И есть ли еще будущее у дисковых тормозов с тросовым приводом?
Механические дисковые тормоза — один из самых распространенных типов велосипедных тормозов, который предпочитают за его надежность, доступность и простоту.
Механические дисковые тормоза используются на всех типах велосипедов. Они имеют некоторые преимущества перед ободными тормозами, но, в целом, обладают некоторыми недостатками по сравнению с гидравлическими дисковыми тормозами.
В этой статье мы рассмотрим принцип работы дисковых тормозов с тросовым приводом, их плюсы и минусы, а также их сравнение с гидравлическими тормозными системами.
Что такое механические дисковые тормоза и как они работают?
Механические дисковые тормоза — это тип дисковой тормозной системы, которая приводится в действие тросом.
При нажатии на рычаг тормоза трос тянет за рычаг привода в тормозном суппорте. Это толкает одну или обе тормозные колодки вместе, пока они не прижмутся к ротору дискового тормоза, замедляя движение велосипеда.
Точные функции механических дисковых тормозов зависят от их конструкции, но их можно разделить на два основных типа:
- Однопоршневые тормоза: Большинство механических дисковых тормозов — это однопоршневые тормоза. В таких тормозах движется только одна колодка, которая толкает ротор до тех пор, пока он не ударится о противоположную колодку.
- Двухпоршневые тормоза: Некоторые механические дисковые тормоза являются двухпоршневыми, при этом обе колодки движутся вместе и ударяют по обеим сторонам ротора.
По сравнению с ободными тормозами, дисковые тормоза (как механические, так и гидравлические) обычно отличаются повышенной мощностью при любых погодных условиях.
Благодаря относительно простой конструкции механические дисковые тормоза практически не могут выйти из строя. Список потенциальных проблем невелик, и большинство из них можно легко решить, заменив тормозной трос и тормозные колодки или отрегулировав натяжение троса.
Какие велосипеды оснащены механическими дисковыми тормозами?
Механические дисковые тормоза устанавливаются на дорожные, городские и гравийные велосипеды начального уровня, а также на туринговые велосипеды.
Это связано с тем, что они дешевле своих гидравлических аналогов и при этом обладают лучшими характеристиками по сравнению с ободными тормозами, которые, как правило, еще дешевле.
Некоторые недорогие горные велосипеды все еще оснащаются механическими дисковыми тормозами, однако по причинам, которые мы вскоре объясним, они редко встречаются на спортивных маршрутах.
Велосипедисты, отправляющиеся на дальние расстояния, обычно предпочитают механические дисковые тормоза гидравлическим. Они проще в обслуживании, их ремонт прост и быстр, а запасные части легко доступны.
Преимущества и недостатки механических дисковых тормозов
Преимущества
По сравнению с ободными тормозами, механические дисковые тормоза обеспечивают надежную остановку в самых разных погодных условиях, включая дождь и грязь.
Кроме того, они, как правило, проще в обслуживании, чем гидравлические дисковые тормоза, поскольку не требуют прокачки. Это может быть сложной задачей, требующей специальных инструментов, и может не понравиться начинающим механикам.
Механические дисковые тормоза также более доступны по цене, чем гидравлические, как в плане покупки, так и в плане обслуживания.
Если вы часто совершаете многодневные велопоходы в отдаленные районы, вам может понравиться надежность дисковых тормозов с тросовым приводом.
Недостатки
Несмотря на такие преимущества, как доступность и простота, механические дисковые тормоза имеют и ряд недостатков, которые не стоит упускать из виду.
Они не такие мощные, как гидравлические дисковые тормоза, что может повлиять на их тормозную способность в некоторых ситуациях. Именно поэтому они редко встречаются на современных горных велосипедах.
Дисковые тормоза с тросовым приводом также требуют большего усилия рук для управления, чем гидравлические, что может быть утомительным при длительных поездках или для велосипедистов со слабыми руками.
Механические дисковые тормоза, как правило, имеют слабую модуляцию по сравнению с гидравлическими дисковыми тормозами, как при включении, так и при выключении.
Гидравлические дисковые тормоза самоцентрирующиеся. По мере износа тормозных колодок гидравлические дисковые тормоза сохраняют тот же или близкий зазор между колодкой и ротором, обеспечивая постоянную эффективность торможения в течение всего срока эксплуатации.
Механические дисковые тормоза не являются самоцентрирующимися, поэтому для устранения износа колодок необходимо регулировать натяжение троса и перемещать колодки, как при регулировке ободных тормозов.
Механические дисковые тормоза также могут быть более шумными, чем гидравлические, и могут требовать регулярного внимания для поддержания их бесшумной работы.
Механические и гидравлические дисковые тормоза
Производительность
Если вашими приоритетами являются тормозная мощность и производительность, гидравлические дисковые тормоза — это ваш выбор. Тормоза с тросовым приводом просто не могут конкурировать с мощностью, стабильностью и ощущением рычага гидравлических тормозных систем.
Гидравлические дисковые тормоза обеспечивают гораздо более легкое воздействие на рычаг, что делает торможение менее утомительным, а также улучшает модуляцию и контроль торможения.
Лучшие гидравлические дисковые тормоза также обладают значительно улучшенными возможностями регулировки, позволяя велосипедистам точно настроить положение рычага тормоза и точку контакта колодок с ротором.
Техническое обслуживание
Механические тормоза, как правило, гораздо проще в обслуживании. Процесс замены тормозного троса относительно прост и под силу большинству домашних механиков.
Хотя процесс замены тормозных колодок одинаков как для механических, так и для гидравлических дисковых тормозов, последние требуют регулярной прокачки для оптимальной работы.
Удаление воздуха из гидравлической системы включает в себя сброс скопившегося воздуха и обновление тормозной жидкости. Хотя эту работу можно выполнить в домашних условиях, имея необходимые инструменты (например, специальные шприцы для продувки и тормозные жидкости), для некоторых домашних механиков она может оказаться непосильной задачей.
При использовании механической дисковой тормозной системы необходимо следить за износом колодок.
Стоимость
Механические дисковые тормоза, как правило, дешевле гидравлических. Более низкая начальная стоимость сопровождается более дешевым обслуживанием.
Поэтому, если бюджет — ваша главная задача, и вы не планируете выезжать далеко на бездорожье, вам подойдут дисковые тормоза с тросовым приводом.
Стоимость лучших гидравлических дисковых тормозов для горных велосипедов варьируется от 70 до 200 фунтов стерлингов за тормоз, и это без учета стоимости ротора.
Механические тормоза, с другой стороны, можно найти всего за 25 фунтов стерлингов за штуку. Высокотехнологичные варианты могут стоить столько же, сколько и гидравлические дисковые тормоза.
Как отрегулировать механические дисковые тормоза
В отличие от гидравлических дисковых тормозов, механические дисковые тормоза необходимо регулировать по мере износа тормозных колодок для поддержания оптимальной производительности.
Прежде чем регулировать сам суппорт, важно проверить состояние тормозных колодок. Очень важно заметить изношенные колодки до того, как они сотрутся до металлической опорной пластины. Если не принять меры, это может привести к серьезным повреждениям ротора.
Если ресурс колодок еще велик, установите колесо на место. Затем убедитесь, что диск вращается прямо, и при необходимости выровняйте его.
Если вы заметили, что ваш рычаг все дальше и дальше тянется к перекладине, вам нужно отрегулировать натяжение тормозного троса.
Ниже приведены общие инструкции по регулировке механических дисковых тормозов для поддержания их работоспособности. Точные инструкции зависят от особенностей вашей тормозной системы, но эти инструкции являются хорошей отправной точкой.
Как отрегулировать механические дисковые тормоза при износе колодок
- Прежде всего, ослабьте болты крепления суппорта к раме или вилке.
- Отцентрируйте суппорт так, чтобы диск проходил точно через середину корпуса суппорта, и затяните болты — будьте осторожны, не перетягивайте.
- Вставьте суппорт обратно, пока он не встанет точно на ротор. Вы можете поместить визитную карточку или что-то подобное между колодкой и ротором, чтобы обеспечить достаточный зазор.
- Теперь настало время отрегулировать подвижный суппорт. Найдите регулятор тормоза. Часто он является частью суппорта, но может быть и частью троса, расположенного рядом с тормозным рычагом.
- Вкрутите регулятор до упора, затем выкрутите его обратно на один полный оборот.
- Открутите болт фиксации троса на суппорте, чтобы освободить трос.
- Вручную натяните трос, пока тормозная колодка не прижмется к ротору (при желании вы можете снова воспользоваться картой).
- Сохраняя натяжение троса, снова затяните болт фиксации троса.
- Проверьте тормоз и выполните все тонкие настройки с помощью барабанного регулятора. Если колодки трутся, слегка открутие его и повторите тест.
- Когда вы будете довольны, обязательно полностью проверьте тормоза, прежде чем отправиться в следующую поездку.