Джиро д’Италия обычно порождает тысячу подсюжетов. В этом году все нити повествования, казалось, были завязаны вокруг доминирования Тадея Погачара. Редко в истории этой гонки один человек так диктовал температуру.
На каждом повороте от Турина до Рима Погачар был в кадре. И только умный спринт Йонатана Нарваэса (Ineos Grenadiers) не позволил гонщику из UAE Team Emirates совершить исторический подвиг — возглавить Джиро от старта до финиша. В горах, от Оропы до Монте-Граппы, никто не мог даже прикоснуться к Погачару.
Его возможности распространялись и на гонки на время, где он опередил Филиппо Ганну (Ineos Grenadiers) в Перудже и дожал его в Дезенцано-дель-Гарда, и даже на спринтерские этапы, где он попытался расстроить быстрых спортсменов поздней атакой на дороге в Фоссано.
Конечно же, не все время Погачар был на высоте. Нарваэс, находящийся в хорошей форме, блистал на протяжении всей гонки, в том числе и в захватывающем финале в Неаполе. Стильная победа Джулиана Алафилиппе в Фано и его однодневный союз с Мирко Маэстри (Polti Kometa) станут одними из самых ярких моментов сезона 2024 года.
Джулио Пеллиццари (VF Group-Bardiani CSF-Faizanè) подчеркнул свой потенциал, а Антонио Тибери (Bahrain Victorious), пятый в общем зачете и лучший молодой гонщик, подтвердил свое качество. У Италии мало гарантий в эпоху после Нибали, но все же есть надежда. Поле для спринта было очень широким: Джонатан Милан (Lidl-Trek) показал выдающийся результат, но Тим Мерлье (Soudal QuickStep) тоже не остался в стороне.
Герайнт Томас (Ineos Grenadiers) завоевал свой третий подиум Гранд-тура за три года — поразительный подвиг для гонщика, который, казалось, временами считался почти лишним в Ineos Grenadiers. Даниэль Мартинес (Bora-Hansgrohe) доказал, что может проехать дистанцию за три недели, впервые завоевав подиум в GT.
И все же все эти истории, какими бы захватывающими они ни были, обречены на то, чтобы быть затмеваемыми в тревожной гегемонии Погачара, который действовал в совершенно другой стратосфере, выиграв в Риме почти десять минут. Рассматрим некоторые из определяющих моментов его триумфа.
БЫСТРЫЙ СТАРТ ПОГАЧАРА
Во время имперской фазы Тайгера Вудса некоторые соревнования предпринимали усилия по «защите от Тайгера» своих полей в попытке подавить его доминирование. Эта философия, конечно, не была частью мышления RCS Sport, когда они узнали о присутствии Тадея Погачара на Джиро этого года.
Не довольствуясь размещением полноценного финиша на вершине во второй день, организация внесла изменения в маршрут первого этапа, добавив поздний подъем на Бивио-ди-Сан-Вито всего в 3 км от финиша в Турине. Это была полная противоположность «защите Тадея» на «Джиро», открытое приглашение словенцу попытаться возглавить гонку от старта до финиша.
И Погачар неизбежно попытался это сделать. Его стремительная атака на Сан-Вито расколола первую группу, как и предполагалось, но Йонатан Нарваес не был доволен тем, что стал второстепенным игроком в дебюте «Джиро». Эквадорец каким-то образом удержал Погачара на подъеме, а затем опередил его в спринте на берегу По. Разочарование Погачара было ощутимым, когда он отправился разминаться на роликах, не сказав ни слова ожидавшей его прессе.
Неожиданный успех Нарваэса создал мимолетное впечатление, что эта Джиро может быть проведена не только на условиях Погачара, хотя иллюзия продержалась недолго — всего 24 часа. В Оропе, несмотря на аварию на низкой скорости у основания подъема, Погачар оторвался от остальных и завоевал победу на этапе и свою первую maglia rosa.
Нормальная работа была возобновлена, но даже после этого Погачар не выглядел полностью удовлетворенным на вершине горы в тот вечер. Возможно, он ожидал еще большего разрыва во времени, а возможно, все еще не до конца переварил разочарование в Турине.
Как бы то ни было, ранний натиск продолжился на равнинной трассе в Фоссано на третьем этапе на следующий день, когда Погачар начал неожиданную атаку, за которой смог уследить только Джерайнт Томас, и даже валлиец был вынужден уступить на последнем километре.
Погачар добрался до финишной черты, но, несмотря на то, что нападение не удалось, он улыбался, сидя вечером перед прессой, как будто подтвердил себе, что на «Джиро» он может делать все, что захочет. На вопрос, не собирается ли он попытаться выиграть все этапы от этого места до Рима, он просто усмехнулся: «Без комментариев».
ПОГАЧАР ПОБЕЖДАЕТ В ГОНКЕ НА ВРЕМЯ В ПЕРУДЖЕ
На протяжении всей первой недели от команды UAE Team Emirates исходила тихая, но ощутимая уверенность перед седьмым этапом гонки в Перудже. Не раз члены руководства команды рассеянно говорили о том, как оценить размер преимущества Погачара после Перуджи, похоже, уже будучи уверенными в том, что он никак не может потерять там розовый цвет.
Эта уверенность была поразительной, учитывая, что в последние годы Погачар, по крайней мере, в сравнении с его неземным мастерством в других видах соревнований, демонстрировал явные признаки отставания в этой дисциплине. После того поразительного выступления против часов на La Planche des Belles Filles в 2020 году, в конце концов, он скатился со стартовой рампы в шестнадцати тайм-триалах и победил лишь однажды, в Лавале на первой неделе Тур де Франс 2021 года.
Перед началом «Джиро» Томас мог подумать, что два тайм-триала дадут ему шанс побороться за победу в этой гонке. Однако Перуджа стала тем самым моментом, когда Погачар поставил любые мысли о борьбе за maglia rosa далеко за пределы самых смелых фантазий всех остальных участников гонки.
И действительно, не ограничившись тем, что отбросил всех своих предполагаемых соперников — 1:48 от Даниэля Мартинеса (Bora-Hansgrohe), 2:00 от Томаса, 2:08 от Бена О’Коннора (Decathlon AG2R La Mondiale) — Погачар продолжил побеждать Филиппо Ганну на этапе. По расчетам UAE, для победы Погачару нужно было быть в пределах 40 секунд от Ганны перед подъемом в Перуджу. Как оказалось, на тот момент он отставал на 47 секунд, но это не имело большого значения, учитывая сверхзвуковой темп, который он продемонстрировал на финальном подъеме.
Если бы не несчастный случай или болезнь, «Джиро» уже принадлежала Погачару, но даже в этот момент казалось, что он едет, ориентируясь на будущих соперников. На «Туре» есть два решающих испытания временем. Этапы в Перудже и в Дезенцано-дель-Гарда неделей позже дали Погачару шанс испытать на практике изменения, внесенные в течение зимы, но, прежде всего, это была яркая тренировка перед тем, как в июле он встретится с Йонасом Вингегаардом (Visma-Lease a Bike), Ремко Эвенпоэлем (Soudal-Quickstep) и Приможем Рогличем (Bora-Hansgrohe) на часах.
ДЕЛИТЬ ПИРОГ И ДРАТЬСЯ ЗА КРОШКИ
Перед началом «Джиро» все смирились с тем, что Погачар будет вне конкуренции. Однако Винченцо Нибали был не одинок в своих размышлениях о том, не станет ли его подавляющее превосходство в конечном итоге помехой. «Тадей — фаворит, и мы все знаем, что он сильнейший», — сказал Нибали в интервью . «Но у него есть один недостаток на этой гонке — у него нет союзников».
История Гранд-тура пестрит доминирующими победителями, которые поддерживали свою империю за счет создания союзников путем уступки услуг и побед на этапах — своего рода quid pro quo, которые всегда были частью запутанного гобелена этого любопытного вида спорта. Гегемония Мигеля Индураина в 1990-е годы отчасти основывалась на его философии, которая заключалась в том, чтобы дать каждому шанс испить из колодца. Эта идея сохранилась и в эпоху Team Sky: британская команда редко была склонна напрягаться в поисках побед на этапах после того, как захватила лидерство в общем зачете.
Погачар, напротив, давно придерживается мерксовского взгляда на мир, считая, что велосипедные гонки нужно выигрывать, а не торговаться. После того, как Погачар выиграл три этапа на первой неделе, группа ожидала, что избиение продолжится, когда гонка возобновится на 10-м этапе в Бокка-делла-Сельва.
Вместо этого UAE Team Emirates решила дать отрыву свободу действий. На последнем подъеме Погачар даже позволил Дамиано Карузо возглавить группу розовых джерси своего товарища по команде Bahrain Victorious Антонио Тибери.
На последующей пресс-конференции поведение Погачара свидетельствовало о том, что это скорее временная тенденция, нежели резкое изменение философии. «Если честно, я бы сказал, что все довольны», — начал Погачар, предложив велосипедистам версию послематчевого интервью Жозе Моуриньо «Я предпочитаю не говорить».
Когда его попросили расширить этот вступительный гамбит, Погачар признался, что не был особенно доволен тем, как прошел день. «На мой взгляд, было бы лучше просто идти к финишу так, как мы хотели, но иногда в пелотоне слишком много людей, которые говорят, что нам нужно поделиться куском пирога», — сказал он.
Реакция на это замечание обнажила очертания легкой культурной войны внутри группировки «Джиро». По крайней мере, один ветеран в течение первой недели высказывал руководству UAE Team Emirates свое раздражение по поводу их ненасытного аппетита в погоне за отрывом. Другие, как Карузо, просто смирились с тем, что у Погачара нет привычки раздавать подарки. «Для кого-то это может быть проблемой, но в современном велоспорте побеждает сильнейший», — сказал Карузо. «Здесь нет никаких соглашений и тому подобных вещей».
Экстравагантное превосходство Погачара означало, что ему не нужно было создавать себе союзников, но по ходу Джиро он и его команда, похоже, пришли к современному компромиссу в этом вопросе. Во второй части гонки они заранее объявили этапы, которые хотели выиграть.
В конечном счете, огромный аппетит Погачара — он финишировал с шестью победами на этапах — был лишь частью проблемы. Поскольку на маршруте было так мало этапов средней сложности, было относительно мало возможностей для отрыва на дистанции. Как только Погачар и спринтеры откусили свои куски пирога, остальные стали питаться крохами).
ОЧЕРЕДНАЯ ПОЛЕМИКА МЕЖДУ ОРГАНИЗАТОРАМИ ГОНКИ И ГОНЩИКАМИ ПО ПОВОДУ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ
Визит «Джиро» в Ливиньо должен был продемонстрировать миру горнолыжный и велосипедный курорт, но запомнился последней полемикой и размолвкой между организаторами гонки RCS Sport и гонщиками.
По сообщениям, Ливиньо заплатил 400 000 евро за проведение финиша 15-го этапа на горнолыжной станции Моттолино, где Погачар снова доминировал, чтобы отметить свои личные связи с этим высокогорным курортом. После этого гонщики наслаждались днем отдыха в Ливиньо, но за кулисами назревала буря во всех смыслах этого слова.
В понедельник погода резко изменилась, и на высоте 2 485 метров на перевале Умбрайлпасс выпал снег. Ассоциация гонщиков CPA настаивала на снятии Умбрайлпасс с этапа, но RCS Sport хотела бросить вызов самой природе и ухудшающейся погоде, проведя этап по плану. Всей этой полемики можно было бы избежать, но RCS Sport захотели применить свои полномочия и подождать до утра этапа, прежде чем принимать окончательное решение о проезде через Умбрайлпасс.
Безопасность гонщиков, похоже, была для них второстепенной задачей, даже когда во вторник утром, когда пелотон отправился на этап, в Ливиньо начался снегопад. Как и каждый раз, когда на «Джиро» возникают споры по поводу гонки в экстремальных погодных условиях, встречи в последнюю минуту стали напряженными и угрожающими, а RCS Sport были уверены, что смогут заставить гонщиков участвовать в гонке.
Предыдущие споры об экстремальной погоде означают, что отношения RCS Sport с CPA и новым президентом Адамом Хансеном напряженные. Вегни не является поклонником любви Хансена к публикации своих мыслей и решений в социальных сетях. Встречи часто были напряженными, с жаркими словами и угрозами.
Бен О’Коннор назвал руководство RCS Sport «динозаврами» за то, что они хотят пойти против желания и голосования гонщиков. Задержка с принятием окончательного решения на утро этапа вызвала замешательство в пелотоне и по всему миру, а неловкость и явное отсутствие единства вновь сделали спорт посмешищем.
RCS Sport не смогла понять нового единства в пелотоне, созданного упорной работой Хансена и национальных ассоциаций гонщиков, а гонщики не поняли всей сложности и последствий изменения этапа.
Когда швейцарские власти закрыли Umbrailpass из-за снегопада, RCS Sport хотела, чтобы гонщики проехали церемониальную 18-километровую петлю вокруг Ливиньо, чтобы успокоить местного мэра и гарантировать, что они получат свои стартовые деньги. Но ехать по снегу в течение получаса, прежде чем прыгать в машины команды для переезда через Умбрайлпасс, было абсурдной идеей, и гонщики отказались ее выполнять, даже если Хансен согласился с этой идеей.
Полемика закончилась тем, что «Джиро» покинула Ливиньо в снегу и под угрозой возможных судебных разбирательств. Велосипедисты были едины как никогда, RCS Sport был зол как никогда, а велоспорт снова выставил себя в глупом свете.
ДА ЗДРАВСТВУЕТ ИМПЕРАТОР ПОГАЧАР
Погачар начал третью неделю «Джиро» так же, как закончил вторую: выиграл горный этап в maglia rosa, на этот раз на крутом финише Монте Пана у подножия Доломитовых Альп, и полностью доминировал в генеральной классификации.
Его пятая победа на этапе и четвертая в maglia rosa перевернули страницу полемики в Ливиньо. Затем большую часть недели Погачар позволял гонщикам-бародерам, таким как Джулиан Алафилиппе (Soudal-QuickStep), Георг Штайнхаузер (EF Education-EasyPost) и Андреа Вендраме (Decathlon AG2R), быть в центре внимания и наслаждался днем отдыха, когда спринтеры взяли под контроль плоский этап в Падове, а Тим Мерлье (Soudal-QuickStep) опередил Джонатана Милана (Lidl-Trek) в спринте.
Погачар приберег силы для субботнего заключительного горного этапа и захватывающего двойного подъема на Монте-Граппа. За 48 часов до старта он намекнул, что хочет выиграть пятый этап в maglia rosa, и призвал словенских болельщиков прийти и стать свидетелями его импрезы.
Они пришли тысячами и заполнили подъем вместе с итальянскими тифози. Погачар вышел вперед, как будто его доминирование и пятая победа в розовом цвете были частью его контракта с RCS Sport. Это было ожидаемо, неизбежно, но в то же время захватывающе и волнующе.
В момент триумфа Погкар был на высоте. Он выиграл еще две минуты у своих соперников, улыбаясь на пути к победе, поприветствовав юного болельщика и подарив бидон другому. Он действительно каннибал с человеческим сердцем.
Такого 10-минутного отрыва Погачара в Риме не было со времен Витторио Адорни в 1965 году. Он провел 20 дней в розовом цвете, и только Костанте Джирарденго, Эдди Меркс и Джанни Бугно добились большего, возглавив «Джиро» от старта до финиша. Однако даже Меркс не финишировал на подиуме в каждом из своих дебютов в Гранд-туре. Другие гонщики выигрывали больше этапов на одной «Джиро», но никому не удавалось пять раз финишировать на подиуме «Джиро» и «Тура» в возрасте до 26 лет.
Рим короновал словенца как «императора Погачара» в воскресенье, когда солнце начало садиться над вечным городом и Джиро д’Италия 2024 года. Теперь он может насладиться несколькими днями дома. Следующая остановка — Тур де Франс, чтобы попытаться завершить исторический дубль Гранд-тур.