Если у кого-то и были сомнения в том, что Тадей Погачар (UAE Team Emirates) — сильнейший скалолаз на «Тур де Франс» 2024 года, то он развеял их на 15-м этапе, нанеся повторный удар по сопернику по GC Йонасу Вингегаарду (Visma-Lease a Bike), одержав две потрясающие сольные победы в завершение второй недели на склонах Плато де Билль.
Вингегаард лидировал на протяжении большей части 15,8-километрового подъема, заставив своих товарищей по команде Visma работать на протяжении всего 197,7-километрового этапа и атаковав в 10,5 км от гребня. Но Погачар не проявил никаких признаков слабости под натиском датчанина, нанеся, казалось, нокаутирующий удар в борьбе за maillot jaune контратакой в 5,4 км и выходом на вершину.
Когда лидер гонки снова рванул вперед, он заявил о своей власти над Вингегаардом, человеком, который обошел его в двух последних Турах, и выжал из себя все силы в беге к финишу, чтобы победить с отрывом в 1:08. Сегодня, когда вторая неделя подходит к концу, их разделяют большие, но не непреодолимые 3:09.
Занимающий третье место Ремко Эвенепоэль (Soudal-QuickStep) изо всех сил старался поддержать темп двух лидеров на подъеме, но с учетом почти 5000 метров набора высоты и более пяти часов напряженной гонки в течение всего пути разрыв был огромным. Бельгиец финишировал третьим, но на финише отстал от Погачара на 2:51.
Планто де Бейль известен как подъем, предсказывающий победителя Тура. Впервые он был использован в 1998 году, когда его выиграл Марко Пантани. Именно этому противоречивому итальянскому великому спортсмену Погачар пытается подражать в 2024 году, ведь он был последним гонщиком, которому удалось в 98-м году сделать неуловимый дубль Джиро-Тура, а сегодняшняя победа еще больше приблизила словенца к этому историческому подвигу.
«Я никогда бы не подумал о таком результате после второй недели в начале, так что я очень доволен своей формой. Кроме того, было очень жарко, и это был очень тяжелый день. Обычно я всегда тяжело переношу жару, а сегодня команда отлично справилась с охлаждением, и это был невероятный день», — сказал Погачар, а затем рассказал о том, как сложилась финальная битва с Вингегаардом.
«Висма» решила сегодня все контролировать и задавать жесткий темп на подъемах. Но я совершенно не волновался и просто сохранял спокойствие, пил и ел достаточно.
«Когда мы подъехали к подножию последнего подъема, я был на пределе, когда Йонас попытался сбросить меня, но я видел, что он тоже начинает страдать. Когда он попытался сбросить меня в последний раз, я увидел, что у него не хватает ног, чтобы дойти до вершины, поэтому я попытался сделать это своими силами, но в финале было очень тяжело».
Погачар не выигрывал Тур с 2021 года.В прошлом году датчанин опередил его на 7:29, а в 2022 году — на 2:43. Однако в 2024 году, похоже, это снова будет год Погачара.
«Сейчас все выглядит очень хорошо. Я уже говорил об этом, когда было 1:14, а теперь это действительно хороший, комфортный отрыв», — сказал он. «Последние шесть дней нам нужно быть сконцентрированными и не терять настрой».
КАК ВСЕ РАЗВОРАЧИВАЛОСЬ
На исходе второй недели пелотон «Тур де Франс» ждал еще один жестокий день в Пиренеях. Мало того, что предстояло преодолеть почти 5000 м подъема и 197,7 км в горах, так еще это был День взятия Бастилии.
14 июля французские гонщики обязаны атаковать на Туре, пытаясь выиграть знаменитый этап Тура в национальный день страны со времен Уоррена Баргиля в 2017 году. И они атаковали, причем Давид Году (Groupama-FDJ) и Ромен Барде (DSM-Firmenich PostNL) были самыми активными с нулевого километра, когда Коль-дю-Пейресурд открыл гонку на 15-м этапе.
Сразу после старта на подъеме cat.1 многие гонщики пытались удержаться и сдавались под давлением, а UAE Team Emirates старалась удержать группу из двух французов и Ойера Лазкано (Movistar) в непосредственной близости от вершины.
В долине все вернулось на круги своя, но прошло совсем немного времени, и на этот раз появилась следующая группа, состоящая из 21 гонщика: Майкл Мэтьюс (Jayco AlUla), Михал Квятковский (Ineos Grenadiers), Жюльен Бернар (Lidl-Trek), Нико Денц, Боб Юнгельс, Джай Хиндли (Red Bull-Bora-Hansgrohe), Ленни Мартинес (Groupama-FDJ), Руи Коста (EF Education-EasyPost), Нанс Петерс (Decathlon AG2R La Mondiale), Якоб Фуглсанг (Israel-Premier Tech), Гийом Мартен (Cofidis), Энрик Мас, Алекс Аранбуру, Давиде Формоло, Грегор Мюльбергер (Movistar), Луи Мейнтжес, Биниам Гирмай (Intermarché-Wanty), Магнус Корт, Тобиас Халланд Йоханнесен (Uno X-Mobility), Матье Бургадо и Жордат Жегат (TotalEnergies).
Эта большая группа хорошо работала до промежуточного спринта в Мариньяке, где Гирмай вырвался вперед, чтобы взять максимальные 20 очков и практически завоевать зеленую майку. Позже он был лишен места за маневрирование на пути Мэтьюса в спринте, но это соревнование все равно выглядит состоявшимся.
DSM-Firmenich PostNL и EF Education-EasyPost сохраняли отрыв в одну минуту от большого отрыва, что позволило Барде и Карапазу попытаться перебросить мост к лидерам на 9,3-километровом подъеме Коль-де-Менте.
Поначалу отрыв начал дробиться и редеть под давлением Red Bull-Bora-Hansgrohe и Movistar, которые больше всего работали в большой группе. Но по мере того, как гонщики отрывались, у тех, кто остался позади, был шанс перекинуть мост и достичь 15 гонщиков впереди, когда они достигли вершины следующего подъема — Col de Portet-d’Aspet.
Хавьер Ромо (Movistar), Карапас, Аранбуру, Саймон Йейтс (Jayco AlUla), Лоренс Де Плюс (Ineos Grenadiers), Маттео Собреро (Red Bull-Bora-Hansgrohe), Хиндли, Бен Хили (EF Education-EasyPost), Фуглсанг, Мартин, Мас, Мейнтжес, Оскар Онли (DSM-Firmenich PostNL) и Йоханнесен преодолели его с преимуществом чуть более минуты над пелотоном под руководством Visma-Lease a Bike.
На дорогах долины, последовавших за спуском, развернулось сражение между Red Bull и Visma, причем Юнгельс сделал большую часть работы для Хиндли. Как только печально известный спуск Порте-д’Аспет был благополучно пройден, и был пройден прекрасный мемориал Фабио Казартелли, отрыв наконец-то стал сокращаться.
Висма по-прежнему лидировала, но ослабила давление, позволив преимуществу отрыва вырасти до 3:30 на 60-километровом подходе к Коль д’Аньес.
После предпоследнего классифицированного подъема дня состав отрыва значительно изменился: Red Bull-Bora-Hansgrohe продолжили свою сильную тактику за 73,6 км до финиша, ускорившись вместе с тремя беглецами и создав разрыв.
Вместе с Movistar они сформировали новую группу из шести человек, после чего Хили мощным рывком преодолел подъем, и теперь впереди было семь человек — Юнгельс, Де Плюс, Хиндли, Хили, Собреро, Мас и Ромо, а последняя французская надежда выбыла из борьбы.
Но вскоре лучшие скалолазы проявили себя, и Хиндли вырвался вперед благодаря отличной работе своих товарищей по команде.
Только Мас и Де Плюс смогли преследовать гонщика из Перта, а Карапаз начал движение, чтобы соединиться позади, и ему помог Хили, чтобы успешно установить контакт за 62 км до финиша.
Некатегорийный подъем после спуска с Коль д’Аньес позволил Йоханнесену выйти в пятерку гонщиков на подходе к последнему, жестокому подъему.
Висма продолжила темп к подножию подъема через Кельдермана, и только он и Йоргенсон остались за Вингегаардом, предполагая, что большая атака защищающегося чемпиона не заставит себя долго ждать, как только они выйдут на 15,8-километровый чудовищный подъем.
Преимущество отрыва стабилизировалось к отметке 2:20, но пелотон уже летел позади них под давлением товарища Вингегаарда по команде Йоргенсона. За километр до финиша на вершине американец сократил отставание до 1:45, и шансы идущих впереди выглядели ничтожными.
Разгром Висмы был таков, что даже Альмейда отстал, уменьшив помощь Погачару позади, а Йейтс по-прежнему был рядом только с лучшими гонщиками GC. Вскоре Джулио Чикконе (Lidl-Trek) и Феликс Галл (Decathlon AG2R La Mondiale) тоже сдали, а до подъема оставалось более 13 км.
Хиндли и Карапаз попытались выйти из отрыва, но их преимущество уходило в минус под адским темпом Йоргенсона, а Вингегард отлично смотрелся в майке в горошек. Эта тема продолжалась и в отрыве: несколько случайных атак на нижних склонах по мере того, как группа GC приближалась к ним, пока Мас, Йоханнесен и Карапаз не нашли немного пространства для дыхания.
Когда Карапаз наконец-то остался один за 10,6 км до финиша, Йоргенсон продолжил атаку на отрыв, отбросив Карлоса Родригеса (Ineos) и Сантьяго Буитраго (Bahrain Victorious), но надежды эквадорца на победу вскоре развеялись, когда Вингегаард сделал свой ход.
Датчанин вырвался из группы за 10 км до вершины подъема, а Погачар смог последовать за ним, и всего через 700 метров они отбросили остатки отрыва. Карапасу удалось преследовать Маса, но Вингегард не прекращал усилий на самых крутых участках, и вскоре олимпийский чемпион отстал.
РЕЗУЛЬТАТЫ 15 ЭТАПА
- 01 POGACAR Tadej UAE Team Emirates 05:13:55
- 02 VINGEGAARD Jonas Team Visma | Lease a Bike + 01:08
- 03 EVENEPOEL Remco Soudal Quick-Step + 02:51
- 04 LANDA Mikel Soudal Quick-Step + 03:54
- 05 ALMEIDA Joao UAE Team Emirates + 04:43
- 06 YATES Adam UAE Team Emirates + 04:56
- 07 BUITRAGO Santiago Bahrain Victorious + 05:08
- 08 RODRIGUEZ Carlos INEOS Grenadiers + 05:08
- 09 CARAPAZ Richard EF Education-EasyPost + 05:41
- 10 GALL Felix Decathlon AG2R La Mondiale + 05:57
ГЕНЕРАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОСЛЕ 15 ЭТАПА
- 01 POGACAR Tadej UAE Team Emirates 61:56:24
- 02 VINGEGAARD Jonas Team Visma | Lease a Bike + 03:09
- 03 EVENEPOEL Remco Soudal Quick-Step + 05:19
- 04 ALMEIDA Joao UAE Team Emirates + 10:54
- 05 LANDA Mikel Soudal Quick-Step + 11:21
- 06 RODRIGUEZ Carlos INEOS Grenadiers + 11:27
- 07 YATES Adam UAE Team Emirates + 13:38
- 08 CICCONE Giulio Lidl-Trek + 15:48
- 09 GEE Derek Israel-Premier Tech + 16:12
- 10 BUITRAGO Santiago Bahrain Victorious + 16:32