Оставьте в стороне VO2 Max и Power-to-Weight: «Долговечность (Durability)» теперь считается определяющим признаком.
Что общего у Тадея Погачара с мускулистым спринтером Александром Кристоффом и задиристым итальянцем Альберто Беттиолем? Они все «долговечны».
Это суровое трио выигрывает самые трудные, самые страшные гонки в календаре благодаря своей «долговечности» — новейшему слову среди тренеров ведущих гонщиков мира.
«В настоящее время в науке о тренировках большое значение имеет «долговечность» — это горячая тема в исследовательских кругах и с точки зрения реализации результатов», — сказал Velo координатор по тренировкам UAE Team Emirates Йерун Сварт.
«Работа над долговечностью становится все более и более важной частью тренировочной программы. Вы не можете позволить себе игнорировать ее».
Последние достижения в понимании долговечности позволили как никогда точно настроить устойчивость гонщика к усталости и дать тренерам указатели на целый ряд важнейших тренировочных вмешательств.
И, возможно, самое главное — это дает тренерам инсайдерскую информацию о потенциале завоевания подиума.
«Выносливость — это способность выдавать высокую мощность после утомляющей работы. Самый простой способ количественно оценить ее — это «мощность после проделанной работы» — 2 500, 3 000, 3 500 килоджоулей и так далее, в зависимости от уровня гонщика», — сказал Сварт в недавнем разговоре.
«Это, по сути, показатель того, насколько тяжело они могут ехать после пяти-шести часов. И это то, о чем вы хотите знать, когда речь идет о победе в гонках».
‘НЕДОСТАЮЩИЙ КУСОЧЕК ГОЛОВОЛОМКИ’
Способность гонщика выдавать огромные ватты после многочасовой гонки на пределе возможностей — его выносливость — помогает ему первым пересечь линию на велодроме Париж-Рубэ или финишировать на вершине «этапа королевы» Тур де Франс.
Именно эта черта помогла Погачару ошеломить Де Ронде после шести часов гонки, Беттиолу зажечь мир Глазго своим сольным рейдом «все или ничего», а Кристоффу — сокрушить классику в жесточайших условиях.
Термин «выносливость» в физиологии выносливости используется уже несколько десятилетий, и столько же времени гонщики пытаются улучшить этот показатель.
Но новые исследования заставляют по-новому взглянуть на эту тему, и полученные знания могут изменить подход к тренировкам гонщиков, бегунов и других представителей элиты выносливости на десятилетия вперед.
«В соревнованиях важно то, что вы можете сделать в конце гонки, а не в начале. И все же мы уже много лет видим, что показатели в свежем состоянии плохо предсказывают показатели в усталости», — рассказал Velo тренер Tudor Pro Cycling и мозговой центр исследований выносливости Джеймс Спрэгг.
До сих пор правильное понимание долговечности всегда было недостающим элементом в головоломке прогнозирования производительности».
«Наш новый взгляд на мощность при усталости полностью меняет эту ситуацию».
Тренеры команд годами понимали, как проверить, сколько ватт может выжать гонщик, когда он свеж.
Но они понятия не имели, насколько быстры они, когда поджарены. То есть до тех пор, пока они не увидят своего спортсмена впереди или сзади на Патерберге Фландрии или на 5000-м метре высоты на этапе Гранд-тура.
Как сказал Спрэгг в интервью Velo на прошлой неделе, долговечность на протяжении десятилетий была «недостающим элементом» в головоломке производительности.
До сих пор.
«Зная долговечность гонщика так, как мы можем это сделать сейчас, вы можете предсказывать результаты соревнований гораздо лучше, чем просто глядя на свежие данные», — сказал он.
«А благодаря тому, что мы узнаем в ходе новых исследований, вы получаете огромное представление о том, как тренировать гонщика».
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ИСПЫТАНИЙ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
Новые исследования этой обязательной метрики дают сотрудникам новое понимание того, что заставляет разных гонщиков уставать с разной скоростью — и как эти факторы можно улучшить, чтобы раскрыть победный потенциал в гонках.
Спрэгг и его команда исследователей узнали, как соотнести предельную производительность спортсмена [его аэробный двигатель или Vo2 Max] с его физической экономичностью и эффективностью сжигания топлива, чтобы получить оценку усталостной мощности.
«Понимание выносливости гонщика может дать нам много информации о других основных компонентах физиологии», — сказал Спрэгг.
«Если велосипедист не вынослив, но у него высокий VO2 max, значит, в его выносливости отсутствует какой-то важный компонент.
«Если посмотреть на долговечность, то, двигаясь в обратном направлении, можно понять, над чем нам нужно работать во многих областях, которые важны для всех аспектов гонок».
ДОЛГОВЕЧНОСТЬ — НОВЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭЛИТНОЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ
Так что же такое долговечность?
Если коротко, то это новая функциональная пороговая мощность, Vo2 max или отношение мощности к весу.
«Выносливость — это новый показатель элитной производительности», — говорит руководитель отдела производительности UAE Сварт.
«Молодые спортсмены обычно могут показать потрясающие результаты в лабораторных условиях по VO2-тесту или лактатному/силовому тесту, но им не хватает именно долговечности. И это то, что действительно достигается по мере взросления спортсмена и превращения его в чемпиона».
Можете не сомневаться, что тест на долговечность был частью вступительного экзамена перед тем, как UAE Emirates подписала своих новых молодых звезд Антонио Моргадо и победителя Tour de l’Avenir Исаака дель Торо.
«Найти юниора с хорошей долговечностью — это признак огромного потенциала», — сказал Сварт. «А более опытные гонщики с высоким уровнем долговечности — это те, кого все команды хотят видеть в своих классических командах, в качестве лидеров Гранд-тура и т.д.».
Даже если следующая подростковая сенсация команды не поражает своей выносливостью, тренеры теперь знают, что делать, чтобы ее повысить.
То, как VO2 max, эффективность и экономичность переплетаются для создания выносливости, дает тренерам четырехпозиционный подход к тренировочным планам.
«Долговечность — это настолько важный компонент понимания общей производительности и определения приоритетов, что тренеры просто не могут игнорировать его в настоящее время», — говорит Спрэгг.
Лучшее понимание долговечности не произведет революции в профессиональном велоспорте. Но оно, скорее всего, сделает пелотон на несколько процентов быстрее.