Выдающиеся характеристики при подъеме на высоту благодаря практически безупречной конструкции.
Factor O2 VAM — специализированный легкий гоночный велосипед этой марки, который был обновлен этим летом.
Велосипед, на котором выступала команда Israel-Premier Tech на Тур де Франс 2023, как утверждается, сократил аэродинамическую разницу между аэровелосипедом Ostro VAM и предыдущей моделью O2 VAM.
Переработанная рама, новая облегченная конструкция подседельного штыря и использование новых облегченных колесных пар Black Inc — все это позволяет создать конструкцию, не превышающую весовые ограничения UCI.
Это звучит как мечта альпиниста, и, по крайней мере, в этом отношении он просто потрясающе хорош.
Велосипед также имеет удобную посадку, отлично управляется и чувствует себя на удивление комфортно, не испытывая излишних затруднений на ровном месте.
Несмотря на то, что у моего образца была проблема с контролем качества, на которую стоит обратить внимание (нам сообщили, что она устранена для всех велосипедов, поступающих в продажу), O2 VAM — это очень впечатляющий, практически не требующий затрат высокопроизводительный гоночный велосипед.
Рама Factor O2 VAM SRAM Red eTap AXS
По словам Роба Гителиса, генерального директора компании Factor, новейшая модель O2 VAM была разработана для того, чтобы стать «велосипедом, который будут использовать профессиональные гонщики».
Он намекает на то, что, как и у многих профессиональных команд и гонщиков, циферблат производительности уже давно качнулся в сторону оптимизации аэродинамики, а не в сторону превышения весовых ограничений UCI.
Тот факт, что подавляющее большинство велосипедов для «Тур де Франс» 2023 года значительно превышали лимит веса UCI в 6,8 кг, говорит сам за себя, а в последнее время, по словам Гителиса, гонщики Israel-Premier Tech обычно выбирали аэробайк Ostro VAM вместо старого O2 VAM — даже в горах.
Новый O2 VAM имеет полностью переработанную раму, которая, по словам Factor, стала результатом «уникального» процесса разработки.
По словам производителя, для улучшения аэродинамических характеристик рамы были применены профилированные трубы NACA (National Advisory Committee for Aeronautics), а также зауженная головная труба.
Верхняя труба сужается до ширины всего 10 мм и переходит в удлиненную подседельную трубу, над которой установлена новая внешняя подседельная штанга с втулкой.
По словам производителя, в конструкции используется комбинация высокомодульного карбона Toray T1000, pitch fibre, pan fibre, M60J и TeXtreme, при этом из рамы вырезается как можно больше лишнего материала.
В результате заявленная масса рамы в размере 54 см составляет 730 г, включая подседельный штырь и краску, а в аэродинамической трубе на скорости 48 км/ч (при углах рысканья +/- 15 градусов), по словам Factor, она всего на 5 Вт хуже, чем у Ostro VAM.
По сравнению с предыдущей моделью O2 VAM рама стала жестче примерно на 35% с учетом различий в размерах рамы.
На раму официально устанавливаются дорожные шины шириной 32 мм (в отличие от всех номинальных шин 700х32 мм) и нижний кронштейн с резьбой T47A.
В гарнитуре используется технология SLT (Solid Lubrication Technology) от CeramicSpeed, а также фирменная смесь подшипников 1-1/8 и 1-3/8 дюйма, предназначенная для установки в кокпит Black Inc Integrated Barstem.
Геометрия Factor O2 VAM SRAM Red eTap AXS
Неудивительно, что O2 VAM имеет геометрию, соответствующую гоночному велосипеду WorldTour.
На моем тестовом велосипеде размера 56 см крутой угол наклона головной трубы 73,3 градуса сочетается с колеей 58,6 мм.
Угол наклона головной трубы особенно помогает сохранить остроту управления, в то время как Factor постаралась сохранить максимально возможную величину трейла, чтобы сохранить одинаковое поведение велосипеда независимо от размера.
Угол подседельной трубы 73,5 направлен на то, чтобы наклонить райдера вперед над нижним кронштейном. Теоретически это должно способствовать оптимальной передаче энергии, так как помогает открыть угол наклона бедра.
389 мм — это компактный показатель по сравнению с 56-сантиметровыми Canyon Ultimate CFR (401 мм) и Specialized Tarmac SL7 (398 мм), которые больше подходят для универсальных велосипедов, чем для специализированных скалолазных.
Orbea Orca в большей степени ориентирована на легкие скалолазные велосипеды, но при этом она немного длиннее — 398 мм в 57-м размере и 391 мм в 55-м размере.
Стек O2 VAM длиной 574 мм также находится в одном диапазоне с размерами Orca. Это позволит сохранить разумную высоту передней части для тех, кому это необходимо.
Сборка Factor O2 VAM SRAM Red eTap AXS
Как уже стало привычным для велосипедов Factor, в конструкции не оставлено практически ни одного камня в поисках эффективности.
На моем тестовом велосипеде установлена группа SRAM Red eTap AXS, а вес велосипеда составляет 6,63 кг без педалей и сепаратора для бутылок.
Набор оснащен цепями с зубьями 48/35 и кассетой с зубьями 10-33, что обеспечивает более чем достаточный диапазон для большинства подъемов.
Учитывая недавнее появление новой модели SRAM Force AXS с заметными улучшениями эргономики переключателей и другими положительными моментами, я бы не решился выбирать O2 VAM с Red AXS, если бы хотел быть уверенным, что у меня есть лучшее, что может предложить SRAM на годы вперед.
Тем не менее, она показала себя именно так, как и должна выглядеть группа высшего класса, с плавными переключениями и впечатляющим (хотя и визгливым на мокрой дороге) торможением.
В остальном набор состоит из компонентов Factor, Black Inc и CeramicSpeed.
Основой конструкции велосипеда является карбоновая подседельная штанга, которая перемещается по подседельной трубе и крепится снаружи.
Factor утверждает, что она доступна в трех вариантах длины для различных размеров рамы, с нулевым и 25-миллиметровым зазором. На моем тестовом велосипеде была установлена модель с нулевым зазором.
Маловероятно, что многим придется отходить от стандартных рекомендованных длин для каждого размера рамы (каждая из них предлагает 30 мм регулировки после установки), но Factor утверждает, что покупатели могут свободно выбирать вариант спинки.
Такая политика замены распространяется и на интегрированный шток Black Inc. Шток доступен в 19 вариантах размеров, начиная с ширины 38 см и длины 90 мм и заканчивая конфигурацией 44 см/130 мм. Он вращается на керамических подшипниках CeramicSpeed SLT.
Нижний кронштейн также выполнен по технологии CeramicSpeed.
Велосипед передвигается на карбоновых колесах Black Inc 28//32, которые призваны дополнить раму. Кроме комплекта для рамы без колес, каждый O2 VAM поставляется с таким комплектом.
Колесная пара имеет внутреннюю ширину обода 23 мм и внешнюю 28,5 мм и использует конструкцию с мини-крюками для сохранения совместимости с клинчерами. При этом она рассчитана на оптимальную работу с бескамерными шинами диаметром 28 мм.
Обода оснащены карбоновыми спицами Black Inc Aero со смещенным спицевым ложе, что, по мнению Factor, позволяет лучше сбалансировать натяжение спиц. Втулка оснащена 36-зубым храповым механизмом с муфтой, обеспечивающим быстрое включение, и вращается на подшипниках CeramicSpeed.
Небольшая глубина переднего обода 28 мм и заднего 32 мм способствуют низкой заявленной массе колесной пары — 1 146 г.
Все велосипеды комплектуются клинчерными покрышками Goodyear Eagle F1 R и седлом Selle Italia SLR Boost Superflow.
Учитывая, что колесная пара Black Inc предназначена для работы с бескамерными шинами, я бы предпочел, чтобы комплект был установлен с самого начала (шины Eagle F1 R TLR — одни из лучших на сегодняшний день).
В целом, O2 VAM является дорогостоящим приобретением — 11 800 фунтов стерлингов/ 11 799 долларов США/ 11 349 евро/ 18 990 австралийских долларов.
Несмотря на то, что велосипед имеет мощную конструкцию профессионального уровня, обидно, что за такие деньги на нем не установлен измеритель мощности. За аналогичную комплектацию с измерителем мощности Quarq придется выложить еще 400 фунтов стерлингов/400 долларов США/ 350 евро/ 700 австралийских долларов, а в аналогичных комплектациях Shimano он вообще отсутствует.
Если вы остановились на O2 VAM и вам нужен измеритель мощности, то недавно обновленная модель SRAM Force AXS с измерителем мощности, вероятно, будет более разумным выбором на момент обзора, по цене £10 100/$10 099/€9 699/AU$16 290.
Между тем, новейшая модель Orbea Orca OMX с аналогичной конструкцией SRAM Red AXS стоит 11 999 фунтов стерлингов/ 11 599 долларов/ 10 999 евро, включая указанный измеритель мощности.
Впечатления от поездки на Factor O2 VAM SRAM Red eTap AXS
Factor O2 VAM ощущается как точный инструмент — его сила проявляется, когда дорога идет вверх.
Особенно на крутых подъемах она просто великолепна. Общее ощущение отзывчивости и эффективности очень впечатляет.
Конечно, это в равной степени относится и к работе высокотехнологичного комплекса компонентов, и к какому-либо одному фактору (каламбур, конечно).
Начиная с рамы, геометрия прекрасно подходит для подъема на длинный подъем. Я чувствовал себя хорошо расположенным над нижним кронштейном, а высота стека была достаточно высокой, чтобы можно было долгое время опираться на хорошо профилированные вершины грифа.
Велосипед также был очень комфортным, хорошо справлялся с дорожным гулом и при этом обеспечивал информативную езду.
Велосипед вилял влево и вправо, когда я атаковал крутые подъемы на дороге, практически без намека на прогиб, чему способствовали колеса Black Inc.
Колесная пара также кажется специально созданной для подъемов в гору, хотя я чувствую, что обод с более глубоким сечением может быть более эффективным на быстрых подъемах, поскольку аэродинамическая эффективность будет иметь большее влияние на прогресс, чем снижение веса.
O2 VAM, конечно, не медленный на более быстрых и ровных участках, но по сравнению с новейшими универсальными велосипедами, которые часто комплектуются более глубокими ободами, он не кажется таким быстрым на скорости 40-50 км/ч.
Если вам нужна максимальная скорость на асфальтированной местности на одном велосипеде, я уверен, что более аэродинамичный универсал (или специализированный аэродинамический велосипед) будет работать быстрее.
Тем не менее, разгон до скорости происходит очень легко (возможно, благодаря использованию керамических подшипников во втулках и нижнем кронштейне), а усеченные трубы и малые размеры обода позволяют велосипеду не бояться встречного ветра.
В свою очередь, после того как я приспособился к острому рулевому управлению, я обнаружил, что эта стабильность позволяет мне спускаться на скорости, не беспокоясь о порывах ветра, как обычно.
Сопоставив впечатляющий комфорт и разумную геометрию, я пришел к выводу, что O2 VAM войдет в короткий список велосипедов, которые я рассмотрю для участия в длинных горных спортивных соревнованиях или соревнованиях по подъему на холм в Великобритании.
Однако мой опыт не был таким уж радужным. При раскручивании винтов на моем тестовом велосипеде сорвались все четыре заклепки флягодержателя: одна упала в полость рамы, а две другие отсоединились, но остались прикрепленными к частично раскрученному винту.
Компания Factor подтвердила, что ей известно об этой проблеме (которая, по моим сведениям, встречалась и в других странах), обвинив в этом заклепки, которые использовались на «предсерийных» тестовых рамах.
Компания утверждает, что проблема уже решена для всех O2 VAM, поступающих в продажу, хотя всегда стоит задать вопросы дилеру, чтобы быть уверенным, когда выкладываешь такую большую сумму за велосипед.
Фактор O2 VAM SRAM Red AXS итоговый результат
Если ваша цель — максимально упростить подъем на дорожном велосипеде, то Factor O2 VAM — один из лучших вариантов, который можно купить за деньги.
Нельзя отрицать, что он стоит дорого, но комплект рамы обладает практически бескомпромиссными техническими характеристиками после того, как вы остановите свой выбор на трансмиссии.
В свою очередь, O2 VAM обеспечивает ощутимую эффективность, особенно при езде на низких скоростях.
Качество заклепок на моем тестовом велосипеде не должно вызывать проблем у покупателей, но установка клинчерных покрышек на колесную пару, предназначенную для бескамерной установки, остается заметным недостатком для такого производительного и дорогого аппарата.
В остальном O2 VAM можно считать вполне успешным.