.
«Было бы здорово, если бы крупные гонки превратились в десяти-, двенадцати-, четырнадцатидневные этапы, но при этом нужно грамотно подходить к составлению расписания, потому что наша программа и так очень насыщена. Это очень сложно, когда команды не так велики, поэтому UCI должен работать над улучшением расписания гонок в течение года», — считает Теутенберг.
«У нас есть силы, чтобы проводить более длинные туры»
Трехнедельная гонка Гранд-тура — вызов для любого гонщика. Мужчины-дебютанты Гранд-тура часто считают переход к более длительным гонкам изнурительным опытом. Но они делают шаг вперед, и Эшли Мулман Пасио из AG Insurance-Soudal-QuickStep считает, что женский пелотон сможет сделать то же самое.
«У нас, как у спортсменок, есть силы, чтобы проводить более длинные туры, я в этом не сомневаюсь, — сказала южноафриканка.
Женский пелотон вполне может проводить более длинные гонки, но ден Уден считает, что проблема заключается в глубине женского велоспорта, и задается вопросом, не усилит ли трехнедельный Гранд-тур разрыв между лучшими гонщиками и командами и теми, кто слабее.
Ден Уден сказал: «Сейчас у нас просто недостаточно женщин, которые могут соревноваться на таком уровне так долго физически. Разница в уровне между топовыми гонщиками и суб-топами уже очень велика и будет только увеличиваться, если сделать гонку такой длинной».
Эри Йонаминэ, которая ездила на Джиро и Туре в 2023 году в составе команды Human Powered Health, почувствовала разницу, которую описывает Ден Уден, на этих гонках. Японский гонщик сказал: «У нас большие разрывы между командами, даже командами Мирового тура. SD Worx, [Lidl]Trek, Movistar — у них много людей, много персонала, много оборудования, всего, но у некоторых команд не хватает на три недели гонки. Мы можем пережить десять дней, но не можем пережить три недели по сравнению с самыми большими командами».
Для Йонаминэ эта разница отразилась на ее выступлении на велосипеде. «Я была совершенно измотана после десяти дней. С четвертого дня я не могу держаться, я чувствую, что это совершенно другой уровень».
Более десяти минут разделяют первую десятку в генеральной классификации недельной женской велогонки «Тур де Франс» 2023 года, а последняя гонщица отстает более чем на два часа.
Теутенберг добавил: «Если в течение трех недель не будет конкуренции и пелотон не будет готов, то я не думаю, что это поможет женскому велоспорту».
Уникальность женского велоспорта
Остается самый главный вопрос — является ли вообще продление женских Гранд-гуров хорошей идеей.
Возможны коммерческие выгоды, и Нержич считает, что расширение календаря «означает, что женский велоспорт набирает обороты». Возможно, проведение гонок той же продолжительности, что и у мужчин, позволяет продемонстрировать паритет, к которому стремится женский спорт.
С другой стороны, возможно, корни стремления к увеличению продолжительности гонок на этапах лежат в желании подражать. Возможно, кто-то считает, что для того, чтобы женский велоспорт развивался, он должен быть похож на мужской.
Ронни Лауке, менеджер команды Canyon-SRAM, опровергает эту идею.
«Женский велоспорт должен стремиться сохранить свои сильные стороны и уникальность как можно дольше», — говорит Лауке. «Гонки часто бывают агрессивными, непредсказуемыми и захватывающими от начала и до конца. Не нужно становиться копией мужского календаря или копировать мужские Гранд-туры».
Более длинные гонки могут устранить ощущение непредсказуемости, а команды-доминанты могут более жестко контролировать ход гонки. Возможно, если бы женский «Тур де Франс» 2023 года длился три недели, Лотте Копецки не удалось бы преподнести сюрприз, финишировав на подиуме. Более короткая и динамичная дистанция позволила одной из лучших классических гонщиц мира не отставать от альпинистов. Именно эта непредсказуемость, отсутствие контроля делают женский велоспорт захватывающим зрелищем.
Именно этот главный вопрос приводит Мулман Пасио к выводу: «Хотим ли мы просто идти по стопам мужского велоспорта или лучше продолжать создавать свое собственное наследие? На мой взгляд, лучше создавать свое собственное наследие, и в этом случае я поддерживаю более короткие Гранд-туры».
Теутенберг добавляет: «Я думаю, что двухнедельные этапные гонки будут хорошей вещью. Я не думаю, что на данном этапе необходимо проводить три недели. Я знаю, что есть люди, которые считают, что это так».
В конце концов, ответ может заключаться в том, чтобы найти золотую середину, решение, которое позволит женскому велоспорту получить коммерческий пирог от более длинных Гранд-туров, сохранив при этом свою самобытность. Возможно, 13-этапная гонка с двумя днями отдыха, растянутая на три уик-энда, принесет максимальный доход и количество зрителей, но при этом будет достаточно короткой, чтобы сохранить накал страстей.
Однако очевидно, что в каком бы направлении ни развивались Гранд-туры в будущем, главные вопросы — бюджеты команд, календарь гонок WorldTour и глубина талантов в женском пелотоне — требуют серьезных инвестиций и размышлений.