Как подобрать шины правильного размера для шоссейного, гравийного, городского или горного велосипеда.
Подобрать шины нужного размера для вашего велосипеда может быть сложнее, чем кажется на первый взгляд. Это связано с различными способами определения размера колеса и шины, а также с тем, что шина должна помещаться в раму велосипеда и не тереться.
Однако существуют универсальные стандарты, которым соответствуют колеса и шины, поэтому, если вы знаете, как читать эти цифры, все становится намного проще.
Здесь мы рассмотрим, как определяются размеры велосипедных шин и как выбрать шину, которая подойдет для вашего велосипеда и удовлетворит ваши потребности в езде.
Какие размеры определяют размер шины?
Два основных параметра определяют размер шины: диаметр (в частности, диаметр борта, соединяющего шину с ободом) и ширина.
Диаметр борта должен точно соответствовать размеру обода вашего колеса, и существует ограниченное число дискретных значений.
В отличие от этого, ширина шины имеет гораздо большую свободу выбора, и реальная ширина шины может немного отличаться от цифры, указанной на боковине. Внутренняя ширина обода колеса и величина давления внутри шины могут влиять на ширину шины в накачанном состоянии.
В конечном счете, зазор, предусмотренный в раме и вилке велосипеда, ограничивает ширину покрышки, при этом зазор заднего колеса обычно является ограничивающим фактором. Ободные тормозные суппорты также ограничивают размер шины, которую можно установить.
Максимальная рекомендуемая ширина шины для данной модели велосипеда обычно указывается производителем велосипеда. Международные стандарты, описанные ниже, предусматривают зазор в 6 мм по периметру шины. Это должно предотвратить трение шины о раму и потенциально опасный износ обоих элементов. Для шин, используемых на бездорожье, это также обеспечит некоторое пространство на случай скопления грязи — частое явление.
Как определяется размер велосипедных шин?
Как ни странно, существует несколько методов определения размера шин. Размеры шин для шоссейных велосипедов обычно измеряются по более старой французской системе — именно там зародился шоссейный велосипед, — в то время как шины для горных велосипедов обычно измеряются в дюймах, что связано с Америкой, где зародился горный велосипед. Шины для городских и гравийных велосипедов могут измеряться в любой системе, хотя обычно они также используют французскую.
Конечной основой для определения ширины шины является номер ETRTO. Независимо от того, какие единицы измерения используются для обозначения размера шины, все шины имеют номер ETRTO, выбитый на их боковой стенке.
Европейская техническая организация по шинам и ободьям (ETRTO) — это брюссельская организация, которая разрабатывает стандарты шин для всех колесных транспортных средств, а не только для велосипедов. Она также сотрудничает с Международной организацией по стандартизации (ISO), чтобы обеспечить согласованность стандартов этих двух организаций. Хотя некоторые стандарты ETRTO, в частности, для бескамерных шин, были недавно обновлены.
Номер ETRTO состоит из двух числовых значений, разделенных тире. Первое обозначает номинальную ширину шины в миллиметрах, а второе — диаметр борта. Например, шина шириной 28 мм для шоссейных велосипедов 700c будет иметь номер ETRTO 28-622.
Почему мои шины и колеса не имеют номера ETRTO?
По историческим причинам диаметры и ширина колес и шин, хотя и определяются номером ETRTO, обычно выражаются одним из двух других способов. Это пара чисел, таких как 700x28c или 29×2,2 дюйма, которые вы обычно видите напечатанными на боковине шины более заметно, чем номер ETRTO.
Для шоссейных, гравийных и большинства городских велосипедов используется французская система, в которой основным размером колес является 700c, но некоторые велосипеды оснащаются колесами 650b (диаметр ETRTO 584 мм).
Французская система является пережитком исторического способа измерения шин, и хотя большинство дорожных велосипедов используют колеса 700c, это название на самом деле не описывает ничего с реальной точностью.
Изначально 700 использовалось для обозначения диаметра покрышки («от внешнего края до внешнего края»), однако, учитывая различные размеры обода и его ширины, фактический диаметр покрышки может сильно отличаться.
Буква «C» также не очень удобна. Раньше она обозначала выбор из четырех размеров шин: a, b, c и d, уменьшаясь по ширине от a к d. Из-за сложностей с размерами колес размеры a, b и d были отброшены, и бренды колес и шин остановились на c как на лучшем стандарте.
Естественно, 23-миллиметровая и 30-миллиметровая шины будут иметь разный диаметр при установке на один и тот же обод.
Размеры колес для горных велосипедов обычно выражаются в дюймах. Основные используемые размеры — 29 дюймов и 27,5 дюймов. Долгое время для MTB использовались исключительно 26-дюймовые колеса, и вы все еще можете встретить горный велосипед с 26-дюймовыми колесами. Диаметр колес детских велосипедов тоже обычно измеряется в дюймах.
К счастью — или, возможно, к усложнению ситуации — эти две системы измерения фактически кросс-совместимы: 29-дюймовые колеса MTB имеют тот же диаметр, что и колеса 700c для шоссейных велосипедов, а 27,5-дюймовые колеса MTB имеют тот же диаметр, что и колеса 650b.
Чтобы еще больше усложнить ситуацию, 29-дюймовые шины иногда обозначают как 28 дюймов, поскольку это традиционный европейский размер, который также соответствует диаметру шины 622 мм ETRTO.
Несмотря на общие диаметры, стоит знать, что обода у горных велосипедов гораздо шире, чем у шоссейных — часто от 25 до 35 мм, — поэтому на практике вам вряд ли удастся установить MTB-колесо на шоссейный велосипед или наоборот. Даже если вы сможете это сделать, есть различия в ширине оси, что вызовет осложнения, а также в используемых стандартах фрихабов, которые могут еще больше ограничить совместимость.
В середине есть серая зона, в которую попадают некоторые гравийные велосипеды, а также колеса и шины для городского велосипеда. Однако будьте осторожны, если хотите попробовать совместить шины, колеса и рамы для разных типов велосипедов.
Заявленная ширина шины в сравнении с фактической шириной шины
Типичная ширина шин и ободов увеличилась за последние несколько лет в поисках большего комфорта, сцепления и снижения сопротивления качению.
Для клинчерных шин внутренняя ширина обода от борта до борта существенно влияет на фактическую ширину шины. Именно поэтому в обзорах можно встретить такие строки, как «на широких ободах 28-миллиметровые шины имеют ширину 30 мм».
Это в некотором роде беспроигрышный вариант, поскольку вы можете использовать более низкое давление в шинах для более комфортной езды без дополнительного веса шины. Кроме того, боковины шины, скорее всего, будут менее похожи на лампочку, что улучшает поддержку шины, особенно в поворотах, и может обеспечить аэродинамический выигрыш. Однако не забывайте о том, какую ширину шины может принять ваша рама.
Размеры шин для шоссейных велосипедов
Как уже говорилось выше, большинство дорожных велосипедов оснащены колесами 700c, поэтому им нужны шины 700c. Однако некоторые производители, например Canyon, устанавливают колеса 650b на некоторые свои дорожные велосипеды меньшего размера.
Ширина шин может составлять 18 мм, а несколько лет назад 23 мм были типичной шириной шин для шоссейных велосипедов. Но сейчас большинство шоссейных велосипедов оснащаются шинами номинальной шириной 25 или 28 мм, а шины 32 и 35 мм — не редкость на новых шоссейных велосипедах, ориентированных на комфорт.
Многие шоссейные велосипеды теперь оснащаются бескамерными колесами. Если вы хотите использовать их в бескамерном режиме, вам понадобятся бескамерные клинчерные шины, а не стандартные клинчерные. Убедитесь в том, что вы выбрали бескамерные шины, иначе вы рискуете не смонтировать и не накачать шину, а при накачивании или езде на шине может произойти разрыв.
Размеры шин для городских велосипедов
Размеры шин для городских велосипедов более разнообразны, и обычно они шире, чем те, что устанавливаются на шоссейные велосипеды. Поскольку эксплуатационные характеристики имеют меньшее значение, шины могут быть тяжелее и иметь более выраженный рисунок протектора, чем на дорожных велосипедах.
Многие городские велосипеды оснащены колесами 700c, но типичная ширина шин начинается примерно с 28 мм и увеличивается до 40 мм и более, что позволяет использовать их при более низком давлении.
Также можно встретить велосипеды с колесами 650b/27,5 дюймов, на которые устанавливаются еще более широкие шины.
Как и в случае с шинами для шоссейных велосипедов, вы можете использовать бескамерные шины для городских велосипедов, если у вас установлены бескамерные колеса. В этом случае всегда выбирайте шины, предназначенные для бескамерного использования; гравийные шины и шины для MTB в наши дни почти всегда предназначены для бескамерного использования. Но если вы не уверены, лучше уточнить у производителя, продавца или в местном магазине.
Размеры шин для гравийных велосипедов
На многих гравийных велосипедах используются колеса 700c, как на дорожных велосипедах, однако некоторые гравийные велосипеды оснащены колесами 650b.
Шины 700c для гравийных велосипедов начинаются с ширины около 32 мм и расширяются до 45 мм и более. Шины 650b могут быть узкими до 30 мм, но обычно они гораздо шире, чтобы обеспечить большее сцепление и комфорт при езде. Сбивает с толку тот факт, что после того, как ширина шины достигает примерно 50 мм, ее обычно указывают в дюймах и продают больше для горных велосипедов.
В то время как выбор шины для шоссейного велосипеда в основном зависит от ширины, веса и того, сколько вы хотите заплатить, при выборе шины для гравийного велосипеда нужно учитывать больше. Ключевым решением является рисунок протектора, который должен соответствовать месту, где вы планируете кататься, и вероятным условиям влажности и грязи.
Ширина также важна, так как более узкая шина может глубже вгрызаться в грязь и обеспечивать дополнительное сцепление, в то время как более широкая шина будет лучше держаться на сухой и ухабистой местности. Также необходимо учитывать клиренс рамы: даже лучшие гравийные гонщики могут оказаться в затруднительном положении, о чем свидетельствуют забитые колеса на гравийной гонке Unbound 2023.
Размеры шин для горных велосипедов
Шины для горных велосипедов и обода, на которые они устанавливаются, еще шире. Большинство шин для горных велосипедов тяжелее и имеют более агрессивный протектор, а также несколько вариантов состава и боковины.
Как и в случае с шинами для шоссейных велосипедов, их ширина в последнее время значительно увеличилась, и вы можете ожидать, что ширина шин будет начинаться примерно с 2 дюймов, а некоторые из них будут достигать 2,6 дюймов. Опять же, при выборе учитывайте клиренс рамы вашего MTB.
Наконец, некоторые шины для фэтбайков могут быть еще шире, до 5 дюймов.