Тадей Погачар (UAE Team Emirates) разгромил соперников и одержал сольную победу на Льеж-Бастонь-Льеж 2024 после сокрушительной атаки на Кот-де-ла-Редуте в 34 км от финиша.
Словенец, который, несомненно, рассматривал эту победу как завершение незаконченного дела после падения на этапе 2023 года, финишировал впереди на 1:39, опередив в одиночной погоне Ромена Барде, а Матье ван дер Поэль выиграл спринт за третье место из основной группы преследования, отстав на 2:02.
Эта победа стала для Погачара второй победой в Льеже и шестой победой на Monument, что позволило ему войти в число самых успешных гонщиков классики в истории велоспорта, а также установить рекорд для всего лишь 10 дней гонок в 2024 году.
«Это был ужасный день с самого начала», — сказал Погачар после финиша гонки. «Но мы продолжали упорно работать вместе с командой».
Для Погачара эта гонка имела особое значение после того, как он сошел с дистанции в 2022 году после смерти матери его невесты Уршки Жигарт и тяжелой аварии в прошлом году.
«Весь день я был очень эмоционален, когда ехал на велосипеде и думал о матери Уршки два года назад, когда нам пришлось вернуться домой», — сказал Погачар. «А в прошлом году я сломал руку, так что последние два года были очень трудными».
«Сегодня я ехал ради мамы Урски».
Команда UAE Team Emirates провела гонку практически с тактическим совершенством, изолировав Ван дер Поэля на первых километрах, и Погачар высоко оценил усилия команды. «Я очень, очень счастлив, что наконец-то снова смог выиграть эту прекрасную гонку, и спасибо всей команде, которая работала на меня сегодня, это была потрясающая командная работа, и я не смог бы сделать это без них, я полон эмоций».
Он описал свою атаку на Côte de la Redoute как тщательно спланированную перед гонкой. «Мы ехали жестко на подъемах, безопасно на спусках и на La Redoute — мы делали все в точности, как договорились».
» Сегодня, конечно, я весь день думал только о том, чтобы быть осторожным», — сказал он. «В прошлом году я весь день думал о том, как сохранить энергию. Сегодня же я был настроен на более безопасную работу — я думал о том, что нужно быть более теплым… потому что первая часть была очень, очень холодной. А потом команда проделала супер-пупер работу.
Для Погачара это исключительное завершение весеннего сезона, и он становится явным фаворитом на «Джиро д’Италия».
«Я думаю, что после таких длинных гонок очень приятно приехать соло, да еще и в майке чемпиона страны, это прекрасно — приехать вот так к финишу», — добавил Погачар.
КАК ЭТО ПРОИСХОДИЛО
Хотя Льеж избавил гонщиков от жестоких условий, которые наблюдались на La Flèche Wallonne ранее на той же неделе, температура 5°C на старте подготовила пелотон к суровому дню на холмах Валлонии.
Пелотон отправился на дистанцию 254,5 км из Льежа в Бастонь и обратно, и после нейтральной зоны атаки последовали одна за другой. Группа из четырех человек, в которую вошли Лилиан Кальмеджан (Intermarché-Wanty), Реми Рошас (Groupama — FDJ), Гил Гельдерс (Soudal-Quickstep) и Поль Оурселин (TotalEnergies), вырвалась вперед в течение первых 10 км и быстро добилась значительного преимущества.
К этим четверым присоединилась группа из пяти человек, которой удалось сократить разрыв — к ней добавились Кристиан Скарони (Astana-Qazaqstan), Лоик Влиген (Bingoal WB), Иван Ромео (Movistae), Фабьен Дюбей (TotalEnergies), Энцо Лейнсе (dsm-firmenich PostNL).
Группа из девяти беглецов отлично нарастила свой отрыв, увеличив его до трех минут в течение первых 30 км.
Пелотон периодически сокращал отрыв, позволяя ему то сокращаться, то увеличиваться от двух до пяти минут, пока гонка преодолевала подъемы Кот-де-Боннеру и Кот-де-Сен-Рош без серьезных атак.
Ближе к заключительным 100 км, на некатегорийном, но очень крутом подъеме, который предшествовал Кот-де-Мон-ле-Суа, ситуация в гонке резко изменилась. Небольшая авария задержала часть пелотона, в которой находился Матье ван дер Поэль (Alpecin-Deceuninck).
В результате завала UAE осталась впереди с Погачаром и получила возможность разделить гонку и изолировать фаворита гонки Ван дер Поэля. Наращивание темпа привело к тому, что группа из девяти человек отделилась от основной части участников, а перед Кот-де-Мон-ле-Суа ее отрыв составил всего несколько секунд.
На 1,7-километровом подъеме Скарони, Гельдерс, Рошас, Дюбей и Оурселин обошли своих товарищей по отрыву на крутом 10-процентном подъеме. Это не помогло им надолго, так как они были поглощены группой UAE, как только начался следующий подъем на Кот-де-Ванн.
За 85 км до конца гонки Ван дер Поэль отставал от основного пелотона на 1:30, и ему не хватало энергии, что, возможно, намекало на то, что голландец испытывает трудности. Однако, когда в группе появились такие фавориты, как Александр Власов и Том Пидкок, ситуация начала меняться.
Пидкок возглавил атаку и вместе с Маури Вансевенантом из Soudal-Quickstep устремился в погоню за группой из ОАЭ. Через Côte de la Haute-Levée двое преследователей вернули себе лидерство, а затем вернулись к ведущим гонщикам, когда оставалось чуть больше 70 км.
Угроза Пидкока в передней группе вместе с Погачаром была достаточной, чтобы организовать преследователей Alpecin-Deceuninck, и им тоже удалось присоединиться к лидирующей группе в течение километра.
Следующие 30 км Alpecin и UAE тщательно контролировали темп, не было ни одной заметной атаки, поскольку гонщики держались в глубине пелотона.
АТАКА НА КОТ-ДЕ-ЛА-РЕДУТ
Когда до конца гонки оставалось 34 км, она достигла основания решающего подъема Côte de la Redoute, где Матье ван дер Поэль или Тадей Погачар, казалось, должны были начать атаку — так же, как это сделал Эвенепоэль во время своей победной гонки 2023 года.
Атака Погачара не стала сюрпризом, но отрыв в 25 секунд, который он создал после взрывного рывка на склоне, был поразительным.
Погачар по-настоящему взлетел, и в результате Ван дер Поэль оказался исключенным из основной гонки и отстал от Погачара более чем на минуту, когда до конца гонки оставалось 30 км.
Его попытки преодолеть потери в середине дистанции, возможно, показали усталость ног, что, несомненно, усугубило состояние голландского гонщика.
Несколько некатегорийных подъемов отделяли его от Кот-де-Форж, и только Бен Хили смог сформировать хоть какое-то подобие погони, сопровождаемый Роменом Барде.
На подъеме в Кот-де-Форж Погачар более чем на минуту опережал группу Бен Хили, к которой теперь присоединились Ромен Грегуар и Бенуа Коснефруа, и примерно на 90 секунд оторвался от более крупной преследующей группы, в которую входили Ван дер Поэль и Погачар.
На пелотон обрушился проливной ливень, что, несомненно, было символичным для гонщиков, наблюдавших за тем, как Погачар оторвался на 20 км на 1:20 и теперь, казалось, был полностью уверен в победе.
Кот-де-ла-Рош-о-Фокон и последовавшие за ним 13 км стали гонкой за второе место, оживленное Роменом Барде, и торжеством для победителя гонки Тадея Погачара.
РЕЗУЛЬТАТЫ
- 01 POGACAR Tadej UAE Team Emirates 06:13:48
- 02 BARDET Romain Team dsm-firmenich PostNL + 01:39
- 03 VAN DER POEL Mathieu Alpecin-Deceuninck + 02:02
- 04 VAN GILS Maxim Lotto Dstny + 02:02
- 05 PARET-PEINTRE Aurélien Decathlon AG2R La Mondiale + 02:02
- 06 VANSEVENANT Mauri Soudal Quick-Step + 02:02
- 07 MADOUAS Valentin Groupama-FDJ + 02:02
- 08 LUTSENKO Alexey Astana Qazaqstan Team + 02:02
- 09 BILBAO Pello Bahrain Victorious + 02:02
- 10 PIDCOCK Tom INEOS Grenadiers + 02:02
ВИДЕО