Париж-Рубэ 204 и Париж-Рубэ женский 2024, как и положено гонкам из года в год, завершили сезон булыжной классики в захватывающей манере.
Эти гонки, проходившие по жестоким булыжникам департамента Норд во Франции, принесли боль, эмоции, споры и радость в равной степени: Матье ван дер Поэль (Alpecin-Deceuninck) и Лотта Копецки (SD Worx-Protime) одержали триумф на знаменитом Велодроме Андре-Петрие в Рубе.
В воскресной мужской гонке Ван дер Поэль защитил свой титул, совершив потрясающую сольную атаку на 60 км, и вновь возглавил двойку Alpecin-Deceuninck, опередив Яспера Филипсена после дня непревзойденной командной работы.
Днем ранее четвертый этап женской гонки завершился спринтом на велодроме и уже привычным зрелищем чемпионки мира Копецки , которая триумфально подняла руки, опередив небольшую группу сильнейших женщин в пелотоне.
Но, как и всегда на «Адском севере», здесь было гораздо больше историй, чем истории победителей. В конце концов, эти гонки наполнены сотнями личных историй.
МАТЬЕ ВАН ДЕР ПОЭЛЬ — ЛЕГЕНДА ВЕЛОСПОРТА
Если его еще не считали таковым, ведь на его счету титул чемпиона мира и четыре победы на Monument, а также множество других достижений, то теперь Матье ван дер Поэль, несомненно, входит в число легенд истории велоспорта.
На прошлой неделе голландец побил рекорд всех побед на «Туре Фландрии«, а в эти выходные довел число своих побед на Monument до шести, обогнав Бернара Хино и Паоло Беттини, а также своего друга и давнего соперника Тадея Погачара.
Теперь он стоит в одном ряду с такими именами, как Йохан Мусеув, Альфредо Бинда и Франческо Мозер, у которых по шесть побед, и в непосредственной близости от Фаусто Коппи, Шона Келли, Тома Бунена и Фабиана Канчеллары.
Есть и другие статистические данные. Ван дер Поэль прибежал к финишу на целый километр в час быстрее, чем любой другой победитель в истории, а его трехминутный выигрыш — пятый по величине за последние 100 лет.
Однако дело не только в цифрах и фактах. Победа Ван дер Поэля, о которой мы все знали задолго до того, как он в порыве гнева нажал на газ в Компьене, что практически беспрецедентно для такой гонки, как Париж-Рубэ, стала самой значительной за последнее поколение.
Когда придет время оглянуться на его карьеру, это выступление, несомненно, станет одним из самых запоминающихся в этой гоночной эре, в истории Париж-Рубэ и одним из определяющих моментов его карьеры на велосипеде.
На пресс-конференции после гонки Ван дер Поэль сказал, что это выступление было «близко» к его уровню на чемпионате мира в Глазго прошлым летом. Эта гонка, безусловно, станет одной из самых знаковых в его карьере, и, несомненно, впереди еще много других.
SD WORX «НАКОНЕЦ-ТО» ПОЧУВСТВОВАЛИ ВКУС ПОБЕДЫ
Прошло несколько лет ожидания, но SD Worx-Protime наконец-то заполнили редкий пробел в своем палмаресе. В последние годы голландская команда сметала всех на своем пути, включая феноменальный 62-победный сезон в 2023 году, но после трех серий «Ада Севера» слава на Paris-Roubaix Femmes ускользала от них.
Однако все изменилось в субботу днем, когда чемпионка мира Лотта Копецки вырвала победу у элитной группы претендентов на велодроме Рубе, продемонстрировав на финише свои радужные полоски после второго места, занятого два года назад.
Команда SD Worx возглавляет мировой рейтинг на протяжении последних трех сезонов, и в 2024 году она одержала уже 14 побед, не проявляя никаких признаков замедления. У одной только Копецки их пять, хотя она и не признает себя лучшей гонщицей в мире на данный момент.
Она атаковала снова и снова на северном паве, в конце концов спровоцировав жизненно важный рывок на Камфен-ан-Певель за 20 км до финиша. Поскольку в следующей группе таилась лучшая спринтерша Лорена Вибес, она могла позволить себе немного отдохнуть на подъезде к велодрому — тактический триумф — и затем отправиться в финальный спринт, чтобы одержать победу.
SD Worx, возможно, уже выиграли почти все, что можно выиграть, и будут продолжать выигрывать, в этом нет никаких сомнений, но теперь они могут насладиться еще одним триумфом на самой крупной гонке, которую они так долго не могли выиграть.
КРАСОТА ФИНИША НА ВЕЛОДРОМЕ
Рубе — одно из красивейших мест Франции, но для профессиональных любителей велоспорта этот город на севере Франции является местом проведения финиша Париж-Рубе, одного из чудес велосипедного мира. Это велосипедная Мекка, храм истории и красоты нашего спорта.
Бетонный велодром местами разрушается и ветшает, но он каким-то образом сохраняет мистику, накапливающуюся из года в год, когда на треке финиширует Paris-Roubaix. Он такой же, как и в 1976 году, когда Йорген Лет снимал свой документальный фильм, и, надеюсь, останется таким же на долгие годы.
Если стоять в центре трека на финише женской и мужской гонок, то дух захватывает. Волосы встают дыбом, когда гонщики въезжают на велодром, а затем проезжают полтора круга, после чего празднуют победу.
Ничто не может сравниться с этим. Вы погружаетесь в гонку, как ни в один другой момент сезона. Гонка вращается вокруг вас лучше, чем пространственный стереоэффект. Новые очки Apple Vision Pro Virtual display goggles никогда не смогут воссоздать подобный визуальный эффект или эмоции.
МОГЛА ЛИ LIDL-TREK ИСПОЛЬЗОВАТЬ БЫВШЕГО ПОБЕДИТЕЛЯ ЛОНГО БОРГИНИ?
В начале недели Lidl-Trek удивила всех, решив не включать в свой состав на субботнюю гонку чемпионку Paris-Roubaix Femmes 2022 года и победительницу Тура Фландрии прошлой недели Элизу Лонго Боргини.
Поскольку победительница 2021 года Элизабет Дигнан выбыла из-за травмы, место в составе из шести женщин было свободно, и кто мог бы стать лучшим кандидатом? Однако итальянка и ее команда придерживались плана сосредоточиться на Арденнах.
Вместо этого команда отправилась в Денайн с впечатляющим составом, в котором можно было рассчитывать на бывшую чемпионку мира Элизу Бальзамо, а также Эллен ван Дийк и Люсинду Бранд, среди прочих.
Сила в фундаменте явно проявилась на булыжниках: Ван Дийк постоянно находилась во главе гонки, вела пелотон, а затем усердно помогала Бальзамо на последних этапах.
В итоге итальянка заняла эмоциональное второе место в финальном спринте, вернувшись после падения на Камфен-ан-Певеле, а Ван Дийк заняла шестое место.
В тот день команда не могла сделать больше для победы, поскольку в лидирующей группе из шести гонщиков было две чемпионки. Насколько изменило бы ситуацию присутствие Лонго Боргини, неизвестно. Но если бы она тоже участвовала в гонке, может быть, Lidl-Trek праздновала бы третью победу за четыре года?
БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО ШИКАН И БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ ПРЕДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕЛАЮТ ГОНКИ ЛУЧШЕ
После нескольких дней обсуждений, полемики в социальных сетях и различных реакций, шикана Forest of Arenberg не оказала особого влияния, за исключением желаемого эффекта — сделать Париж-Рубэ более безопасным.
Она снижала скорость гонщиков, когда они начинали печально известный сектор булыжников, но атаки в пелотоне уже происходили на предыдущих участках булыжников, поэтому группа из 40 или около того гонщиков ехала в Лес вместе, без опасности столкновения.
Создание шиканы было не шуткой, а конкретным доказательством того, что то, что президент UCI Дэвид Лаппартиент назвал «предельным повышением безопасности», может сделать гонки более безопасными.
Спринт в лесу Аренберг на длинной прямой подъездной дороги на скорости 60 км/ч стал моментом аварийного вуайеризма. Но сейчас, когда безопасность важнее гладиаторского шоу, он стал анахронизмом.
Действительно ли спринт в лесу Аренберг делает Париж-Рубэ лучше? Или это просто удовлетворит тех, кто жаждет крови и боли от скоростных столкновений на булыжниках?
Матье ван дер Поэль все еще атаковал и увлек за собой небольшую группу в Аренберге, но крови на булыжниках почти не было.
Решение ввести шикану доказало, что безопасность может быть улучшена и стать более приоритетной без ущерба для качества гонок. Гонщики попросили об этом, и организатор гонки ASO не побоялся отбросить традиции и внести изменения.
После стольких аварий и серьезных травм, несомненно, настало время внести подобные изменения в каждую другую гонку, чтобы обезопасить гонщиков и, в конечном счете, качество и красоту нашего спорта.
ИДЕАЛЬНАЯ КОМАНДНАЯ РАБОТА ALPECIN-DECEUNINCK
Это был день Alpecin-Deceuninck на Paris-Roubaix. Бельгийская команда приехала во Францию с двумя лучшими финишерами 2023 года — Матье ван дер Поэлем и Яспером Филипсеном — и несла в себе груз ожиданий, что в воскресенье их ждет еще один трофей на булыжнике.
Они выполнили это обещание, взяв гонку под свой контроль и разнеся пелотон на части при встречном ветре, после чего в лидирующей группе оказалось четыре человека, а триумфальная атака Ван дер Поэля на 60 км в Орхиесе принесла успех.
Чемпион мира был непревзойденным и оправдал все прогнозы, сделанные перед гонкой, легко оставив своих соперников позади. Но и его команда была на высоте: возможно, менее известные имена, такие как Тимо Килич, Эдвард Планккаерт и Джанни Вермерш, сыграли важную роль в успехе.
Все трое работали на передовой после того, как команда разнесла пелотон на части под встречным ветром на 150 км, а позже Вермерш и Филипсен держались за колесо любого гонщика, осмелившегося сделать ход после атаки Ван дер Поэля.
У Филипсена хватило сил и на борьбу с преследователями, и на последующий отрыв перед неизбежным спринтом за второе место. В гонках было мало примеров столь успешной командной работы, как мастер-класс, продемонстрированный Alpecin-Deceuninck в воскресенье.
НЕОБЫЧНЫЙ ПРОБЕЛ В ПАЛМАРЕСЕ МАРИАННЫ ВОС
Марианна Вос, всегда являвшаяся фаворитом перед гонкой на всех четырех соревнованиях Paris-Roubaix Femmes, так и не сумела одержать победу в «Аде Севера».
Ближе всего к победе она подошла, заняв второе место в первом выпуске за одиночной чемпионкой Лиззи Дигнан. Однако в 2022 году у нее не было больше шанса улучшить это положение, так как утром в день соревнований она сдала положительный анализ на COVID-19. В 2023 году, когда победа досталась Брейк, она заняла 10-е место.
За свою карьеру Вос поднималась на подиум почти во всех крупных гонках международного календаря и совсем недавно одержала свою 250-ю победу на шоссе, Париж-Рубэ стал редким пробелом в ее палмаресе.
Вос провела впечатляющий старт гонки, который показал, что она вернулась к своей лучшей форме после перенесенной в конце 2023 года операции на подвздошной артерии. Казалось, что именно в этом году она сможет водрузить над головой трофей с булыжником и стать королевой классики, особенно после побед на Omloop Het Nieuwsblad и Dwars door Vlaanderen.
Лотта Копецки, Элиза Бальзамо, Эллен ван Дийк, Пфайффер Георги и Амбер Краак, вырвавшись вперед в победном отрыве и выйдя на велодром в Рубе, казалось, были готовы к борьбе, когда спринт разгорелся на финишной прямой.
На последних метрах быстрый спринт сошел на нет: Копецки вырвалась вперед, за ней последовала Бальзамо, а на финише Вос обошла Георги, заняв, по ее мнению, разочаровывающее четвертое место: «Когда ты едешь за победой, а финишируешь четвертым, это больно».
У Вос была карьера, которую она определила как коллекцию «воспоминаний о разных максимумах и минимумах», и в свои 36 лет она выглядит такой же грозной, как и раньше. Мир велоспорта будет следить за тем, как она выйдет на старт Париж-Рубэ в следующем году, когда она будет участвовать в гонке «Ад Севера» в попытке завоевать этот, пока еще неуловимый, титул.
ВЗЛЕТЫ И ПАДЕНИЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ALPECIN-DECEUNINCK
Нельзя отрицать, что Alpecin-Deceuninck были командой Paris-Roubaix 2024, контролируя ход гонки, разрывая ее на части, а затем установив доминирующую победу, но что же остальные?
Несколько команд произвели впечатление во время 260-километровой адской гонки, а Lidl-Trek, Groupama-FDJ и UAE Team Emirates стали одними из самых заметных участников этого дня.
Конечно, команда Lidl-Trek, пострадавшая от травм, завоевала подиум благодаря Мадсу Педерсену, а Матиас Вацек также сыграл ключевую роль в конце гонки, работая за датчанина. Интересно, как присутствие отсутствующих Яспера Стуйвена и Алекса Кирша, а также Джонатана Милана, который разбился на ранней стадии, могло изменить ход гонки.
У Groupama-FDJ есть откровение весны в лице Лоуренса Пити, и новозеландцу не повезло, что он выбыл из погони за 30 км до финиша. Штефан Кюнг будет разочарован тем, что выбыл из борьбы за подиум на последних километрах, но пятое и седьмое места — это хороший результат для французской команды.
В других местах UAE Team Emirates может гордиться четвертым местом Нильса Политта, а Тим Велленс также показал свое присутствие, атакуя и работая на передней линии.
С другой стороны, для Soudal-QuickStep это был еще один день классики, о котором придется забыть: они не выигрывали гонки по булыжнику со времен Kuurne-Brussel-Kuurne в 2022 году. Ив Ламперт занял 36-е место после безымянного дня для бельгийской команды, и, безусловно, необходимо переосмыслить будущие кампании.
Команда Ineos Grenadiers может быть довольна 17-м местом Тома Пидкока после его очень позднего включения в состав, хотя они могут задаться вопросом «А что если?» после дисквалификации молодого таланта Джоша Тарлинга.
Наконец, «суперкоманда классики» последних лет, Visma-Lease A Bike, выдала впечатляющие и неожиданные результаты благодаря близнецам Мику и Тиму ван Дейке, которые показали себя на первых местах в топ-20, несмотря на сильно ослабленный состав голландской команды.
БУДУТ ЛИ ЖЕНЩИНЫ В ОДИН ПРЕКРАСНЫЙ ДЕНЬ БОРОТЬСЯ С АРЕНБЕРГОМ?
Успех женской гонки Paris-Roubaix Femmes способствовал столь необходимому стремлению к равенству в спорте. Однако разница в маршрутах и отсутствие знакового и часто важного сектора булыжников Лес Аренберг позволяет говорить о том, что женская гонка пока не равна мужской.
Но длинный булыжный сектор — один из самых опасных в мужской гонке, так так нужен ли он в женской? Действительно ли необходимо равенство маршрутов, если оно негативно сказывается на качестве женских гонок?
Некоторые гонщицы хотели бы, чтобы Paris-Roubaix Femmes проходил через лес Аренберг в знак равенства, но другие, включая Эллен ван Дейк и Пфайффер Георги, финишировавшую третьей в этом году, в этом не уверены из-за опасностей булыжников и того, как это может повлиять на всю гонку.
Поскольку старт Paris-Roubaix Femmes проходит в Денене, Лес Аренберг будет очень ранним этапом гонки, что, возможно, создаст слишком большой отрыв в начале гонки.
Директор гонки Франк Перк сказал RTBF, что он не против того, чтобы в один прекрасный день включить Лес Аренберг, если место старта изменится.
Однако, возможно, лучшим изменением для Paris-Roubaix Femmes станет то, что те, кто участвует в гонках и страдает на булыжниках, — гонщицы — смогут высказать свое мнение о том, что лучше для них и их спорта. Почему женские гонки должны быть такими же, как мужские?
Возможно, другой, более захватывающий женский маршрут может даже создать лучшие гонки, избежав исторических ограничений мужского маршрута.
ОТСУТСТВУЮЩИЕ МУЖЧИНЫ
Нельзя отрицать, что воскресная мужская гонка была лишена нескольких главных претендентов, хотя мало кто из них мог сравниться с потрясающей победой Матье ван дер Поэля.
Конечно, большим упущением стал Ваут ван Аерт, вечный соперник ван дер Поэля и его ближайший конкурент на прошлогодней гонке, к сожалению, выбывший из Фландрии и Рубежа из-за аварии на Dwars door Vlaanderen.
Было бы несправедливо рассуждать о том, что могло бы произойти, если бы ван Аерт участвовал в гонке, поэтому будем надеяться, что пара будет в полной форме, чтобы возобновить свое соперничество в булыжной классике следующей весной.
Но помимо ван Аэрта, на старте отсутствовало множество важных имен, включая его товарищей по команде, победителя Dwars Маттео Йоргенсона и бывшего победителя Roubaix Дилана ван Баарле.
У команды Lidl-Trek отсутствовал травмированный Яспер Стуйвен, а Ineos Grenadiers — Филиппо Ганна и Джонотан Нарваэс, получивший сотрясение мозга. Болезнь Лайма заставила Арно Де Ли досрочно завершить свою кампанию в классике, в то время как его партнер по команде Lotto-Dstny и бывший участник подиума Флориан Вермерш восстанавливается после перелома ноги, а Bahrain Victorious недосчиталась Матея Мохорича после его аварии во Фландрии.
Ван Аерт в стороне, но, пожалуй, единственное имя в пелотоне, которое может сравниться с Ван дер Поэлем, — это другая суперзвезда, Тадей Погачар. Чемпион Фландрии 2023 года, конечно, никогда не участвовал в Рубеже, но есть ли такая гонка, к которой он не приложит руку? Ранее этой весной он сказал: «Когда-нибудь вы обязательно увидите меня на Париж-Рубэ». Мы все с нетерпением ждем этого дня.
Компьень никогда не принимает полный состав претендентов, так как аварии, травмы и болезни берут свое во время булыжной классики. Будем надеяться, что в апреле следующего года список отсутствующих будет меньше.