Почему Йонас Вингегор использует крошечные 150-миллиметровые шатуны?

Ради посадки, аэродинамики или чего-то ещё?

Ради посадки, аэродинамики или чего-то ещё?

На этой неделе Instagram был взбудоражен новостью: двухкратный победитель Тур де Франс Йонас Вингегор на Volta ao Algarve использовал 150-мм шатуны — возможно, пытаясь переплюнуть давнего соперника Тадея Погачара.

В апреле 2024 года сообщилось, что Погачар перешёл с 172,5-мм на 165-мм шатуны для улучшения каденса и аэродинамики. Теперь Visma-Lease a Bike последовала его примеру: шатуны укоротили не только Вингегор, но и другие гонщики, включая Ваута ван Арта (160-165 мм). Для Вингегора, ключевого гонщика команды на Тур де Франс, это особенно заметно: при росте 175 см он один из самых миниатюрных в команде, и более короткие шатуны логичны.

150-мм шатуны для Вингегора

Начнём с самих шатунов. Впервые их заметил специалист по велопосадке ibike_studio в Instagram, а затем Cycling Spy. Вингегор заменил шатуны Sram Red на небрендированные Sram Rival, оставив звёзды Red.

Поиск 150-мм шатунов Rival в продаже бесполезен — скорее всего, это кастомный набор. В некоторых моделях шатуны разной длины отличаются лишь местом сверления отверстия под педаль, но видео показывает, что ось педали находится на конце шатуна. Значит, это не модифицированные длинные шатуны.

В конечном счете, изготовление карбоновых шатунов в единственном экземпляре - очень дорогостоящее мероприятие по сравнению с альтернативами из сплава.

В конечном счете, изготовление карбоновых шатунов в единственном экземпляре — очень дорогостоящее мероприятие по сравнению с альтернативами из сплава.

Почему не сделать кастомные Red? Всё упирается в стоимость. Производство пресс-формы для карбоновых деталей и ручная укладка волокон слишком дороги для одного комплекта. Кованые алюминиевые шатуны Rival проще адаптировать под малые размеры для ограниченных партий. Профи иногда приходится довольствоваться компромиссами.

Аэродинамический аргумент

Короткие шатуны уменьшают фронтальную площадь велосипеда, особенно когда они вертикальны. Но эффект мизерный: разница в усталости гонщика от сопротивления воздуха почти незаметна.

Короткие шатуны более аэродинамичны, но мы не думаем, что Вингегаард перешел на более короткие шатуны именно по этой причине.

Короткие шатуны более аэродинамичны, но мы не думаем, что Вингегаард перешел на более короткие шатуны именно по этой причине.

Теория гласит, что короткие шатуны улучшают аэродинамику посадки: нога (с массивной ступнёй) меньше опускается в «чистый» воздух под рамой, а колени не поднимаются так высоко.

Я спросил Дэна Бигема, главу инженерного отдела Red Bull-Bora-Hansgrohe и экс-рекордсмена часа, используют ли короткие шатуны на треке:

«Обычно трековики используют 165-170 мм. В 2023 я перешёл с 170 на 160 мм».

Однако Джейми Лоуден, глава аэродинамики Visma-Lease a Bike, ответил, что не знает аэродинамических причин для этого решения, и посоветовал обратиться к биомеханикам. Похоже, аэродинамика тут ни при чём.

Биомеханический аргумент

Перейдя с 172,5 на 165 мм, я (автор) узнал от специалиста по посадке Джона Уайлда, что короткие шатуны полезны при агрессивной посадке.

Если седло сдвинуто вперёд (как у Вингегора в 2023), длинные шатуны могут вызвать чрезмерное сгибание коленей в верхней точке педалирования. Короткие шатуны также уменьшают угол сгиба в тазобедренном суставе, предотвращая удар коленей о грудь.

Однако Уайлд считает, что Вингегор выбрал короткие шатуны не поэтому.

Генерация мощности и усталость

Согласно книге Bicycling Science, в исследовании 1999 года максимальная средняя мощность достигалась на 180-мм шатунах, особенно при спринте и усталости. Но тест проводился на одном гонщике, игнорируя биомеханику.

Короткие шатуны повышают каденс при том же передаточном соотношении. Теоретически, это снижает нагрузку на мышцы, сохраняя силы к концу этапа. Поговорка «крутильщики выигрывают» актуальна, но только если аэробная система гонщика справляется.

Короткие шатуны уменьшают сгибание колена в верхней точке, но увеличивают в фазе усилия. Уайлд предупреждает:

«На топ-уровне выигрывают доли процентов, но слишком короткие шатуны могут навредить. Представьте, что делаете половинные сгибания бицепса вечно — мышцы разовьются неравномерно».

Бигем резюмирует:

«Сейчас это область исследований, но физика изменения длины шатунов и её влияния на мощность, крутящий момент и каденс изучена плохо. Всё запутанно».

Вывод

В конечном счете, наиболее вероятное объяснение его более коротких шатунов заключается в том, что они позволяют ему добираться до финиша гонки с меньшей усталостью в мышцах ног.

В конечном счете, наиболее вероятное объяснение его более коротких шатунов заключается в том, что они позволяют ему добираться до финиша гонки с меньшей усталостью в мышцах ног.

Пока нет однозначного ответа, почему Вингегор использует 150-мм шатуны. Это может быть комбинация биомеханики, аэродинамики и индивидуальных предпочтений. Как и в случае с Погачаром, команды WorldTour экспериментируют с marginal gains, даже если наука ещё не всё объясняет.

Для любителей урок ясен: не копируйте профи без консультации с биомехаником. Ваши 172,5 мм, возможно, идеальны именно для вас.

Закладка Постоянная ссылка.
  • ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИЕЙ