Обречен на успех? Почему двойка Тадея Погачара на «Джиро д’Италия 2024» — «Тур де Франс 2024» не является делом решенным

Тадей Погачар

Тадей Погачар

Несмотря на потрясающий сезон, в июле словенца ждет самое сложное испытание в карьере.

Вы когда-нибудь видели что-то подобное?» — спросили великого велосипедиста, ставшего обозревателем, Шона Келли во время трансляции «Джиро д’Италия» в мае этого года, когда Тадей Погачар показал очередной сокрушительный результат в горах, обеспечив самый большой разрыв во времени между победителем и призером «Джиро» за последние почти 60 лет.

Келли, никогда не употреблявший несколько слов там, где достаточно одного, ответил просто: «Нет».

С ним трудно не согласиться. Степень доминирования Погачара на «Джиро д’Италия» в этом году не имеет аналогов в современном велоспорте. «Тот, кто думает, что сможет его победить, просто мечтает», — сказал в интервью менеджер команды Red Bull-Bora-Hansgrohe Рольф Альдаг, — и это когда «Джиро» еще только началась.

Прошло три недели, и все прогнозы оправдались. Джиро д’Италия славится тем, что является Гранд-туром вечной неопределенности, гонкой, где старое усталое клише о том, что ничего не выиграно, пока не выиграно все и не пересечена последняя финишная черта, действительно имеет тенденцию сбываться. Просто спросите Приможа Роглича (Bora-Hansgrohe) и Герайнта Томаса (Ineos Grenadiers) о 2023 годе и о том, что произошло в финальной гонке на время, например.

Джиро д'Италия 2024: Погачар празднует победу в общем зачете

Джиро д’Италия 2024: Погачар празднует победу в общем зачете

Но в случае с Тадеем Погачаром хроника предсказанной победы на «Джиро д’Италия» в 2024 году оставалась в сиянии на протяжении трех долгих недель, бросая вызов соперникам, суровой погоде третьей недели, Мортироло и Монте-Граппе и даже абсурдно техничной и опасной финишной трассе 21-го этапа в Риме. (Вот уж где можно было увидеть шанс расстроиться в последнюю минуту). На его лидерство в общем зачете почти никто не покушался, не было ничего, что могло бы вызвать панику или беспокойство. На некоторых горных этапах казалось, что Погачар побеждает, даже не желая этого. Оглядываясь назад, а также почти все предвидя, можно сказать, что он был просто непобедим.

Альдаг был далеко не единственным, кто предсказал успех Погачара. Как сказал главный спортивный директор Жоксен Фернандес Матксин в декабре на тренировочном сборе ОАЭ в Испании, его ожидания, что Погачар выступит лучше, чем в 2023 году, были высоки, поскольку целью первой крупной этапной гонки была «Джиро д’Италия». Но, как оказалось, «Джиро» стала лишь последней главой в непрерывной череде триумфов 2024 года, когда Погачар снова и снова подтверждал свой титул гонщика №1 в мире по версии UCI.

Да, иногда случались мелкие ошибки: помните, как просчет на стартовом этапе в Каталонии лишил Погакара возможности возглавить гонку от начала и до конца, хотя это не помешало ему выиграть четыре этапа и общий зачет? Но когда Фернандес Матксин сказал после Джиро д’Италия: «Это было выше моих самых оптимистичных ожиданий», на самом деле он мог бы сказать то же самое обо всей гонке 2024 года — пока что.

ВЫЗОВ ЙОНАСА ВИНГЕГААРДА

Очевидно, что все эти победы ставят Тадея Погачара в один ряд с гигантами спорта, если он еще не был там. Но также всегда было верно, что величайшие гонщики работают в своей собственной лиге, пока, иногда очень неожиданно и часто не по своей вине, не перестают.

Падения с вершины велоспорта могут быть настолько внезапными — и запоминающимися, — что еще во время Тура 1996 года, когда победитель общего зачета 1991-1995 годов Мигель Индураин начал вилять по дороге на подъеме в Лез-Арк, издание написало, что на обочине дороги должен быть установлен памятник, отмечающий точное место, где Индураин впервые сломался. Такая же аура конца эпохи окружает точку на подъеме Пра-Луп в Пиренеях, где в 1975 году на Тур де Франс величайший гонщик Эдди Меркс (Eddy Merckx) сбросил с трассы победителя гонки Бернара Тевене (Bernard Thévenet). Если взять в пример самого Погачара, то никто не ожидал, что он так эффектно сломается на Col du Granon, положив конец двухлетнему правлению желтого цвета, которое, по прогнозам многих экспертов, должно было продлиться в разы дольше.

Джиро д'Италия 2018: Крис Фрум на пути к победе в Бардонеккье

Джиро д’Италия 2018: Крис Фрум на пути к победе в Бардонеккье

Основная причина сомневаться в том, что Погачар сможет сделать дубль, на самом деле сводится к той же причине, по которой он проиграл два последних «Тур де Франс»: Йонас Вингегард. Возможно, забыли, что единственный разрыв во времени, сопоставимый с победным отрывом Погачара на «Джиро», в новейшей истории Гранд-тура случился в июле прошлого года, когда Погачар проиграл «Тур де Франс» с разрывом в 7:29 Вингегаарду. (Это был самый большой разрыв в победе на Туре, кстати, с тех пор, как Винченцо Нибали в 2014 году разгромил соперников на 7:37).

«Мы старались сосредоточиться на сильных сторонах Йонаса, а это длинные подъемы», — сказал Матье Хейбоер, тренер команды Вингегаарда, в интервью в прошлом году. «Если вы много тренируетесь для взрывного движения, вы теряете в продолжительности, и наоборот. Мы должны были найти правильный баланс. Но мы знали, что продолжительность — это ключ к победе над Погачаром».

Найдутся те, кто справедливо отметит, что во время Тура 2023 года Погачару все еще мешали последствия травмы запястья, полученной в Льеже. В равной мере, вопрос о верхнем пределе возможностей Вингегаарда в сезоне 2024 года, который был так сильно нарушен последствиями аварии в Ицулии в Стране Басков, тоже немаловажен.

Однако стратегия, которую так эффективно применила Висма на Туре 2023 года, использовалась и на Туре 2022 года, когда Погачар не получил травм и также потерпел обидное поражение от Вингегаарда. Более того, во время его долгого восстановления Visma-Lease A Bank настаивали на том, что примут Вингегаарда на Тур только в том случае, если он будет как минимум конкурентоспособным. Если это действительно так, то в сочетании с масштабом поражений словенца в 2022 и 2023 годах, можно с уверенностью сказать, что датчанин будет в состоянии попытаться бросить вызов Погачару, как минимум. А возможно, и многое другое.

В свою очередь, именно поэтому не стоит придавать слишком большое значение результатам «Джиро д’Италия» и масштабам победы Погачара, и UAE не преминули указать на это во время гонки. В самом деле, когда на третьей неделе директор Visma-Lease A Bike Ричард Плугге не замедлил заметить, что истинный уровень Погачара невозможно оценить до гораздо более жестких соревнований в июле, UAE — к их чести — первыми согласились с этим.

«Сегодня в велоспорте есть «большая шестерка» гонщиков — Вингегаард, Роглич, Тадей и Эвенепоэль, а также Ван дер Поэль и Ван Аерт, — которые находятся на другом уровне», — сказал Фернандес Матксин в интервью в Риме. «Так что на этой Джиро вы увидели, что есть большая разница между гонкой, когда они присутствуют и когда их нет».

Но если Погачар сталкивается с гораздо более серьезными проблемами с точки зрения оппозиции — ведь помимо Вингегаарда во Франции также представлены Роглич и Эвенепоэль, а также множество других соперников, — то у него есть и еще одно большое неизвестное: степень его собственных физических возможностей.

Два Гранд-тура за один сезон — это то, чего Погачар еще никогда не делал, и он, очевидно, будет черпать поддержку у таких гонщиков, как Сепп Кусс, доказавших в 2023 году, что можно пройти не только два, но и три Гранд-тура в отличном состоянии и даже выиграть один из них. Но несмотря на то, что для Погачара «Тур» является самым знакомым из трех гонок, ведь он уже пятый раз подряд стартует в 2024 году, когда в Фиренце опустится стартовый флаг, лидер ОАЭ отправится на неизведанную территорию.

Отсутствие ориентиров имеет значение даже для гонщика, чья способность к восстановлению и адаптации настолько исключительна, что его тренер команды Хавьер Сола заявил, что «к нему, по сути, прикоснулись волшебной палочкой». Двойная «Джиро» и «Тур» выводит Погачара на спортивную арену, где он заставляет себя преодолевать новые физические и психологические пределы. Отсюда, конечно, и внутренняя привлекательность попытки сделать дубль: но также и ее риски.

СТАРТ С ВЫСОКОЙ ТОЧКИ

Погачар лидирует в Туре 2022 года на 10-м этапе из Морзина в Межев

Погачар лидирует в Туре 2022 года на 10-м этапе из Морзина в Межев

И все же причина, по которой UAE Team Emirates может с таким оптимизмом оценивать шансы Погачара, заключается, возможно, не столько в степени доминирования, которое он продемонстрировал на «Джиро д’Италия», сколько в том, что лидеру команды не пришлось слишком сильно напрягаться для достижения этой цели. Точная степень истощения, которой достиг Погачар по завершении «Джиро», по логике вещей, не станет достоянием общественности, по крайней мере, до окончания «Тур де Франс». Но UAE и Погачар не скрывали, что использовали испытания на время как полигон для решающих гонок Тура против времени — и его нокаутирующая победа в первой из них, в частности, не оставила сомнений в том, что это испытание он прошел с блеском. И все же, несмотря на то, что на третьей неделе «Джиро» ему предстояло сражаться в решающих битвах, судя по тому, как он выглядел на сложнейших подъемах, когда он атаковал, в последние дни гонки Погачар уже не работал на износ.

Это гораздо легче сказать, чем сделать. Вспомните, например, победителя «Джиро д’Италия» 2018 года Криса Фрума, который после многочисленных аварий в Италии и жестоко тяжелой третьей недели попытался сделать дубль в «Тур де Франс». Или Альберто Контадор, который неоднократно говорил, что отсутствие сильной команды на «Джиро» 2015 года позволило соперникам вымотать его к «Туру». Погачару еще только предстоит достичь таких высот в Гранд-турах, как Контадор или Фрум. Но у него было такое огромное преимущество по времени, а также достаточно сильная команда, что он смог провести заключительную треть «Джиро» относительно консервативно — и это, вероятно, принесет дивиденды в «Туре».

Начало процесса восстановления с гораздо более высокой точки, чем у других чемпионов Гранд-тура, очевидно, может быть только полезным, когда речь идет о скорости восстановления формы. Но и избежание болезней и травм на «Джиро» тоже не помешает. Но еще один важный элемент заключается в том, что Погачар не только меньше соревновался весной, чтобы подойти к Туру отдохнувшим, но и между Джиро и Туром — в отличие от Контадора, скажем, в 2015 году — он вообще не соревновался. Максимальный отдых, по идее, должен гарантировать Погачару максимальные шансы на успех.

СИЛА В КОЛИЧЕСТВЕ

Тур Швейцарии 2024: Адам Йейтс и Жоао Алмейда празднуют победу на этапе

Тур Швейцарии 2024: Адам Йейтс и Жоао Алмейда празднуют победу на этапе

У Погачара есть еще несколько поводов для оптимизма, причем они не связаны с ним самим. Пока он отдыхал на высоте, товарищи Погачара по команде «Тур де Франс» были заняты созданием своих собственных замечательных историй успеха.

На «Критериуме Дофине» ОАЭ не смогли проявить себя слишком ярко, поскольку Хуан Аюсо выбыл из строя, а смелые сольные атаки Марка Солера были сведены на нет перед самой линией. А вот Тур Швейцарии был совсем другой. Адам Йейтс и Жоао Альмейда были так же неприкасаемы в горах, как и сам Погачар на «Джиро», завоевав не менее четырех финишей со счетом 1:2, включая финальную гонку на время, а также заняв два первых места в общем зачете.

Двойное нападение на подиум Тур де Франс с Йейтсом, как это случилось на Туре 2023 года, или, возможно, с Алмейдой, который также был в тройке призеров Джиро в 2023 году, теперь не исключено. Но в любом случае, как сказал чемпион Джиро-Тура 1992 и 1993 годов Мигель Индурайн в интервью в начале этого года, обсуждая дубль Погачара: «Если ты участвуешь в двух Гранд-турах, то должен быть осторожен в управлении своей энергией, и поддержка команды также будет иметь решающее значение, хотя ему [Погачару] явно нравится делать одиночные ходы». В этом случае, учитывая, чего Альмейда и Йейтс смогли добиться в гонке, которую часто называют четвертым Гранд-туром в велоспорте, кажется, что Погачар находится в очень надежных руках.

Возможно, самый важный элемент в пользу Погачара — психологический: импульс. В отличие от Вингегаарда, который начинает Тур почти так же, как если бы он начинал весь сезон 2024 года, словенец подходит к Тур де Франс с безупречной первой половиной года, которая уже была в его пользу. Если ему не удастся выиграть Тур в третий раз подряд при такой великолепной подготовке, это только усилит внимание. Но с другой стороны, он уже наслаждается сезоном, за который большинство гонщиков с радостью отдали бы свои правые руки.

Так что Тур де Франс 2024 года Погачару не светит — сделать дубль и побороться с Вингегардом — слишком сложная задача для этого. Но как бы ни было трудно стать первым гонщиком-мужчиной, выигравшим два Гранд-тура подряд почти за три десятилетия, он, скорее всего, никогда не доберется до Тур де Франс с такой хорошей возможностью сделать это. Насколько далеко заведет Погачара его заметный импульс, покажут только следующие три недели.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИЕЙ

Закладка Постоянная ссылка.