Нет Погачара — нет проблем? Ожидается, что Роглич будет единственным из «большой четверки», кто примет участие в Джиро в этом году, но это может быть и хорошо.
Когда в понедельник вечером в Риме был представлен мужской маршрут «Джиро д’Италия» 2025 года, особых сенсаций не было.
После обилия политических речей были обнародованы карты мужских и женских этапов, они в точности соответствовали ожиданиям.
И хотя основные моменты мужской дистанции, от 42,3 км триала на время до отсутствия Доломитовых Альп, были обозначены заранее, более насущный вопрос тактично остался незаданным во время презентации — кто поедет?
Некоторые имена уже были подтверждены этой зимой, в частности, чемпион 2023 года Примож Роглич, но этот предварительный стартовый список не удовлетворил всех наблюдателей.
«Роглич и кто?» — написал Кристиано Гатти из Tuttobici.
RCS Sport, в свою очередь, не скрывает, что хочет привлечь хотя бы одного из тех, кто финишировал на подиуме прошлогоднего «Тур де Франс».
Тадей Погачар, Йонас Вингегаард и Ремко Эвенепоэль в июле были на другом уровне, чем все остальные, и директор Джиро Мауро Вегни знает, что их присутствие добавит престижа его гонке еще до того, как будет повернута педаль.
Год назад маршрут был составлен таким образом, чтобы убедить Погачара примерить на себя двойную Джиро-Тур, при этом в гонку было вшито резкое сокращение общего количества метров подъема.
Хотя в этот раз на повестке дня больше подъемов (52 500 м против 45 000 м), руководящим принципом снова стало создание «Джиро», чьи нагрузки можно было бы сопоставить с нагрузками «Тура».
ГДЕ ЖЕ «БОЛЬШАЯ ЧЕТВЕРКА»?
Однако в 2025 году RCS с трудом удается заполучить свои главные кандидатуры. Хотя Погачар еще официально не исключил участие в «Джиро д’Италия», уже ясно, что наряду с Туром он будет нацелен на «Вуэльту Испании».
Выступая в минувшие выходные, спортивный менеджер UAE Team Emirates Матксин Джоксин Фернандес предположил, что задержка с объявлением полной программы Погачара была просто актом дипломатии из-за задержки презентации Джиро от RCS Sport.
«Мы подождем до 13-го числа, чтобы принять решение, в зависимости от маршрута Джиро», — сказал Матксин, а затем добавил тихую часть вслух: «Хотя внутренне мы уже более чем определились».
А почему бы и нет? Как и большинство других, они знали о маршруте с октября прошлого года.
По правде говоря, Погачар после своих прошлогодних подвигов всегда был наименее склонен к участию в «Джиро», и в RCS больше надеялись уговорить Эвенепоэля и Вингегаарда встать в строй в Дюрресе 9 мая.
С тех пор как два года назад COVID-19 вытеснила его из гонки, у Эвенепоэля остались незавершенные дела.
В межсезонье он публично обсуждал идею участия в «Джиро» и «Туре» в 2025 году, но тяжелая авария на тренировке в начале декабря поставила крест на этой идее.
На прошлой неделе бельгиец сообщил, что его сезон начнется только в середине апреля, и исключил возможность участия в Джиро.
Остался Вингегаард. Еще в ноябре в RCS была уверенность, что датчанин поедет на «Джиро» в этом году, но с каждой неделей эта уверенность, похоже, ослабевала.
В понедельник вечером не было никаких сюрпризов, а во вторник Вингегаард окончательно подтвердил, что главным в его сезоне будет возвращение титула чемпиона Тура. Похоже, что добавление «Джиро» просто слишком рискованно.
После того как в понедельник вечером зажглись огни, Вегни постарался преуменьшить мнение о том, что его гонка будет ухудшена из-за вероятных отсутствующих.
«Джиро — это не только Погачар», — настаивал он. «Здесь еще есть разные актеры, и они устроят шоу, чтобы сделать его приятным для зрителей».
НЕТ ПОГАЧАРА — НЕТ ПРОБЛЕМ
Винченцо Торриани, самый яркий директор «Джиро», после каждой презентации пускал в ход знакомое изречение. Маршрут — это холст, говорил он, но писать будут гонщики.
Однако еще до начала прошлогодней Джиро было очевидно, что гонку раскрасит один-единственный гонщик.
Погачар был явным фаворитом и выиграл гонку с отрывом почти в десять минут. К Риму трудно было сказать, была ли его победа шедевром или просто серией предварительных эскизов для его настоящего magnum opus в июле.
В этом свете «Джиро», вероятно, нужно было привлечь по крайней мере двух из трех крупнейших игроков, чтобы устроить настоящее соревнование, несмотря на авторитет Роглича.
В конце концов, одиночные выступления становятся все более распространенным явлением в сверхзвуковом велоспорте 2020-х годов, особенно когда член самого элитного эшелона пелотона выходит на старт без соперника того же уровня.
Сокрушительное превосходство Погачара на «Джиро» 2024 года стало отголоском превосходства Матье ван дер Поэля на Фландрии и Рубе в отсутствие травмированного Воута ван Аэрта. Можно было поражаться их силовым подвигам и одновременно сетовать на отсутствие реальной угрозы для результата.
Их превосходство обеспечило яркий контент для их личных видеороликов, но для всех остальных это было не слишком увлекательное зрелище.
Существует множество других способов скоротать время, кроме как прокручивать в голове череду ударов Погачара на прошлогодней «Джиро д’Италия», но это занятие не может сравниться с эпическим сюжетом 2017 года, когда Том Дюмулен вышел победителем из четырехсторонней схватки.
Скорее всего, отсутствие Погачара, Вингегаарда и Эвенепоэля — это скорее разочарование, чем катастрофа. Это, конечно, не обрекает «Джиро» на утрату значимости. Отнюдь.
Гонщики, которых их присутствие могло сдерживать, теперь будут гоняться более свободно. А поскольку в эпоху Погачара-Вингегаарда подиум Тура, похоже, стал закрытым магазином, множество гонщиков уже предпочли Джиро в 2025 году.
ОТКРЫТАЯ ГОНКА ЗА РОЗОВЫМ ЦВЕТОМ?
Роглич — фаворит, и решение Red Bull выставить вместе с ним Джая Хиндли и Дани Мартинеса подчеркивает, что они делают упор на Джиро. Но хотя словенец выиграл больше Гранд-туров — пять — чем Погачар или Вингегард, разрыв между ними, как правило, был небольшим.
Подобно Флойду Мейуэзеру, он склонен выигрывать свои поединки по очкам, а не нокаутом. Пожалуй, только его триумф на Вуэльте в 2021 году можно назвать шествием. В остальном же на его пути случались ошибки и неудачи. Даже в свои лучшие годы Роглич может выглядеть уязвимым.
Примером тому служит его победа на прошлогодней «Вуэльте». Роглич был общепризнанным фаворитом и сильнейшим гонщиком, но гонка рисковала ускользнуть из его рук вплоть до финального уик-энда. Иными словами, он обычно дает своим соперникам шанс на борьбу.
Тандем UAE Team Emirates в составе Хуана Аюсо и Адама Йейтса, а также новый участник Visma Саймон Йейтс, победитель 2019 года Ричард Карапаз, Давид Году и испанские претенденты Энрик Мас и Микель Ланда отправятся в путь с амбициями.
Надежда родины Антонио Тибери стремится развить успех после прошлогоднего обнадеживающего пятого места. В то время как Ваут ван Аерт (Wout van Aert), пытаясь повторить свое прошлогоднее выступление на Вуэльте, привнесет немного звездной пыли в ход соревнований.
Сама «Джиро», между тем, всегда привлекает внимание: непредвиденные драмы, полемика, сюрпризы и случайные сбои в ходе гонки всегда являются профессиональной опасностью в Италии в мае. Уже сейчас есть много поводов для разговоров, начиная с сильно политизированного старта в Албании, дорожек Сиены и заканчивая грандиозным финалом на Finestre.
В прошлом году, несмотря на все предварительные фанфары, «Джиро д’Италия» прошла однообразно. На этот раз будет полный хор голосов, претендующих на то, чтобы быть услышанными. Это не гарантирует, что гонка будет лучше прошлогодней, но она точно будет другой. Джиро всегда разная.