Взлеты и падения 20-летней карьеры «Ракеты Мэнкс» — от борьбы с болезнями и травмами до победы в Тур де Франс.
На Сингапурском критериуме Тур де Франс наконец-то опустился занавес рекордной и определяющей эпоху карьеры Марка Кавендиша.
Был ли Кавендиш сильнейшим гонщиком в этот день или его коллеги-профессионалы, вышедшие на старт в Азии, решили отдать ему победу в знак уважения, не имеет значения. Это позволило нам в последний раз оценить заразительную ухмылку мэнксмена, которую он так часто демонстрировал, триумфально поднимая руки на протяжении всей своей карьеры.
Точнее, мы стали свидетелями того, как уроженец Дугласа 165 раз за свою карьеру поднимал руки в знак победы, а его последняя профессиональная победа, 35-й этап «Тур де Франс», скорее всего, останется в истории этого вида спорта самой яркой.
Цифры непостижимы. На протяжении 20 сезонов в восьми разных командах Кавендиш с жадностью стремился к успеху.
Среди его 165 побед за карьеру — 58 побед на этапах Гранд-тура, рекордные 35 из которых были одержаны на «Тур де Франс», а также победы на чемпионате мира по шоссейным велогонкам и классической гонке «Милан-Сан-Ремо», а также два титула чемпиона страны.
Однако для стороннего наблюдателя этот краткий обзор палмареса 39-летнего гонщика может показаться столь обширной по количеству побед карьерой, что она должна была быть свободна от травм, болезней и трудностей. Конечно, это далеко не так, и именно поэтому «Ракета» из Мэнксмана считается одним из величайших велогонщиков, которые были в этом виде спорта.
ВОРВАВШИСЬ НА СЦЕНУ
Профессиональная карьера Кавендиша началась еще в 2005 году, но именно в 2007 году он одержал свою первую крупную победу. 21-летний уроженец острова Мэн, одетый в розовую форму T-Mobile, обошел группу на Scheldeprijs и обошел трехкратного обладателя зеленой майки Робби Макьюэна. Выступая после гонки, Кавендиш отметил важность своей первой победы в профессионалах за счет Макьюэна, сказав: «Я вырос, уважая Робби, и я надеюсь, что смогу стать следующим Робби Макьюэном».
Чуть больше года спустя, на побережье Калабрии, Кавендиш, теперь уже в составе команды Team High Road, одержит свою первую победу на этапе Гранд-тура в четвертый день «Джиро д’Италия» 2008 года. Кавендиш назвал эту победу «самой крупной» в своей карьере, ведь на последнем километре он оторвался от соперников и обошел итальянского гонщика Даниэле Беннати на последних метрах. Британский гонщик уже демонстрировал проблески той неиспорченной уверенности, которая так часто встречается у лучших спортсменов мира, когда он смело заявлял: «Беннати ушел в нужный момент, но я победил его, потому что я моложе и быстрее на последних 100 метрах спринта».
Доказать это на «Джиро» — одно дело, но «Тур де Франс» — совсем другое. На пятом этапе в сонном городке Шатору Кавендиш без труда выиграл свой первый этап «Тур де Франс». Городок, который впоследствии станет для него символом.
«Боже мой!» — закричал Кавендиш, когда остановился после финиша, облепленный телевизионщиками. «Единственное, что имело значение, — это победа в Тур де Франс», — признался спринтер в интервью победителя.
БОЛЬШЕ ЧЕМ ПРОСТО СПРИНТЕР И ЕЛИСЕЙСКИЕ ПОЛЯ
Спустя год после первых побед на этапах «Джиро» и «Тура» Кавендиш вернулся в Италию, добавив еще одну награду в свой стремительно пополняющийся список. Он преодолел 298-километровую дистанцию Милан-Сан-Ремо, сохранив достаточно сил в ногах, чтобы обойти Генриха Хауслера на финише и завоевать свой первый — и единственный — титул чемпиона Monument. Он не только повторил подвиг Тома Симпсона на Милан-Сан-Ремо за 45 лет до него, но и стал в тот день вторым британским победителем Monument.
На 100-й велогонке La Primavera Кавендиш, которому помогала вся его команда Columbia-Highroad, ошеломил всех. «Я хотел доказать, что я не просто спринтер, а великий гонщик, и именно это мне удалось сегодня», — объяснил он на финише.
Этот подвиг послужил отличным началом летнего сезона 2009 года, когда мэнксмен одержал еще три победы в спринте и выиграл первую командную гонку на «Джиро», а спустя два месяца завоевал шесть этапов на «Тур де Франс», причем впервые на Елисейских полях — Марк Реншоу помог ему финишировать со счетом 1:2. «Это Марк Реншоу, самый быстрый ведущий в этом деле, а вот и ракета, он зацепился за его колесо», — сказал комментатор Фил Лиггетт, когда гонка вылетела на самую культовую финишную прямую в велоспорте, после чего юноша стремительно рванул к финишу, не оставив никого даже в пределах видимости. «Шестая победа Марка Кавендиша. Никто не может сравниться со скоростью этого удивительного парня».
ПЕРВАЯ ЗЕЛЕНАЯ МАЙКА
Спустя два года и девять побед на этапах «Тура» Кавендиш вернулся в Париж в поисках еще одной победы на этапе и, что еще важнее, первой зеленой майки на La Grande Boucle.
В то время как Кадель Эванс одержал победу в общем зачете на мощеных улицах французской столицы, Кавендиш с комфортом выиграл третий финальный этап на знаменитом бульваре, завоевав при этом maillot vert. «Я пытался получить ее [зеленую майку] в течение последних нескольких лет и, наконец, я сделал это», — сказал Кавендиш в интервью на финише, радуясь тому, что достиг еще одной цели.
Через год он одержал четыре победы подряд на Елисейских полях — на две больше, чем любой другой гонщик в этом виде спорта. Последняя победа в Париже была одержана в составе всепобеждающей британской команды Team Sky, а его товарищ по команде и близкий друг Брэдли Уиггинс завоевал первую в истории желтую майку в составе той же команды.
Уиггинс, которого Кавендиш часто называл братом, впоследствии знаменито проводил Кавендиша в Париж, надев maillot jaune. Победа на Тур де Франс в составе команды — это то, что Кавендиш часто называет главным событием своей карьеры.
НА ВЕРШИНЕ МИРА
Позднее в том же сезоне Кавендиш, появившись из ниоткуда, завоевал радужную майку на чемпионате мира 2011 года по шоссейным велогонкам в Копенгагене (Дания).
Как только мэнксмен вырвался вперед, никто не смог сравниться с ним в скорости, и он стал первым британцем со времен Тома Симпсона в 1965 году, выигравшим титул чемпиона мира по шоссейным гонкам среди мужчин.
Выступая после гонки, Кавендиш отдал должное британской команде, которая сыграла свою роль в том, чтобы привести его к финишу. «Мы разработали план, чтобы приехать на эту гонку с лучшей группой парней и вернуться с радужной майкой. К этому шли три года. Ребята так усердно работали весь сезон, чтобы набрать очки, чтобы у нас было восемь гонщиков, и, как вы только что видели, они ехали невероятно. Я очень, очень горд».
НЕ СКАЗОЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ
Гранд-департ, проходивший в Йоркшире, и спринтерский финиш в Харрогите на первом этапе — казалось, что все звезды сошлись для того, чтобы Марк Кавендиш взял первую желтую майку «Тур де Франс». Так было до тех пор, пока надежды манкса не рухнули на последнем километре.
Кавендиш столкнулся с Саймоном Геррансом и получил повреждение плеча, а также разрыв связок, что поставило крест на его Туре еще до его начала.
Британец объяснил, что он «пытался найти брешь, которой на самом деле не было», пытаясь доставить желтую майку на глазах у огромной толпы в Йоркшире.
ИСКУПЛЕНИЕ НА ПЛЯЖЕ ЮТЫ
На счету Кавендиша 26 побед на этапах, что позволило ему занять четвертое место в списке лучших спортсменов 2016 года. Однако, несмотря на все эти победы на этапах, ему все еще не хватало желанного приза — желтой майки.
Большинство экспертов ожидали, что Андре Грайпель или Марсель Киттель будут доминировать на равнинных этапах, учитывая, что их лидеры не имели себе равных по мощности и находились в отличной форме, а сам Кавендиш не был полностью сосредоточен на дороге из-за подготовки к Олимпиаде.
Тем не менее, пренебрегать Марком Кавендишем неразумно, что он и доказал на первом этапе в Нормандии. Оставив позади себя Киттеля, Петера Сагана и Грайпеля, он стал победителем этапа № 27.
«Это очень эмоционально. Это единственная майка в велоспорте, которую я не носил. У меня были все три очковые майки, майки чемпионатов мира, майки лидера на «Джиро» и «Вуэльте», а теперь еще и эта. Я просто хотел выиграть этап, и носить эту майку — большая честь. Я построил всю свою карьеру на этой гонке», — сказал мэнксмен, отреагировав на свою первую желтую майку „Тур де Франс“.
К концу гонки 2016 года Кавендиш одержал 30 побед на этапах, его опередил только Эдди Меркс. Однако, несмотря на то, что он достиг этой цифры менее чем за десять лет, последние пять побед — чтобы побить рекорд Меркса — дались ему гораздо труднее.
СРАЖЕНИЯ ВНЕ ВЕЛОСИПЕДА
В течение следующих нескольких сезонов Кавендиш дважды болел вирусом Эпштейна-Барра. Этот вирус известен как железистая лихорадка или мононуклеоз, и не существует эффективного специфического лечения, кроме отдыха для восстановления.
К тяжелым временам добавились авария на четвертом этапе Тур де Франс в 2017 году, жестокое столкновение с разделителем на Милан-Сан-Ремо весной следующего года и пропущенное время на безрезультатном Тур де Франс 2018 года.
Вирус Эпштейна-Барра вернулся в августе 2018 года, вынудив Кавендиша взять перерыв в гонках на обозримое будущее, чтобы восстановиться от вируса.
Британский спринтер вернулся в 2019 году, надеясь, что болезнь осталась позади, но победы не приходили. В 2020 году он перешел из Team Dimension Data в Bahrain-McLaren, но ситуация осложнилась пандемией коронавируса.
В одной из последних гонок сезона с Bahrain, на Gent-Wevelgem, Кавендиш эмоционально заявил Sporza: «Возможно, это последняя гонка в моей карьере».
С тех пор он рассказал, что проблемы с физическим здоровьем, с которыми он боролся в эти годы, отразились и на его психическом здоровье: спринтеру поставили диагноз «клиническая депрессия».
Нельзя превратиться из лучшего в мире в неспособного», — рассказал Кавендиш в документальном фильме Netflix.
Это вылилось в стресс дома. Я стал кошмаром для окружающих».
«У меня ничего не получалось, я ничего не хотел, ничего не делал, ничего не чувствовал», — добавил он, рассказывая о своей депрессии.
«Ты просто чертовски пуст, понимаете. Чувство никчемности. Я потерял всякое желание быть человеком, быть отцом, другом, мужем».
ВОЗВРАЩЕНИЕ В «ВОЛЧЬЮ СТАЮ»
Кавендиш получил спасательный круг в 2021 году, когда он вновь присоединился к Deceuninck-QuickStep, ранее он участвовал в гонках с командой Патрика Лефевра с 2013 по 2015 год.
«Я никогда не скрывал своей любви к команде, и для меня это действительно похоже на возвращение домой», — сказал он в заявлении, опубликованном командой.
В QuickStep уже были спринтеры Фабио Якобсен и Сэм Беннетт, но когда ирландец был вынужден отказаться от участия в Тур де Франс, Кавендиш, который впервые за три года обрел победную форму на Туре Турции, одержав четыре победы, вышел на старт.
Наступил четвертый этап Тура 2021 года, и «Ракета» Мэнксмена повернула время вспять, как будто последних трудных лет и не было. Победа в Фужере, где он одержал последнюю победу на Туре во время своего первого пребывания в команде, придала ему ощущение судьбы. Это чувство только усилилось, когда два дня спустя он одержал победу в Шатору, где началось его настоящее продвижение по Тур де Франс.
Еще одна победа пришла в Валансе, и Кавендиш оказался на пороге великой карьеры. Ведомый своим верным лидером Михаэлем Мёркёвом, Кавендиш оторвался на последних 100 метрах 13-го этапа в Каркассоне, одержав 34-ю победу в карьере и сравнявшись с рекордом Эдди Мерккса по количеству побед на этапах.
На заключительном этапе в Париже рекорд по количеству побед выглядел вполне реальным, но, несмотря на то, что Кавендиш лучше других знает знаменитый бульвар и побеждал на нем чаще других гонщиков, он оказался зажат в тиски и был вынужден довольствоваться третьим местом. Охота продолжалась.
АСТАНА ПРЕДЛАГАЕТ ПОСЛЕДНЮЮ ПОПЫТКУ УСТАНОВИТЬ РЕКОРД
Пропустив отбор на «Тур де Франс» в 2022 году, а вместе с ним и шанс на рекорд, манксинец в январе 2023 года перешел в Astana Qazaqstan, где его команда будет сосредоточена на том, чтобы одержать недостижимую 35-ю победу на этапе.
В первый день отдыха на «Джиро д’Италия» Кавендиш объявил, что уходит на пенсию в конце сезона, а в заключительный день одержал сказочную 57-ю победу на этапе Гранд-тура.
Многие были рады возвращению спринтера на высшую ступень пьедестала почета в Риме. Десятки гонщиков поздравили его, в том числе Джерейнт Томас, который помог ему скоростным выходом на старт.
Перенесемся на «Тур», и «Ракета Мэнкс» угрожала на первых этапах гонки. Он занял второе место на седьмом этапе, когда его подвели передачи на старте в Бордо, но на следующий день случилась беда.
В результате вполне безобидной аварии в 60 км от финиша на восьмом этапе Кавендиш получил перелом ключицы и сошел с дистанции. Осознание того, что это может быть его последнее участие в гонке, наложило отпечаток грусти на участников гонки на финише.
«Я не буду врать, я плакал, как и Маурицио Маццолени в машине команды. Всем в команде больно, потому что на это было потрачено чертовски много сил», — признался его бывший ведущий, а ныне консультант по спринту Марк Реншоу.
Однако почти сразу стало ясно, что босс команды Александр Винокуров не хочет, чтобы эта глава заканчивалась. Он предложил Кавендишу продлить контракт, и в октябре мэнксмен согласился на последний шаг — «Проект 35» был запущен.
ПРОЕКТ 35
Вернувшись для последней попытки в 2024 году, Astana воссоединила Кавендиша с бывшей правой рукой Мёркёвом и добавила в спринтерский состав Давиде Баллерини, также входившего в состав команды QuickStep в 2021 году.
Гранд-департ Тур де Франс в Италии не стал идеальным стартом: из-за палящих температур Кавендиш сбился с пути и его тошнило на велосипеде.
Однако он боролся, и отказ от участия в гонке по собственному желанию не входил в его планы. Упорство принесло свои плоды, Франция приблизилась, а вместе с ней и прохладная погода.
На пятом этапе в маленькой деревушке Сен-Вулбас развернулся типично хаотичный спринтерский финал: мэнксмен потерял колесо Мёркёва, но попал в след Ясперу Филипсену. Кавендиш снова сменил колесо на заднее колесо Паскаля Акерманна, а затем зажегся на 100 метрах и вырвался в чистый воздух, выиграв этап № 35.
Он опередил остальных, выиграв на один этап больше, чем Меркс. Он стал величайшим спринтером в истории «Тур де Франс».
Когда Ракета Мэнкс пересек линию, эмоции начали захлестывать его, а размер его достижения, возможно, начал проникать в сознание.
«Вы понимаете, что это значит. Конечно, это не значит, что мы займем первое место в рейтинге UCI, но Тур — это больше, чем просто велогонка, не так ли?» — с чувством заметил Кавендиш, слишком хорошо понимая, как эта гонка определила его карьеру и жизнь навсегда.