Тадей Погачар и его команда UAE Team Emirates подтвердили свое доминирование на «Тур де Франс» 2024 года, одержав очередную победу на этапе в Изоле 2000.
UAE Team Emirates контролировала качественный отрыв на могучем Cime de la Bonette, после чего Погачар вырвался вперед и обошел Маттео Йоргенсона (Visma-Lease a Bike) на подъеме к Isola 2000, чтобы выиграть свой 15-й этап Тура и десятый этап Гранд-тура в этом году.
Йоргенсон великолепно провел атаку, в то время как лидер его команды Йонас Вингегаард, казалось, вел борьбу за выживание, не пытаясь помешать своему сопернику по Тур де Франс на Бонетте. На подъеме к финишу американец вышел вперед, но Погачар сократил почти трехминутное отставание и обошел его за два километра до финиша.
Погачар раскланялся и победил на этапе, а Йоргенсон финишировал в 20 секундах позади. Адам Йейтс (Jayco-AlUla) отстал на 40 секунд, а Эвенепоэль и Вингегаард финишировали с разницей в 1:42.
Погачар теперь опережает Вингегаарда на 5:03, а Эвенепоэль — на еще более далекое расстояние — 7:01. Жоао Альмейда (UAE Team Emirates) занимает четвертое место — 15:07.
Йоргенсон был очень разочарован. Единственным утешением для него стало перемещение на девятое место в общем зачете (22:43), а Карапаз получил награду за свою последнюю атаку — горную майку в горошек.
Вингегаард обнял свою жену и прослезился за финишной чертой. Многие ожидали, что он пойдет в атаку, но он не смог этого сделать. Он был доволен тем, что отстоял свое второе место.
Погачар доминировал на «Тур де Франс» в этом году и поднял четыре пальца за финишной чертой в знак четырех побед на этапах.
«Этот Тур был просто потрясающим благодаря победам на этапах», — сказал он. «Скажем так, я сбалансировал его. В этом году я выиграл четыре этапа по сравнению с прошлым годом, когда у меня было два. Теперь в среднем я выигрываю три этапа за Тур. Это просто безумие, и я очень горд и счастлив».
Погачар притворился, что боится Cime de la Bonette и возможной атаки Вингегаарда, но похвалил своих товарищей по команде за то, что они контролировали этап, как и планировали.
«Теперь я могу подтвердить, что Бонетт — это действительно страшный подъем», — сказал Погачар.
«Я очень рад, что сегодня у меня были хорошие ноги. Мы тренировались здесь целый месяц между Джиро и Туром. Уже в тренировочном лагере мы говорили о том, как хотим провести гонку в этот день, и мы сделали все именно так, как говорили, вплоть до того, что я атаковал. Все было действительно на 100% идеально».
«Мы задали хороший темп на Бонетте. Мы думали, что, может быть, Йонас попробует там. Но потом, когда мы увидели, что впереди они едут очень быстро, мы поняли, что их главная цель сегодня — взять этап. Но я взял его…»
Погачар всегда был агрессивен на Туре, но пообещал, что на заключительном горном этапе Тура, который пройдет от Ниццы до Коль-де-ла-Куйоль в субботу, он сбавит обороты и будет наслаждаться гонкой.
«Завтра я смогу просто наслаждаться этапом», — сказал он.
«Мы отпустим отрыв и, возможно, насладимся дорогами, на которых мы тренировались в течение месяца перед Туром, и на которых я тренировался всю свою карьеру. Давайте наслаждаться завтрашним днем и надеяться, что ничего серьезного не случится».
КАК ЭТО ПРОИСХОДИЛО
В «Тур де Франс» 2024 года есть несколько « королевских» этапов, но 19-й этап с могучим Cime de la Bonette и подъемом к финишу на Isola 2000 всегда должен был стать решающим этапом гонки этого года, выявляющим истинную форму всех участников пелотона.
С сегодняшнего вечера гонщики будут базироваться в Ницце, откуда и куда они будут добираться на заключительных этапах уик-энда. Этап Cime de la Bonette предоставил Вингегарду и Visma-Lease a Bike возможность бросить вызов Погачару или дать словенцу шанс еще раз атаковать и укрепить свою хватку за желтую майку.
Протяженность этапа составила всего 132,8 км, но он был насыщен длинными альпийскими подъемами. Каждый из гонщиков на старте в Эмбруне переживал за этот день. Предстояла борьба за победу на этапе, борьба за лидерство в общем зачете, а затем — финиш в пределах лимита времени. Организаторы Тур де Франс великодушно увеличили лимит времени на 2 %, но Марк Кавендиш и другие спринтеры знали, что им придется помучиться, если они хотят добраться до Ниццы и закончить Тур.
Спустя 43 минуты после доминирующего финиша Погачара Марк Кавендиш финишировал внутри лимита времени вместе с двумя товарищами по команде Astana Qazaqstan, чтобы также заслужить уважение и сделать еще один шаг к тому, чтобы завершить свой последний этап «Тур де Франс» в Ницце. К сожалению, Арно Демаре (Arkéa-B&B Hotels) финишировал с отставанием в дополнительные 12 минут и оказался за пределами лимита времени.
Ранее в этот день не стартовали Джейк Стюарт (Israel-Premier Tech) и Штефан Кюнг (Groupama-FDJ), а вот Тобиас Халланд Йоханнесен (Uno-X Mobility), несмотря на сильное падение в четверг, стартовал.
Когда директор гонки Кристиан Прюдомм взмахнул флагом из красной машины и официально дал старт этапу, победитель четверга Виктор Кампенаертс (Lotto Dstny) первым атаковал в знак вызова и дополнительного празднования. Вскоре он был отброшен назад, так как другие атаки последовали на скорости 60 км/ч, чтобы попытаться разгореться или присоединиться к раннему отрыву.
Вскоре 21 гонщику удалось уйти в отрыв. Интересно, что Visma-Lease a Bike поставила Маттео Йоргенсона, Кристофа Лапорта и Вилко Кельдермана в отрыв, в то время как UAE Team Emirates предпочла ждать и контролировать. Это был первый ход шахматных фигур в борьбе за GC.
Биньям Гирмай и Яспер Филипсен не участвовали в атаке и упустили очки в промежуточном спринте, так что Гирмай сделал еще один шаг к победе в борьбе за зеленую майку, если сможет пережить заключительные горные этапы.
На Коль-де-Варс Ричард Карапаз (EF Education-EasyPost) атаковал из пелотона вместе с Эганом Берналом (Ineos Grenadiers), пытаясь присоединиться к отрыву. Эквадорец в итоге добрался до финиша благодаря помощи Нилсона Паулесса, который вернулся из отрыва, но колумбиец потерял темп и отстал. Саймон Йейтс (Jayco-AlUla) сделал аналогичный ход, чтобы вырвать последний билет для атаки.
Коль-де-Вар изрядно потрепал 23 гонщика, и выжили только лучшие.
С Погачаром было много товарищей по команде, а Вингегард вскоре оказался в изоляции после того, как Ян Тратник, Кристоф и даже Воут Ван Аерт отказались от борьбы. С ним остались только Тиеш Бенут и Барт Леммен, но они страдали.
Visma ехала с целью организовать атаку Вингегаарда или выиграть этап? Не похоже. Мы узнаем об этом только после Cime de la Bonette и на финише. Каковы бы ни были их планы, UAE не волновалась. Они поставили Марка Солера, Нильса Политта и Павла Сивакова впереди, чтобы ехать в стабильном, рассчитанном темпе.
Карапаз первым преодолел вершину Кол-де-Вар, чтобы набрать 20 горных очков и начать серьезную погоню за майкой в горошек. Пелотон отставал всего на 3:30.
После потрясающего, быстрого 30-километрового альпийского спуска начался 22,9-километровый Cime de la Bonette, до старта которого оставалось 80 км.
CIME DE LA BONETTE
Cime de la Bonette не появлялся на Туре 16 лет, с тех пор как в 2008 году Джон-Ли Огастин знаменито преодолел этот подъем, но на спуске проскочил поворот и скатился вниз по склону горы.
Постоянные 7-процентные подъемы на Cime de la Bonette вскоре начали приносить боль, и шотландец Оскар Онли (Dsm-firmenich PostNL) выбыл из отрыва. Другие участники также посыпались под натиском неумолимого темпа Йоргенсона и Кельдермана. Вскоре впереди остались только шестеро: Йоргенсон, Келдерман, Карапаз, Йейтс, Хиндли и Родригес. Это был качественный отрыв победителей Гранд-туров и этапных гонок.
Никто из них не представлял угрозы для Погачара, но ОАЭ отказался пропустить их вперед. Гонщики в белом явно хотели доминировать в гонке и даже подготовили Погачара к очередной атаке.
Политт сделал большую часть работы для UAE, выйдя за рамки своего обычного мастерства в классике и задав стабильный, но тяжелый темп, от которого страдали даже альпинисты. Феликс Галл (Decathlon-AG2R) и Давид Году (Groupama-FDJ) были в числе тех, кого свалил неумолимый темп Политта.
В пелотоне оставалось всего 20 или около того гонщиков, когда Политт в конце концов отстал от остальных и сделал символ сердца перед телевизионными камерами. Его работа, похоже, вселила страх в Вингегаарда и заставила его остаться на «колесе». Атаковать датчанин не собирался.
Отрыв продвигался по бесплодным лунным ландшафтам Симе-де-ла-Бонетт, проходя и преодолевая 2000-метровую отметку. Карапаз вырвался вперед на вершине высотой 2802 метра, чтобы взять 40 горных очков и стать виртуальным лидером престижной гонки.
Группа Погачара объехала открытую вершину Симе-де-ла-Бонетт, а затем начала длинный и быстрый 40-километровый спуск, отставая от атакующих на 3:40.
Йоргенсон, Келдерман, Хиндли, Карапаз, Родригес и Йейтс продолжали наступать во время захватывающего спуска и увеличили свое преимущество до 4:00, но группа из ОАЭ снова не позволила им уйти. Похоже, все шло по плану, чтобы пережить этот день.
Погачар предпочел подкрепиться, восстановиться и осторожно спуститься с Cime de la Bonette, находясь в нескольких метрах от колеса Сивакова. Скорость достигала 100 км/ч, когда гонка приближалась к финальному подъему на Isola 2000.
ИСОЛА 2000
Начало 16-километрового подъема стало следующей точкой перелома на этапе. Солер и Сиваков вскоре отстали, а Погачару по рации дали команду на окончательную тактику и ускорение темпа.
Адам Йейтс взял на себя ответственность за темп, отбросив сначала Карлоса Родригеса (Ineos Grenadiers), Джулио Чикконе (Lidl-Trek), Сантьяго Буитраго (Bahrain Victorious), а затем Дерека Ги (Israel-Premier Tech), которые боролись за места в первой десятке.
За 13 км до финиша Йоргенсон понял, что ему нужно атаковать, если он хочет получить шанс выиграть этап. Американец вырвался вперед и начал одиночную гонку в попытке сдержать остатки отрыва и, конечно же, натиск Погачара.
Погачар сделал свой ход за 8,7 км до финиша. Он уступал Йоргенсону почти три минуты, но хотел получить все. Винеггард поначалу пытался идти с ним в ногу, как и Эвенепоэль, но вскоре они ослабли и начали свою собственную борьбу за второе и третье место. Это был момент окончательного признания доминирования Погачара.
Йоргенсон отчаянно сопротивлялся, но Погачар был в режиме гонки на время и гораздо свежее. Словенец вскоре сократил отставание от Карапаза, а затем от Йейтса и устремился вперед.
За два километра до финиша он настиг Йоргенсона и сбросил его. Он был неудержим и непобедим. Он поклонился, когда пересекал линию, но он был правителем Тура.
Всем остальным, и особенно Вингегарду, оставалось только склонить головы в знак уважения.
РЕЗУЛЬТАТЫ 19 ЭТАПА
- 01 POGACAR Tadej UAE Team Emirates 04:04:03
- 02 JORGENSON Matteo Team Visma | Lease a Bike + 21
- 03 YATES Simon Team Jayco-AlUla + 40
- 04 CARAPAZ Richard EF Education-EasyPost + 01:11
- 05 EVENEPOEL Remco Soudal Quick-Step + 01:42
- 06 VINGEGAARD Jonas Team Visma | Lease a Bike + 01:42
- 07 ALMEIDA Joao UAE Team Emirates + 02:00
- 08 LANDA Mikel Soudal Quick-Step + 02:00
- 09 KELDERMAN Wilco Team Visma | Lease a Bike + 02:52
- 10 GEE Derek Israel-Premier Tech + 03:27
ГЕНЕРАЛЬНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПОСЛЕ 19 ЭТАПА
- 01 POGACAR Tadej UAE Team Emirates 78:49:20
- 02 VINGEGAARD Jonas Team Visma | Lease a Bike + 05:03
- 03 EVENEPOEL Remco Soudal Quick-Step + 07:01
- 04 ALMEIDA Joao UAE Team Emirates + 15:07
- 05 LANDA Mikel Soudal Quick-Step + 15:34
- 06 RODRIGUEZ Carlos INEOS Grenadiers + 17:36
- 07 YATES Adam UAE Team Emirates + 19:18
- 08 GEE Derek Israel-Premier Tech + 21:52
- 09 JORGENSON Matteo Team Visma | Lease a Bike + 22:43
- 10 CICCONE Giulio Lidl-Trek + 22:46