Чистка цепи на вашем велосипеде — это ключевой момент в снижении износа, улучшении эксплуатационных характеристик и проявлении любви к своему велосипеду.
Это особенно важно в сырые и холодные месяцы, когда велосипедные цепи могут загрязниться и покрыться коррозийной солью и металлической крошкой с дороги.
Очистка цепи и уменьшение ее износа в конечном итоге сэкономит ваши деньги, поскольку вам придется реже заменять цепь.
Учитывая все это, читайте наше руководство по очистке велосипедных цепей в восемь простых шагов, которое, вероятно, содержит больше информации, чем вы ожидали.
САМЫЙ ПРОСТОЙ СПОСОБ ОЧИСТКИ ВЕЛОСИПЕДНОЙ ЦЕПИ
Если вы не хотите возиться с глубокой очисткой цепи, можно быстро почистить ее на велосипеде.
Вот пошаговое руководство по обезжириванию, очистке и смазке цепи на велосипеде.
- Если ваш велосипед оснащен дисковым тормозом, вам следует подумать о том, чтобы закрыть ротор диска или снять колесо. Если вы не собираетесь его закрывать, нанесите обезжириватель как можно дальше от него — в месте соприкосновения цепи с звездой под стойкой ведущей шестерни. В качестве альтернативы можно использовать устройство для чистки цепи или снять колесо и использовать держатель цепи (подробнее об этом чуть позже).
- Распылите на цепь специальное средство для обезжиривания цепи, двигаясь назад, чтобы покрыть всю деталь. Если вы используете устройство для чистки цепи, залейте обезжириватель до уровня заливной горловины.
- Вотрите обезжириватель в цепь с помощью щетки или тряпки. Лучше всего использовать старую тряпку или щетку специально для трансмиссии и иметь чистую тряпку для остальной части велосипеда, чтобы избежать черных следов на своем сверкающем велосипеде.
- Подождите пять минут или столько, сколько рекомендует производитель, прежде чем смывать обезжириватель. За это время вы можете почистить остальные части велосипеда.
- Смойте обезжириватель водой.
- Протрите цепь тряпкой или салфеткой, пока она не перестанет быть черной. Если цепь особенно грязная, возможно, придется повторить процесс обезжиривания.
- Как только с цепи перестанут стекать черные остатки, вытрите ее насухо. Для этого можно использовать сухую тряпку или ветошь, а если вам посчастливилось стать обладателем такого прибора, то и воздушный компрессор. Не оставляйте цепь на ночь, чтобы избежать появления ржавчины.
- Смажьте цепь. Мы рекомендуем использовать капельную смазку, а не распыляемую. Во-первых, это позволит избежать попадания смазки на ротор дискового тормоза или суппорт (если таковой имеется). Кроме того, если капать смазку по одной капле на каждое звено, это даст вам возможность осмотреть цепь и поможет выявить любые проблемы, например, тугое звено или неправильно прижатую заклепку.
ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН ЧИСТИТЬ ВЕЛОСИПЕДНУЮ ЦЕПЬ?
Джейсон Смит из независимой испытательной компании Friction Facts подтверждает, что эффективность грязной цепи ощутимо снижается.
«Цифры могут варьироваться в зависимости от степени загрязненности цепи, но в среднем тестирование показывает, что грязная дорожная цепь может снизить эффективность примерно на 3-5 ватт (при мощности велосипедиста 250 ватт) — около 1-2 процентов потери мощности», — говорит он.
«Например, правильно очищенная и смазанная цепь потребляет около 7 ватт. Легкая дорожная крошка, попавшая в цепь после нескольких поездок по «чистой» дороге, может стоить дополнительных 3 ватт потерь на трение».
Смит объясняет, что это число увеличивается с ростом зернистости: «Несколько поездок по дорогам без чистки и смазки могут стоить около 5 ватт потерь. В экстремальных случаях (например, в MTB или циклокроссе) мы видели, как грязная цепь добавляла 12 ватт потерь по сравнению с базовым уровнем».
«Когда цепь не очищена и не смазана должным образом, увеличивается уровень трения на поверхностях скольжения каждого звена цепи. При скорости 95 об/мин с передним кольцом 53t каждую минуту происходит 40 280 сочленений звеньев цепи [сочленение — это изгиб звена в кольце, шестерне или шкиве], когда цепь проходит через трансмиссию.
«Из-за большого количества постоянно сочленяющихся звеньев очень важно обеспечить минимальное трение в них».
Многие велосипедисты совершают ошибку, не обезжиривая цепи перед смазкой. Если вы смажете грязную цепь, она будет только продолжать притягивать загрязнения и в итоге не принесет особой пользы.
Кроме того, вы рискуете получить «цепной удар», если во время поездки ваша нога соприкоснется с грязной цепью. Однако лучше смазать цепь, покрытую смазкой, перед поездкой, чем вообще ничего не делать.
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ЧИСТКИ ЦЕПИ И ДЕРЖАТЕЛИ
Большинство брендов товаров для ухода за велосипедами, включая Park Tool и Muc-Off, рекомендуют использовать устройство для очистки цепи.
В этом случае устройство включает в себя вращающиеся щетки, которые контролируемо пропускают обезжириватель через цепь, когда она прокручивается назад. Опыт показывает, что все они довольно похожи по функциям, а качество сборки — это все, что их действительно отличает.
Джонс делает еще один шаг вперед и рекомендует использовать «глухую втулку» (она же «цепной держатель») вместо задних зубьев.
Это делается специально для того, чтобы избежать попадания обезжиривателя на подшипники фрихаба и задней втулки, и является обычной практикой среди механиков гонок WorldTour.
Еще одним преимуществом является легкий доступ к колесам шкива переключателя — печально известному месту скопления грязи. Вам нужно купить правильный держатель цепи, соответствующий стандарту оси вашего велосипеда.
«После использования скребка для цепи с обезжиривателем проведите вторую промывку теплой мыльной водой. Использование двух разных растворителей вымывает все оставшееся загрязнение», — советует Джонс.
Смит согласен с Джонсом и Сэмпсоном в том, что использование устройства для очистки цепи — лучший выход, если цепь должна оставаться на месте. Однако он предупреждает о возможных проблемах: «Во-первых, цепь нельзя погружать в чистящую жидкость».
Натяжение цепи — еще один фактор, на который следует обратить внимание, продолжает Смит: «Даже несмотря на легкое натяжение [создаваемое пружиной сепаратора заднего переключателя], положительное натяжение не позволяет цепи провисать. Прослабленная цепь открывает поверхности скольжения и позволяет очистителю проходить через внутренние детали свободнее, чем натянутая цепь».
Используете ли вы щетку с жесткой щетиной, устройство для чистки цепи или уродливый свитер, подаренный вам на Рождество, лучше всего делать это на улице. Чистка цепи — грязное занятие, и делать это на ковре или на полу в помещении не рекомендуется.
Джонс также предостерегает от использования вредных обезжиривателей, заявляя, что не следует применять дизельное топливо, бензин, ацетон или бензол. Существует множество более безопасных и здоровых вариантов, которые сделают вашу цепь достаточно чистой.
И не поддавайтесь соблазну использовать для чистки цепи мойку с электроприводом, «если только вы не готовы одновременно ремонтировать велосипед», — предупреждает Джонс, — потому что они могут удалить смазку из подшипников, если направить их в неправильном направлении.
НУЖНО ЛИ СНИМАТЬ ЦЕПЬ С ВЕЛОСИПЕДА, ЧТОБЫ ПОЧИСТИТЬ ЕЕ?
У каждого свое мнение по поводу того, как следует чистить цепь — на велосипеде или вне его.
Снимать цепь с велосипеда и трясти ее в банке с обезжиривателем раньше было обычной практикой, но теперь это не так часто. Поскольку цепи становятся все более точными по мере добавления новых передач в современные трансмиссии, наши методы очистки должны быть адаптированы.
Если в вашей цепи используется соединительный штифт, а не быстросъемное звено, то они, как правило, предназначены для того, чтобы надеваться один раз и сниматься только при износе.
Кельвин Джонс из Park Tool поясняет: «Если цепь имеет „соединительную заклепку“, вы создаете слабое звено каждый раз, когда снимаете и устанавливаете новую соединительную заклепку. Даже мастер-звено лучше оставить в покое.
Если ваша цепь использует многоразовые быстросъемные звенья для установки, вы можете снять цепь для чистки и не беспокоиться о создании потенциально слабого звена.
Для тех, кто имеет (официально) не многоразовые звенья, Shimano, SRAM и Campagnolo рекомендуют использовать абсолютно новое быстроразъемное звено при каждой установке цепи.
Однако многие велосипедисты с успехом используют быстросъемные звенья повторно, несмотря на то, что бренды настаивают на обратном.
КАК ОЧИСТИТЬ ЦЕПЬ С ВЕЛОСИПЕДА
Если у вас многоразовые быстросъемные звенья в цепи и вам не нужно использовать инструмент для снятия цепи, вы в меньшинстве, но это значит, что вы можете снять цепь и пропустить ее через ванну для обезжиривания.
Джейсон Смит выступает за очистку цепи с велосипеда. «Мы рекомендуем снять цепь, чтобы как следует ее почистить. Быстросъемное звено, такое как Wippermann Connex Link, облегчает снятие. Самый эффективный метод очистки — поместить цепь в простую и недорогую ультразвуковую машину.
«Ультразвуковое перемешивание отлично справляется с удалением грязи и песка из внутренних частей звеньев. Если ультразвуковой аппарат недоступен, цепь можно поместить в герметичный контейнер с чистящим средством и энергично встряхнуть, — советует Смит.
По нашему опыту, ультразвуковой очиститель оказался эффективным средством для очистки цепи и, что самое главное, для удаления налипшего песка из роликов. Однако для очистки грязной цепи потребуется несколько пятиминутных циклов (или больше), прежде чем цепь станет безупречной.
Если у вас нет на это времени, чистка цепи с помощью скраба даст почти те же результаты, что и ультразвуковой очиститель, и вы сможете вернуть ее на велосипед гораздо быстрее.
Если вы хотите ускорить процесс использования ультразвукового очистителя, почистите цепь щеткой с жесткой щетиной, чтобы вернуть ей внешний блеск, а затем пропустите ее через ультразвуковой очиститель. После этого ополосните ее водой, а затем высушите сжатым воздухом. После этого вы получите по-настоящему сверкающую свежую цепочку.
Что бы вы ни делали, не оставляйте цепь замачиваться на длительное время (несколько дней). Есть несколько страшных историй о том, как обезжириватель разъедает металл и вызывает поверхностные трещины.
МОЖЕТ ЛИ ЦЕПЬ БЫТЬ СЛИШКОМ ЧИСТОЙ?
Некоторые считают, что слишком частая чистка цепи удаляет труднозаменяемую заводскую смазку из роликов. Хотя важно следить за тем, чтобы цепь была правильно смазана, риск того, что цепь окажется слишком чистой, невелик.
«Мы считаем, что цепь никогда не может быть слишком чистой, если после очистки она правильно смазана», — говорит Смит. «На самом деле, когда компания Friction Facts занималась обработкой цепей [процесс UltraFast Optimization, приобретенный CeramicSpeed], мы полностью очищали цепь, используя тяжелые растворители. Цель заключалась в том, чтобы получить голую металлическую поверхность перед обработкой смазкой».
Мы задали Джонсу тот же вопрос, на что он ответил просто: «Нет, но в какой-то момент вы начинаете чистить просто ради удовольствия».
Как только цепь очищена, Смит предупреждает, что не стоит ждать слишком долго после очистки, прежде чем наносить смазку: «Это минимизирует окисление сухой цепи».
А как насчет самой смазки? Превосходят ли они заводские?
«Мы опровергли утверждение, что смазки послепродажного производства не могут проникнуть в цепь так же глубоко, как заводские», — говорит Смит. «Судя по затуханию трения, наблюдаемому во время испытаний, капельной смазке требуется одна минута или меньше, чтобы полностью проникнуть во внутренние части вращающейся цепи».
Смит говорит, что он провел множество тестов на цепях с заводскими смазками и смазками для вторичного рынка: «Некоторые заводские смазки работают быстрее, чем другие заводские смазки, и мы даже наблюдали разницу в 5 ватт между самой быстрой и самой медленной послепродажной смазкой. Однако ни в одном случае мы не видели, чтобы заводская смазка превосходила самые быстрые послепродажные смазки».
ИТАК, ВСЕ ЧИСТО. ТЕПЕРЬ ЧТО
«Частью общего процесса очистки является повторная смазка. Выбор высокоэффективной смазки для цепи — это самый простой и недорогой способ снизить трение в трансмиссии», — говорит Смит.
Некоторые продукты заявляют о себе как об универсальном средстве для очистки и смазки, но мы обнаружили, что они слишком тонкие для надлежащего смазывания при длительных поездках. Тем не менее, с любой смазкой следует поступать одинаково — вытирать излишки.
Смит согласен с такой практикой, утверждая, что лучше смазать грязную цепь, чем не смазывать ее вовсе.
«Как минимум, велосипедист должен смазывать цепь перед каждой поездкой, даже если он смазывает грязную цепь. Для эффективности лучше смазать грязную цепь заново, чем не смазывать вообще», — советует Смит.
Если вы будете следовать этому совету и протирать цепь чистой тряпкой, то, скорее всего, не столкнетесь со многими проблемами, связанными с грязной цепью.
Профилактика — это, пожалуй, лучшее средство от лени. Джонс предлагает: «Во-первых, используйте меньше масла при смазке. Не замачивайте цепь в смазке. Используйте капельную смазку и наносите по капле на каждое соединение, каждое звено через ролик. При распылении спрея смазка, конечно, попадает и туда, но она также попадает на боковые пластины, превращая цепь в сборник грязи.
«Смазывание каждой заклепки занимает больше времени, но это также позволяет осмотреть каждую из них, что поможет вам выявить «слабое звено» — заусенцы, прогибы или погнутые боковые пластины, неправильно прижатые заклепки и тугие звенья», — добавляет Джонс.
Самый ленивый способ очистить грязную цепь — просто заменить ее. Здесь Джонс предлагает простой совет: измеряйте степень износа цепи перед каждой чисткой — нет смысла тратить время на изношенную цепь.
Как только цепь начинает показывать признаки износа, мы снимаем с велосипеда старую кассету и шатуны и чистим их в моечной машине. Это обеспечит хороший прием для свежей цепи.
НУЖНО ЛИ ПОКРЫВАТЬ ЦЕПЬ ВОСКОМ?
Погружная восковая обработка цепи — еще один вариант для самых привередливых гонщиков. Он предполагает полное погружение цепи в кастрюлю с расплавленным воском.
Цепь, покрытая воском, отлично противостоит загрязнениям, увеличивающим ее износ, и это одно из самых эффективных решений. Однако погружение цепи в воск обычно сопряжено с немалыми трудозатратами. По этой причине этот метод даже вызывает споры среди механиков Tour de France, которые всегда стремятся сэкономить ватты.