«Тадей устанавливает планку, а мы стараемся ее достичь». Хуан Аюсо обсуждает повседневную жизнь команды с Погачаром

Тур Люксембурга 2024: Аюсо празднует победу на четвертом этапе

Тур Люксембурга 2024: Аюсо празднует победу на четвертом этапе

«Он как Лео Месси в футболе, у него все выглядит так просто», — говорит молодой гонщик из ОАЭ.

Когда речь идет о молодом, подающем надежды претенденте на победу в зачете GC и при этом ты находишься в одной команде с Тадеем Погачаром, это не может быть простым делом. Но, по словам Хуана Аюсо, партнера Погачара по команде UAE, который не скрывает своих собственных амбиций в Гранд-туре, именно это ему и нравится.

По мнению Аюсо, Погачар — лучший гонщик в мире, и это делает словенца тем, кого 22-летний спортсмен называет «тем, кто устанавливает планку, а мы пытаемся ее достичь» — даже если такая задача на самом деле практически невыполнима, а Погачар работает в своей собственной лиге.

«Мои друзья, не занимающиеся велоспортом, видят, как Тадей делает свои вещи, и спрашивают меня — это нормально?» объясняет Аюсо во время тренировочного сбора своей команды в Аликанте этой зимой. А я всегда отвечаю: «Нет, это не нормально. Просто он делает так, будто это самое простое дело на свете».

«Он как Лео Месси в футболе. Вы видите, как Месси проводит мяч мимо своих соперников, как будто в этом нет ничего особенного. Но вы, конечно, знаете, что это не так».

И все же, даже если у него нет таких достижений, как у Тадея Погачара, у Аюсо есть своя доля выдающегося, скороспелого таланта. Он занял третье место в общем зачете на «Вуэльте Испании» 2022 года, своем первом Гранд-туре, в возрасте 19 лет, став вторым самым молодым гонщиком, когда-либо поднимавшимся на подиум в трехнедельной гонке, после того как Анри Корне выиграл «Тур де Франс» в 1904 году, за 118 лет до этого, чуть раньше своего 20-летия.

Несмотря на позднее начало 2023 года из-за травмы ноги, Аюсо занял четвертое место в общем зачете Вуэльты и стал победителем в классификации лучших молодых гонщиков. Это был шаг вниз с точки зрения общей иерархии, но как лучший гонщик, не выступавший за Jumbo-Visma в Гранд-туре GC, где голландская команда уничтожила соперников, это был далеко не шаг назад.

С тех пор Аюсо продолжал демонстрировать вспышки заметного блеска — но, как ни странно, не на Гранд-турах. В 2024 году Аюсо был самым яростным соперником Висмы и Йонаса Вингегаарда в Тиррено-Адриатико, где он выиграл стартовую гонку на время и финишировал вторым в общем зачете.

Он выиграл общий зачет гонки в Стране Басков Ицулия, которая была омрачена ужасными авариями в середине гонки Вингегаарда, Ремко Эвенепоэля (Soudal-QuickStep) и товарища Аюсо по команде Джея Вайна, среди многих других, но которая, тем не менее, завершилась потрясающей битвой в последний день между Аюсо, Карлосом Родригесом (Ineos Grenadiers) и лидером гонки Маттиасом Скьельмосом (Lidl-Trek).

Пока все было очень хорошо, но затем долгожданный дебют Аюсо на Тур де Франс в составе команды Pogačar пошел наперекосяк. Сначала он попал в тяжелую аварию и вынужден был отказаться от участия в разминочной гонке Critérium du Dauphiné, а затем во время самого Тура Аюсо едва не сошел с дистанции на первом этапе. За этим серьезным шатанием последовал короткий, но напряженный момент спора на Галибье три дня спустя, когда партнер по команде ОАЭ Жоан Альмейда заметно размахивал рукой в знак недовольства тем, что Аюсо, похоже, не справился со своей задачей на подъеме. «Некоторые жесты не нужны, и этот был одним из них, но такова ситуация», — сказал Аюсо журналистам на следующий день на старте.

Ситуация не улучшилась, так как через неделю Аюсо был вынужден сойти с COVID-19, и его болезнь фактически объяснила, почему он не работал на полную катушку в начале пути. Но к тому моменту уже был зажжен фитиль для спекуляций о Галибье, которые в свою очередь переросли в более поздние, столь же необоснованные, слухи о том, что он может разорвать свой контракт, сменить команду и перейти в Movistar в 2025 году.

Позже Аюсо заявил, что произошедшее на Галибье не имело никакого значения и топор войны был зарыт. Но в каком-то смысле это не имело значения. Дело в том, что в такой талантливой команде, как UAE, спекуляции о внутренней борьбе за власть редко, если вообще когда-либо, материализуются в нечто конкретное, по крайней мере, для широкой общественности. Это делает такие моменты, как взмах руки Алмейды, гораздо более важными, чем они есть на самом деле, и делает объяснение Аюсо на вопрос о том, как товарищи Погачара по команде ОАЭ работают с таким мощным лидером, еще более интересным.

Ответ, по словам Аюсо, заключается не в том, чтобы бороться с дополнительным давлением или повышенными ожиданиями, а в том, чтобы использовать их в своих интересах — и в интересах команды.

«Конечно, я считаю, что мы одна из лучших команд в мире, и это означает, что многие члены команды находятся на очень высоком уровне», — утверждает Аюсо.

«Это также повышает уровень всей команды, потому что если ты хочешь получить шанс, ты знаешь, что тебе действительно нужно показывать высокие результаты. Ты знаешь, что будут гонщики, которые просто лучше тебя и которым тебе нужно будет помогать. Но это также и мотивация, потому что это означает, что ты не можешь расслабиться», — объясняет он.

Само собой разумеется, что для подавляющего большинства гонщиков, включая Аюсо, Тадей Погачар представляет собой высший идеал в плане производительности. Но Аюсо старается подчеркнуть, что не видит в нем соперника, и просит собравшихся репортеров, чтобы его слова о том, что он хочет быть лучше Погачара, не были неправильно истолкованы.

«Я имею в виду, что, конечно, вы хотите быть лучше него, потому что он лучший гонщик в мире. В моем случае я мечтаю однажды стать таким же, как он. Но если ты хочешь быть таким же, как он, ты должен победить его», — говорит Аюсо.

«Но я не хочу, чтобы это было недопониманием, чтобы кто-то сказал, что он соперник для меня. Просто он установил планку, и мы должны постараться ее достичь».

Однако, как известно всем, кто не спал в этом году, Погачар не просто устанавливает планку, а почти постоянно ее поднимает. Как отмечает Аюсо, тот факт, что словенец работает в своей собственной лиге, означает, что им можно восхищаться. Но в том, что касается его подхода к гонкам, Погачар является настолько исключительным гонщиком, что существуют и некоторые серьезные ограничения на то, чему, по мнению Аюсо, он может у него научиться.

«Трудно получить какой-либо совет, ведь он лучший в мире, и все, что он делает, кажется проще, чем есть на самом деле», — рассуждает Аюсо, а затем с улыбкой добавляет: „Но в любом случае лучше иметь его на своей стороне, чем в качестве соперника“.

ВОПРОС О ГАЛИБЬЕ

Тур де Франс 2024, этап 3: Погачар лидирует в связке с Аюсо (справа)

Тур де Франс 2024, этап 3: Погачар лидирует в связке с Аюсо (справа)

Вопрос о том, будет ли Аюсо сдерживать свои собственные цели, стал предметом широкой общественной дискуссии после жеста Альмейды в адрес своего товарища по команде на этапе Галибье, когда они все работали на Погачара. Но испанец настаивает на том, что вся эта история раздута из мухи в слона, и что они с Погачаром полностью прояснили ситуацию всего несколько недель спустя.

«Мы поговорили, когда были на гонках в Канаде тем летом. Я посчитал, что это необходимо, потому что многое было сказано в прессе, и больше всего на свете я хотел прояснить ситуацию. И он оценил это, а также сказал пару вещей, за которые я тоже был благодарен».

По словам Аюсо, в их разговоре в Канаде речь шла не о том, что Аюсо не справился со своими обязанностями, а о его собственном разочаровании из-за того, что во время Тура он не смог добиться хороших результатов из-за теста на COVID.

«После того, что произошло, когда я не мог быть там, чтобы помочь, и участвовал в гонке только в течение полутора горных этапов, я не мог показать, на что способен. Поэтому я поговорил с ним наедине, и он понял это, а я очень ценю в нем это, потому что он всегда уделяет время таким вопросам», — объясняет испанец.

«Даже когда он побеждает и ему все дается легко, он понимает, что для других это может быть не так, и поэтому всем остальным легче с ним работать».

Если в команде и были какие-то разногласия, то Аюсо их заметно приуменьшает, а на вопрос о слухах, что он мог бы разорвать свой нынешний контракт, рассчитанный до 2028 года, и перейти в Movistar, мягко отвечает, что очень счастлив в ОАЭ и «мне не нужно думать ни о чем другом».

А вот о чем он размышляет, причем подробно, так это о том, как ему улучшить свои нынешние результаты, как сгладить некоторые моменты, в которых его сезон пошел наперекосяк в начале года, и одновременно улучшить свою игру в горах.

«Один из аспектов, на котором я сосредоточен, — это увеличение часов тренировочной нагрузки, поскольку я становлюсь старше», — говорит он.

Кроме того, «я трижды участвовал в „Тур де Романди“. И если 2023 год не считается, потому что у меня была травма, то в 2022 и 2024 годах я шел хорошо, но потом на середине дистанции у меня произошел срыв».

«Ясно, что что-то должно было измениться, потому что в следующем сезоне я отправляюсь на Джиро», — отмечает он.

«Поэтому сейчас я тренируюсь гораздо интенсивнее, чем в другие годы, и многое меняю в плане подготовки».

Неудивительно, что он не слишком охотно говорит о том, в чем конкретно заключаются эти изменения. Но, по его словам, одна из целей на 2025 год — улучшить лазание, и, надеюсь, эти изменения приведут к этому.

«Я считался в основном горным гонщиком, но сейчас мои победы были в основном на велосипеде TT, так что это немного странно», — говорит он.

С другой стороны, в наши дни тайм-триал очень важен для парней из GC, потому что на подъемах очень сложно отыграть одну-две минуты, а в тайм-триале можно легко потерять большее количество времени.

«Так что триал на время уже в мою пользу. Но теперь я хочу больше сосредоточиться на подъемах и попытаться сократить разрыв с лучшими гонщиками, такими как Ремко Эвенепоэль и Примож Роглич (Red Bull-Bora-Hansgrohe)».

Есть и другие важные изменения в 2025 году для Аюсо. По словам Аюсо, его главной целью на 2025 год станет «Джиро д’Италия», он начнет участвовать в гонках гораздо позже, чем в 2024 году, когда он выигрывал холмистые однодневные гонки во Франции уже в феврале. Хотя его дебютное соревнование еще не определено, у него будет еще одна попытка в Тиррено-Адриатико, после чего он отправится на Вольту в Каталонии, пройдут высотные тренировки, а затем в начале мая он отправится на Гранд Партенза и дебютирует на Джиро.

Поскольку Погачара нет ни в итальянской, ни в каталонской недельных гонках, можно предположить, что Аюсо будет играть ведущую роль, и это то, чем он наслаждается — если это не было достаточно очевидно из его карьеры до сих пор. «Для меня важно быть лидером команды, потому что давление, которое оказывается на тебя самого, не такое, как раньше», — признает он, а затем добавляет: «Я многого требовал от себя на Тур де Франс, потому что это был мой первый Тур в жизни, и я хотел пройти его как можно лучше».

«Но когда от тебя зависит больше, это что-то особенное, что тоже немного меняется, и эта дополнительная мотивация очень важна. Это то, что всегда было во мне с юных лет».

Будет ли Аюсо выступать на «Джиро» самостоятельно или работать на Погачара — это, конечно, большой знак вопроса, который все еще висит над его дальнейшей судьбой в сезоне 2025 года. Но получит ли он свой собственный шанс блеснуть или будет работать на словенца, как говорит Аюсо, в главном смысле — это не имеет значения.

«Если Тадей будет там, это немного изменит все, но с точки зрения подготовки это ничего не изменит», — подчеркивает Аюсо. Если Тадей поедет, то мы выступим в одной манере, если нет, то в другой».

В любом случае, вплоть до старта «Джиро» мы должны быть сосредоточены на том, чтобы выступить как можно лучше». В любом случае, будь то Гранд-тур, недельные гонки или однодневная классика, амбиции Аюсо, похоже, горят как никогда сильно. И это то, что объединяет его с лидером команды Погачаром.

Закладка Постоянная ссылка.
  • ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИЕЙ