Никакой «Вуэльты Испании» для датчанина, остаток сезона 2024 года неясен.
Йонас Вингегаард (Visma-Lease a Bike) подчеркнул, что, несмотря на поражение, обстоятельства, сложившиеся после его восстановления после ужасных травм в апреле, позволяют считать второе место почти победой.
Конечно, я не выиграл «Тур де Франс 2024», но, возможно, через несколько недель, когда у меня будет время поразмыслить, я буду гордиться вторым местом даже больше, чем двумя своими победами», — сказал Вингегаард в воскресенье вечером.
После второго места на Коль де ла Куйоль в субботу и второго места на заключительном этапе Тура — это его четвертое призовое место на этапе Тура этого года — Вингегаард занял второе место в финале GC с отставанием в 6:17, что стало его четвертым финишем на подиуме за столько лет участия в гонке. Эта череда первых трех мест началась со второго места в общем зачете после победителя 2024 года Тадея Погачара (UAE Team Emirates) в 2021 году, затем двух абсолютных побед в 2022 и 2023 годах и снова второго места в 2024 году.
Однако в 2024 году лидерство в общем зачете оставалось недосягаемым, и Вингегаард единственный раз побывал на подиуме победителей до финального этапа в Ницце, выиграв этап в Ле Лиоране.
Но, как неоднократно напоминало руководство Visma-Lease A Bike представителям СМИ на Гранд Департ в Фиренце, даже попадание на Тур было огромной победой для датчанина, учитывая его ужасную аварию этой весной. Неудивительно, что его слова на заключительной пресс-конференции поздно вечером в воскресенье подчеркнули, как 27-летний спортсмен гордится тем, что ему удалось выступить на высоком уровне на Туре в этом году, и в то же время ясно дали понять, что он полон решимости подняться на ступеньку выше в 2025 году.
«Прежде всего, для меня было очень приятно вернуться на очень, очень высокий уровень», — сказал он. После всего, что случилось с аварией, с неудачами, которые я пережил в этом году, это, конечно, не очень приятно, но вернуться вот так, занять второе место на Тур де Франс — это все равно очень большой результат».
«Учитывая все, это может быть даже большим результатом, чем победа на Тур де Франс, когда все прошло идеально. Конечно, я не выиграл «Тур де Франс», но, думаю, когда у меня будет время поразмыслить об этом через несколько недель, возможно, я буду гордиться вторым местом даже больше, чем двумя своими победами».
После аварии в апреле Вингегаард не участвовал в гонках, и его выступление в первые 10 дней Тура вызвало оптимизм даже больше, чем он сам или команда могли надеяться.
Единственный гонщик, способный следовать за Погачаром, когда тот атаковал на сверхкрутом подъеме Сан-Лука на 2 этапе в Болонье, он потерял всего 38 секунд на Галибье на 4 этапе, ключевом горном испытании первой недели, что команда отчасти объясняет такими факторами, как больший вес Погачара — и, следовательно, более высокая скорость — на спуске. Затем, после еще одной минимальной потери времени в испытании временем и удержания под контролем разбушевавшегося Погачара на всегда непредсказуемом гравийном этапе, Вингегард обошел Погачара и потерпел шоковое поражение от словенца в Ле Лиоране. В тот момент журналисты даже говорили Погачару после этапа, что Вингегард начинает опережать его в борьбе за победу в общем зачете.
«Думаю, в тот день, когда я выиграл тот участок, я поверил, что смогу выиграть Тур де Франс, с этого момента и до конца», — сказал Вингегаард. «Я знал, что у меня высокий уровень, и Плато де Бейль [на 15-м этапе] стала моим лучшим выступлением на длинном подъеме, 40-минутном подъеме».
«Я смотрел на свои силовые показатели и сам был просто потрясен. Но Тадей был сильнее, так что он точно заслужил победу. Это действительно впечатляет, как он проехал Тур».
До Ла-Бонетт-Рестефонда, на половине 19-го этапа, Вингегаард все еще был полон оптимизма, что сможет переломить трехминутное преимущество Погачара в общем зачете, и даже отправил трех доместиков вверх по дороге, чтобы помочь ему в случае контратаки со стороны пелотона GC.
Но она так и не последовала. Вместо этого Вингегаард понял, что в этот день ему не выиграть Тур, и, радикально изменив стратегию, перешел от тотального наступления к попыткам сдержать своих соперников, таких как Ремко Эвенепоэль (Soudal-QuickStep), занявший третье место.
«На этапе в Изоле я чувствовал себя очень плохо, когда я пересек линию, я был абсолютно пуст», — вспоминает он. «На половине этапа я понял, что сегодня мне придется изменить свое мышление: не пытаться атаковать, а просто держаться за колесо Ремко».
Однако дело было не только в следовании за колесом. На 20-м этапе Вингегаард вел отважную арьергардную борьбу, чтобы оторваться от Эвенепоэля и обеспечить себе второе место, а в воскресенье снова победил бельгийца. Главным из них, конечно же, было то, что он вообще смог принять участие в Туре, бороться за подиум и, возможно, даже больше, так долго.
«Думаю, для меня главным моментом также является такая борьба с Ремко и Тадеем», — сказал он. «Конечно, для меня также важны и другие моменты: возвращение после аварии, возвращение в пелотон и то, что я не боюсь быть в пелотоне».
«Я думаю, когда у тебя такая авария, ты никогда не знаешь, что будешь чувствовать, когда вернешься, и что будешь чувствовать на спусках, когда будешь в связке, так что [ярким моментом] являются все три недели, что я был там, сосредоточившись на каждом дне». Еще одним поводом для радости, по его словам, стало то, что «в некоторые дни я был на более высоком уровне [производительности], чем раньше».
ДОРОГА ВПЕРЕДИ
Однако с 2023 года игра сдвинулась с мертвой точки: Погачар демонстрирует результаты, превосходящие даже то, на что был способен Вингегард, и в июле прошлого года словенец одержал победу, причем с большим отрывом — более семи минут. Поклонники велоспорта и СМИ часто бывают виновны в том, что у них короткая память, а масштабы доминирования Погачара таковы, что трудно вспомнить, что это был тот самый гонщик, который произносил «Я мертв, я ушел», когда Вингегард разрывал гонку на Коль де ла Лозе в июле прошлого года.
Однако если выступление Погачара в 2023 году следует рассматривать в контексте сломанного запястья в апреле того года и полуразрушенной подготовки к Тур де Франс, то на вопрос о том, что можно улучшить в 2025 году, датчанин указал на апрель 2024 года и свою собственную страшную аварию в Ицулии в Стране Басков как на контекст, который определил большую часть его гонки в этом сезоне.
«Всегда трудно сказать, что я могу улучшить, но в этом году вся подготовка была далека от идеала, так что в этом направлении предстоит сделать большой шаг, — сказал он, а затем лаконично добавил: — Большой шаг — это не сломать почти все кости в правой части верхней части тела и не проколоть оба легких.
«Поэтому я думаю, что тренировки и отсутствие таких неудач тоже будут большим шагом. И, конечно, нам нужно будет посмотреть на все, что мы можем улучшить».
Тот факт, что он показал несколько лучших результатов в скалолазании на Туре этого года, также является основанием для оптимизма, и он согласился: «Конечно, это дает мне определенную веру с подготовкой, которая у меня была, потому что, если честно, у меня было всего 6 недель нормальных тренировок».
«Это далеко не идеальный вариант, я 12 дней провел в больнице, восемь дней в реанимации, где мне не разрешали вставать с постели, поэтому ты теряешь так много формы и так много тренировок. Так что в данном случае это дает мне веру в то, что я хотя бы знаю, что смогу подготовиться гораздо лучше в следующем году».
Однако то, что осталось от этого сезона, — совсем другая история. В прошлом году он занял второе место на «Вуэльте Испании», и ходили упорные слухи, что он может отправиться на старт гонки в Лиссабон 17 августа. Но Вингегаард дал понять, что не будет присутствовать в Португалии в августе, и после девяти месяцев, которые он провел в напряженной физической и психологической обстановке, главное, о чем он думает после Тура, — это об отдыхе.
«Честно говоря, у меня не было ни дня отдыха с ноября прошлого года», — сказал он. «С тех пор я всегда думал о тренировках, питании и старался стать лучше. Потом я разбился, и теперь речь шла о том, чтобы восстановиться или просто попытаться выйти на высокий уровень к Туру».
«Это была большая борьба за то, чтобы подготовиться к Тур де Франс. И очень долго я даже сомневался, смогу ли я подготовиться», — заключил он.
Однако если в понедельник после Тура главные заголовки газет были посвящены выступлению Погачара и его дублю на Джиро-Тур, то Вингегард не мог быть забыт. Дело было не только в том, что один и тот же гонщик стоял рядом с Погачаром, впереди или позади него, на подиуме «Тур де Франс» в течение последних четырех лет.
От решимости Вингегаарда просто принять участие в гонке до его победы на этапе в Лиоране, мужественной защиты места на подиуме и пары вторых мест в финале в Ницце — все эти моменты стали свидетельством стойкости и мужества датского гонщика. В будущем, как в Туре, так и во многих других гонках, это, несомненно, снова будет иметь большое значение.