Вместо того чтобы искать возможности стать лидером в менее успешных командах, Кусс принимает роль «второй карты» в Visma-Lease a Bike.
Среди Пиренеев, где сходятся границы Франции и Испании, расположилось крошечное княжество Андорра. Его высокогорные поселения, впечатляющие горные вершины и ленты тихих, уходящих в небо дорог — идеальная тренировочная база для растущего сообщества велосипедистов, в котором на сегодняшний день насчитывается около 86 гонщиков WorldTour. Среди них — американский специалист по скалолазанию Сепп Кусс, который живет в Андорре круглый год со своей женой Ноэми Ферре — бывшей профессиональной гонщицей — и их собакой Бимбой.
Здесь удивительно спокойно», — говорит 29-летний уроженец Дуранго и чемпион «Вуэльты Испании». Он выбрал Андорру за ее подъемы мирового класса (на которых у него больше побед, чем у кого-либо другого) и возможность тренироваться и участвовать в гонках на высоте.
Коль де Бейксалис (Col de Beixalis), виднеющийся с его террасы, является ежедневным источником вдохновения. Именно на этом 8,2-километровом подъеме Кусс выиграл 15-й этап Тур де Франс 2021 года, опередив на финише Алехандро Вальверде, что стало вершиной его карьеры на тот момент и, возможно, прелюдией к тому, что последовало за этим.
Так называемый «Орел из Дуранго» давно известен как один из лучших скалолазов в пелотоне и незаменимый помощник в успехах на Гранд-турах Приможа Роглича и Йонаса Вингегаарда. В силу непредвиденных обстоятельств Кусс наконец-то получил шанс на собственную славу в Испании и сделал это сполна. Он завоевал красную майку после восьмого этапа и, несмотря на некоторые сомнительные выходки команды, сумел сохранить ее до Мадрида, 13 этапов спустя. Таким образом, Кусс стал первым американцем, выигравшим Гранд-тур за десять лет, и вторым американцем, выигравшим «Вуэльту». Помощник в одночасье превратился в героя, удивив даже самого себя.
Только на полпути Вуэльты, после гонки на время, я подумал: «Ладно, думаю, у меня есть ноги, чтобы выиграть гонку». Но до этого у меня не было никаких мыслей о том, чтобы провести собственную гонку или добиться собственных результатов. Так что это был сюрприз», — говорит Кусс.
Сюрприз, однако, заключался не столько в ногах, сколько в возможностях. Ватты и потенциал были налицо в течение всего сезона.
Между «Джиро», «Туром» и «Вуэльтой» все показатели были одинаковыми в плане восхождений», — делится он. «Для меня большая разница была в гонке на время, потому что это была первая гонка на время, где мне действительно было что терять, где мне действительно нужно было выложиться на полную».
«После этого нужно было просто быть очень сосредоточенным и внимательным. Это была первая гонка, в которой мне действительно нужно было быть на высоте каждый день. Так что, думаю, именно это больше всего удивило команду».
В то время как его команда, и без того обладающая большим потенциалом, осознавала, что в ее рядах появился еще один козырь, Кусс спокойно шел вперед. Вместо того чтобы искать возможности стать лидером в менее значимых командах, он продлил свой контракт с Visma — Lease a Bike до 2027 года, приняв роль «второй карты» после ухода Роглича в Bora.
«Думаю, [победа] показала мне, что при том же уровне формы я могу бороться за Гранд-туры. Я могу быть с лучшими парнями. Это придает мне большую уверенность. Но это также придает мне спокойствия», — говорит Кусс.
«Но команда поняла, на что я способен… и да, у меня появилось больше возможностей, но в то же время я не стремлюсь к абсолютному лидерству или чему-то подобному.
В конце концов, все очень просто. Если ты достаточно силен, то у тебя всегда будут эти возможности автоматически».
Несмотря на переломный сезон 2023 года, Кусс подходит к сезону 2024 года не иначе, чем в прошлом. Его цель — еще один дубль «Тур де Франс» и «Вуэльты Испании», и в августе он готов защищать свой заветный maillot rojo.
«Я чувствую давление только от себя. Я никогда не чувствую его от команды. Конечно, они хотят от меня самого лучшего, но не ожидают ничего сверх того, на что я способен», — делится Кусс.
«Для больших целей, таких как Тур, Вуэльта, Гранд-тур, я чувствую наименьшее давление, потому что знаю, что для этих гонок я нахожусь в своей лучшей форме. Я не чувствую, что мне нужно что-то еще показывать или доказывать. Мне не нужно ничего наверстывать, потому что я знаю, что если я сделаю все возможное на тренировках, то все, что должно произойти в гонке, произойдет само собой».