Обладатель зеленой майки опередил Ван Аэрта и Акерманна, Примож Роглич потерял время в поздней аварии, а Демаре и Кавендиш потеряли позиции.
Биньям Гирмай (Intermarché-Wanty) одержал хет-трик побед на 12-м этапе Тур де Франс, опередив Воута ван Аэрта (Visma-Lease a Bike) и Арно Демара (Arkéa-B&B Hotels) в Вильнёв-сюр-Лот.
Марк Кавендиш (Astana Qazaqstan) был пятым за Гирмаем, а Яспер Филипсен (Alpecin-Deceuninck) — шестым.
Однако после финиша судьи гонки перевели Демара и Кавендиша в конец группового спринта, на 67-е и 68-е места соответственно. В результате Акерманн (Israel-Premier Tech) занял третье место, а Филипсен — четвертое.
Этот результат и дополнительные очки, полученные в промежуточном спринте, обеспечивают Гирмаю уверенное лидерство в борьбе за зеленую майку, в которой он опережает Филипсена.
Спринтерский этап стал еще более драматичным среди претендентов на победу в общем зачете «Тур де Франс»: Примож Роглич (Red Bull-Bora-Hansgrohe) попал в аварию на поздней стадии и проиграл 2:27 лидеру гонки Тадею Погачару (UAE Team Emirates).
Он и несколько его товарищей по команде пустились в погоню, но им не хватило скорости, чтобы сократить разрыв с пелотоном, возглавляемым Visma-Lease a Bike и спринтерскими командами, а Погачар благополучно финишировал в пелотоне и сохранил лидерство в гонке.
Матье ван дер Поэль (Alpecin-Deceuninck) также попал в аварию, в результате чего Филипсен остался без своего важного помощника.
За победу на этапе Гирмай получил 100 очков, а Филипсен — только 26. Это позволило Гирмаю увеличить свой общий зачет до 328 очков, что на 111 очков больше, чем у Филипсена.
Все именитые спринтеры были впереди на последнем километре, когда Дэн Маклей возглавил спринт за Демаре. Александр Кристофф (Uno-X Mobility) попытался поравняться с Демаром, но вскоре был остановлен. Ван Аерт застрял вдоль барьеров позади Демара и смог подобраться к нему только на последних ста метрах. Но было уже поздно, и Гирмай смог отпраздновать очередную победу.
«Прежде всего я хотел бы поблагодарить Бога за то, что он дал мне много сил и энергии. Без Бога мы ничего не можем сделать, поэтому я очень счастлив», — сказал Гирмай.
«Во-вторых, я хочу поблагодарить своих товарищей по команде. Спасибо всем. Без них я не смог бы доказать, что я самый быстрый. Я очень счастлив.
«С самого начала Тура я чувствовал, что знаю, что могу добиться хороших результатов, если у меня будет правильное место и подходящий момент. В последних трех спринтах я доказал, что если я нахожусь в правильной позиции, то могу победить».
«Сегодня у нас не было никакого напряжения. Мы думали, что отрыв состоится, поэтому не рисковали. Но в конце, когда все собрались вместе, я связался с командой по радио и сказал, что чувствую себя очень хорошо. Я очень рад, что могу показать высокий результат».
«С тех пор как я начал носить эту зеленую майку, я чувствую себя очень быстрым, особенно в мыслях. Я верю, что могу доказать, что я лучший. У меня было много взлетов и падений с авариями. Но в этом году я полностью изменил свои тренировки. Надеюсь, так будет и дальше».
КАК ВСЕ РАЗВОРАЧИВАЛОСЬ
После столкновения Погачара и Вингегаарда в среду, 12-й этап должен был стать днем для отрыва и спринтеров. Этап пролегал по 203,6 км от Ориллака до Вильнев-сюр-Лот на юго-западе Франции.
В гонке не участвовал только напарник Марка Кавендиша по команде Astana Qazaqstan Микаэль Мёркёв, так как на Тур вернулся страх заражения COVID-19.
Другие команды надевали маски, держались на расстоянии и утверждали, что их гонщики отрицательны в тестах, но сначала Фабио Якобсен (DSM-Firmenich PostNL), а затем Пелло Бильбао (Bahrain Victorious) сошли с дистанции из-за болезни и усталости. После старта 12-го этапа в пелотоне осталось 165 гонщиков.
Разумеется, другие гонщики продолжали гонку, и первая серьезная атака произошла после быстрых стартовых 20 км этапа.
Валентин Мадуас (Groupama-FDJ) вырвался вперед, и вскоре к нему присоединились Йонас Абрахамсен (Uno-X Mobility) и Квентин Пачер (Groupama-FDJ). Энтони Тургис (TotalEnergies) присоединился к ним, несмотря на то, что ехал на запасном велосипеде после того, как за ночь воры украли 11 велосипедов команды.
Спринтеры были рады пропустить квартет вперед, но Alpecin-Deceuninck, Intermarché-Wanty, а затем и Movistar держали их под контролем, и разрыв никогда не превышал 3:30. Лидер гонки Погачар попал в небольшую аварию в пелотоне после 25 км, но быстро сменил велосипед и присоединился к пелотону.
Абрахамсен был первым на вершине Côte d’Autoire за 119 км до финиша и заработал еще одно очко в борьбе за майку в горошек.
Вскоре после этого он возглавил отрыв на Кот-де-Рокамадур и заработал еще одно очко, а Тургис опередил Абрахамсена в промежуточном спринте в Гурдоне после быстрой гонки на 90 км. Позади Гирмай обошел Филипсена и набрал 11 очков, продолжая борьбу за зеленую майку.
За 68 км до финиша Абрахамсен первым преодолел подъем Кот-де-Монклер. Таким образом, он сравнялся с Погачаром, у которого 36 очков. Словенец остался в желтом, а Абрахамсен смог продолжить гонку в цветах «горошек» еще на один день.
Тургис был первым, кто успокоился, поняв, что отрыв не сохранится, но Абрахамсен, Пачер и Мадуас продолжали двигаться вперед, их отрыв составлял всего 1:00. За третий час гонки они преодолели 46,2 километра, что в среднем составило 47,2 км/ч.
В конце концов, за 44 километра до финиша был зафиксирован отрыв, что официально означало, что за награды будут бороться спринтеры. Команды выстроились впереди, поддерживая скорость выше 45 км/ч, несмотря на извилистые проселочные дороги и летнюю температуру до 34C.
Все было готово к спринтерскому финишу, но авария в пелотоне за 12 км до финиша неожиданно повысила напряжение.
Бордюр посреди дороги, предназначенный для разделения движения, представлял опасность, и Алексей Луценко врезался в него и сильно упал. В него врезались другие гонщики, а слева от дороги упал гонщик Lotto-Dstny.
Роглич, похоже, перевернулся на своем велосипеде из-за аварии, а несколько его товарищей по команде застряли позади него, как и Матье ван дер Поэль (Alpecin-Deceuninck), который вылетел в кусты.
К тому времени, когда гонщики Red Bull-Bora-Hansgrohe собрались вместе, они отставали от пелотона на 1:10. Они преследовали, но без особого энтузиазма, а Роглич, похоже, не мог ехать достаточно быстро, чтобы сократить разрыв, который на финише вырос до 2:27.
Пелотон сначала замедлился в знак справедливости, но вскоре Visma-Lease a Bike подняла темп, и спринтерские команды перешли в наступление.
Команда Bahrain Victorious возглавила спринт Фила Балхауса, но их соперники ждали финиша на длинной прямой.
Гирмай застрял позади, но тут появился его товарищ по команде Майк Теуниссен и подтащил его к колесу Кирстоффа. Это было идеальное место для начала победного спринта.
РЕЗУЛЬТАТЫ 12 ЭТАПА
- 01 GIRMAY Biniam Intermarché-Wanty 04:17:15
- 02 VAN AERT Wout Team Visma | Lease a Bike + 00
- 03 ACKERMANN Pascal Israel-Premier Tech + 00
- 04 PHILIPSEN Jasper Alpecin-Deceuninck + 00
- 05 DE LIE Arnaud Lotto Dstny + 00
- 06 KRISTOFF Alexander Uno-X Mobility + 00
- 07 BAUHAUS Phil Bahrain Victorious + 00
- 08 COQUARD Bryan Cofidis + 00
- 09 GROENEWEGEN Dylan Team Jayco-AlUla + 00
- 10 GIBBONS Ryan Lidl-Trek + 00
ГЕНЕРАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОСЛЕ 12 ЭТАПА
- 01 POGACAR Tadej UAE Team Emirates 49:17:49
- 02 EVENEPOEL Remco Soudal Quick-Step + 01:06
- 03 VINGEGAARD Jonas Team Visma | Lease a Bike + 01:14
- 04 ALMEIDA Joao UAE Team Emirates + 04:20
- 05 RODRIGUEZ Carlos INEOS Grenadiers + 04:40
- 06 ROGLIC Primoz Red Bull-BORA-hansgrohe + 04:42
- 07 LANDA Mikel Soudal Quick-Step + 05:38
- 08 YATES Adam UAE Team Emirates + 06:59
- 09 AYUSO Juan UAE Team Emirates + 07:09
- 10 CICCONE Giulio Lidl-Trek + 07:36