Тур де Франс — это не только демонстрация шоссейных велосипедов, но и гонок и тактического мастерства. Будучи крупнейшим событием в профессиональном велоспорте, спонсоры команд стремятся обеспечить своих гонщиков лучшим из лучшего, часто используя гонку как стартовую площадку для нового оборудования.
Иногда это большие инновации. Но чаще это постепенные улучшения из года в год. Но стоит отвлечься на пару десятилетий, и вчерашние велосипеды почти неузнаваемы по сравнению с сегодняшними машинами. За 20 лет две вещи остались неизменными: велосипеды имеют раму с двойным треугольником и ограничены минимальным весом в 6,8 килограмма, установленным UCI (руководящим органом спорта). В остальном почти все так или иначе изменилось.
1. Карбон — единственный путь к успеху
Двадцать лет назад углеродное волокно уже начало вытеснять алюминий, титан и сталь в качестве материала для рам, но это было еще только начало. Многие рамы соединяли карбоновые трубки с металлическими проушинами. Сегодня это полностью карбон, позволяющий создавать более легкие и жесткие рамы с недостижимыми для металлических рам формами труб.
2. Лучшее углеродное волокно
Не все карбоновые волокна одинаковы. В современных рамах используются композитные материалы более высокого качества, которые в сочетании с более совершенными технологиями изготовления позволяют рамам достигать заданной жесткости при меньшем количестве материала.
3. Аэродинамические формы труб
Все, кто занимался велоспортом 20 лет назад, знали, что аэродинамика имеет значение. Но только в последнее время аэродинамика стала чем-то особенным. Углеродное волокно позволило инженерам разгуляться и создать точные формы труб, которые обманывают ветер — разумеется, в рамках правил UCI. Чем более аэродинамичны велосипедист и велосипед, тем меньше энергии приходится тратить гонщикам, чтобы развить ту же скорость. Для трехнедельного Гранд-тура эта потеря энергии только возрастает.
4. Дисковые тормоза
Дисковые гидравлические тормоза начали использоваться в горном велосипеде еще 20 лет назад, но широкое распространение в шоссейном велоспорте они получили лишь около пяти лет назад. Их преимущества двояки: более стабильное торможение при любых погодных условиях и возможность использовать более широкие покрышки, поскольку тормозные суппорты не имеют тесного зазора с покрышками. Дисковые тормоза имеют недостаток в весе, но это компенсируется тем, что в последние годы все остальное стало легче.
5. Внутренняя прокладка кабелей
Как говорится, аэро — это все. Спрятав кабели внутри рамы, вы избавляетесь от еще одной вещи, мешающей воздушному потоку через раму велосипеда. К тому же, это выглядит круто.
6. Электронное переключение передач
Но что может быть круче внутренних тросов? Попробуйте обойтись без тросов. Электронное переключение передач стало нормой в велоспорте уже более десяти лет назад, сначала с проводной системой Di2 от Shimano и EPS от Campagnolo, а затем SRAM сделала все беспроводным с eTap AXS. Эти системы обеспечивают точность переключения всегда — просто не забывайте заряжать батареи.
7. Больше передач
Современный велосипед 2004 года имел 10-скоростную кассету на задней втулке в сочетании с двумя звездами на шатуне — всего 20 передач. Сегодня велосипеды оснащаются 12-скоростными кассетами — всего 24 передачи. Хотя иногда, особенно в гонках на время, команды выбирают только одну звезду спереди для более легкой и аэродинамичной установки.
8. Более широкие диапазоны передач
Кассеты прошлого напоминали кукурузный початок, потому что с каждой передачей размер шестерни увеличивался лишь на один или два зуба. Самая легкая передача в кассете имела 23 зуба. Поэтому велосипедисты, стремясь к скорости, нажимали на высокие передачи при подъеме. Однако сегодня велосипедисты предпочитают включать более легкие передачи на более высоких скоростях — 30-зубая низшая передача стала нормой, а 34 зуба (или больше) — не редкость, что часто приводит к более быстрому прохождению подъемов.
9. Интегрированный кокпит
У современных дорожных велосипедов тормозные шланги спрятаны не только в раме. Сегодня они часто прячутся также в руле и ручке руля. Тормозные шланги проложены через прекрасно сконструированные цельные комбинации руля и штока из карбона. Это позволяет создать более аэродинамичную переднюю часть велосипеда, и, опять же, это выглядит круто!
10. Профиль руля
Изменилась и форма руля дроп-бара: традиционный округлый профиль руля уступил место компактной форме, которая обеспечивает более легкий доступ к тормозам и переключателям скоростей. Верхняя часть руля часто имеет форму аэродинамической спирали, опять же во имя аэродинамики.
11. Широкие шины при низком давлении
Раньше мы считали, что тонкие шины — шириной не более 23 мм — накачанные до 120 или даже 140 фунтов на квадратный дюйм, являются самым быстрым вариантом. Теперь мы знаем, что это далеко не так, и 28- или даже 30-миллиметровые шины с гораздо более низким давлением — иногда в диапазоне 40 или 50 фунтов на квадратный дюйм — становятся нормой. Они имеют меньшее сопротивление качению и более комфортны, что является беспроигрышным вариантом. За этот выигрыш можно поблагодарить дисковые тормоза, поскольку на велосипеды с ободными тормозами часто не удавалось установить шины такого размера.
12. Бескамерные шины
Шины с камерами, были преобладающей нормой в велосипедных гонках на протяжении более века. Теперь команды переходят на бескамерные шины, поскольку они обеспечивают меньшее сопротивление качению. Хотя старомодные шины имеют дополнительное преимущество в плане безопасности: они остаются на месте, когда спускают, а вот с бескамерными это не всегда так.
13. Карбоновые аэроколеса с более широкими ободами
Два десятилетия назад карбоновые аэроколеса в профессиональном пелотоне были исключением. Сегодня вы не найдете ни одного велосипеда без них. Более широкие обода также стали использоваться для установки более широких современных покрышек и обеспечивают более аэродинамичный переход от покрышки к ободу.
14. Седла: короче и шире
В последние годы седла стали короче и шире, чему способствовали исследования, показавшие, что это удобнее и, в конечном счете, быстрее для многих велосипедистов. Ну и, конечно, рельсы теперь делают из карбона.
15. Велосипедные компьютеры
Раньше велосипедные компьютеры просто считали обороты магнита на переднем колесе и датчика на вилке, чтобы показать скорость и расстояние. Более сложные компьютеры могли подключаться к измерителям мощности и пульса. Современные компьютеры — это, по сути, смартфоны без функции вызова, отображающие в реальном времени карту с данными GPS, профили подъемов, скорость, расстояние, мощность, пульс и еще миллион показателей, которые большинству из нас непонятны.
16. Тот же вес, больше возможностей
Согласно требованиям UCI, руководящего органа велоспорта, полный вес велосипеда должен составлять не менее 6,8 килограмма (15 фунтов). Велосипеды могут быть более легкими, но это ограничение позволяет производителям велосипедов использовать более глубокие, аэродинамические формы труб и профили ободов, дисковые тормоза и дополнительные устройства, такие как велокомпьютеры и измерители мощности, и при этом достигать примерно того же веса, что и 20 лет назад.