Что можно сделать с опасными агрессивными позициями на тайм-триале?

Что можно сделать с опасными агрессивными позициями на тайм-триале?

Что можно сделать с опасными агрессивными позициями на тайм-триале?

Тайм-триал находится на пути столкновения с UCI или руководящий орган закрывает на это глаза?

Ужасные кадры, на которых Штефан Кюнг пересекает финишную черту в забрызганном кровью комбинезоне и разбитом шлеме после того, как он врезался головой в барьеры на чемпионате Европы в сентябре, вызвали бурные споры о том, что нужно сделать с опасной позицией на тайм-триале, которая, по его собственному признанию, стала причиной страшной аварии.

Кюнг, получивший перелом скулы, перелом руки и сотрясение мозга, утверждал, что во время ТТ он «практически слеп… Я вижу только несколько метров вперед». Швейцарский медиа-канал SRF сообщил, что Кюнг мог держать свой «ужасающий» темп, только если держал голову опущенной и доверял указаниям, поступавшим в его ухо по радио из машины команды. Только в этот раз Кюнг не получил предупреждения и не понял, что трасса идет не в том направлении, в котором он ожидал, пока не врезался в барьеры.

Штефан Кюнг перед падением на Чемпионате Европы по велоспорту на время

Штефан Кюнг перед падением на Чемпионате Европы по велоспорту на время

Брайан Куксон OBE, бывший президент UCI, написал на сайте X: «Безумная тенденция к езде вниз головой в тайм-триале наносит новый удар. UCI действительно должен пересмотреть технические правила, чтобы остановить это».

На самом деле UCI уже пересмотрел технические правила в попытке бороться с ездой вниз головой, введя в этом году три категории роста, чтобы более высокие гонщики, такие как Кюнг (193 см) и в новой категории 3 для гонщиков 190 см+, могли принять более высокое положение рук. Теоретически это означает, что высоким гонщикам не нужно пытаться закрыть неэродинамичный зазор между головой и руками, опуская голову. Однако интерпретация правил Кюнгом привела его к тому, что, хотя он больше не смотрел на свою переднюю ступицу, теперь он ехал, уткнувшись лицом в предплечья, и, по его собственному признанию, по-прежнему не мог видеть больше, чем на несколько метров вперед.

Очевидно, что введение категорий высоты не оправдало себя. Что дальше?

Мы обратились к руководителю отдела инноваций UCI Мику Роджерсу, который ответил, что переслал наш вопрос в отдел коммуникаций руководящего органа. К моменту публикации этой статьи мы еще не получили ответа, но если он поступит, то мы его обновим.

Пользователи сайта X, ранее называвшегося Twitter, предложили различные решения, некоторые из которых были вполне разумными, а некоторые — совершенно нереальными. Одной из идей были очки для страховки, используемые в скалолазании: благодаря призматическим линзам человек, занимающийся страхованием, не напрягает шею, постоянно глядя вверх на поднимающегося человека. Другой идеей был радар, направленный вперед. Еще одна идея — шлем или обтекатель, позволяющий гонщику смотреть вверх без ущерба для аэродинамики.

В очках для страховки используются призматические линзы

В очках для страховки используются призматические линзы, благодаря которым страховочник может держать голову и шею в удобном положении и при этом следить за своим партнером по восхождению.

Но, возможно, самой большой проблемой для UCI будет то, как контролировать или обеспечивать соблюдение положения «голова вверх». У многократного чемпиона по велоспорту на время Майкла Хатчинсона, который разрабатывает гидрокостюм для ирландской сборной к Олимпийским играм 2024 года в Париже, есть несколько предложений.

«Лучшее, что я придумал в качестве реального решения, — это предстартовая проверка на турбо, типа «сколько пальцев я держу вверх», и получение снимков для сравнения во время гонки, если комиссар почувствует, что кто-то едет головой вниз. Но это не слишком удовлетворительно, не в последнюю очередь потому, что снимки во время гонки будет трудно получить».

Другая проблема для UCI заключается в том, что не всегда легко судить о том, насколько хорошо видит велосипедист, просто взглянув на него, отмечает Хатчинсон.

«Вы можете сидеть в комнате управления аэродинамической трубой и бормотать: «Не может быть, чтобы они видели», а потом отправиться на испытательную площадку, проверить, что они могут видеть, и понять, что они могут смотреть прямо вперед».

Доктор Ксавье Дисли из британской компании AeroCoach, которая работает с командами WorldTour над улучшением аэродинамики, согласен с тем, что фиксация положения гонщика во время гонки с помощью видео или фотографий не может дать окончательного ответа, а также отмечает, что: «Регулирование на основе фотографий и видеозаписей — это плохо, потому что это почти означает, что если за вами не следит кто-то с камерой, то вам может сойти с рук все, что угодно».

Дисли считает, что дисквалификация за опасную езду может стать одним из способов борьбы с ездой вниз головой, так же как гонщики могут быть наказаны или дисквалифицированы за неравномерный спринт или за принятие запрещенных сейчас поз «щенячьи лапы» или «супер-так».

Тим Велленс во время 51-й Этуаль де Бессеж

Тим Велленс во время 51-й Этуаль де Бессеж

«Я думаю, что UCI очень хорошо справился с «щенячьими лапами», — говорит Дисли, вспоминая дисквалификацию Марианны Вос на три секунды в 2022 году. Теперь люди больше не делают этого».

«Так что я думаю, что прецедент, когда гонщики могут быть наказаны, если они делают глупые вещи, уже существует, и люди забывают об этом, когда призывают к запрету на тайм-триал с опущенной головой. Кто-то может ехать с опущенной головой и на шоссейном велосипеде, врезаться в спину другого гонщика, и его накажут. На самом деле это [езда вниз головой] запрещено, потому что вы едете небезопасно. Так что нам нужен громкий пример, когда кого-то за это дисквалифицируют».

Так насколько же ускоряет гонщика положение вниз головой и что он может потерять, если не будет его использовать?

«Это абсолютно индивидуально», — говорит Дисли. «Не всегда это более аэро. Это зависит от вашего шлема, формы спины, и если вы держите голову слишком низко, это не всегда быстрее. А если вам приходится вертеть головой вверх-вниз, чтобы понять, куда вы едете, то разве вы что-то экономите? А концентрация на том, чтобы смотреть вверх, снова смотреть вниз, угадывать, что впереди на дороге… это кажется глупым занятием по сравнению с тем, если бы вы сделали домашнее задание и заняли позицию, в которой вы могли бы видеть, куда едете, все время, чтобы вы могли больше сосредоточиться на толкании ногами, а не на том, касается ли моя голова моих рук или нет».

Дисли продолжает: «В этом году мы оптимизировали положение для одного гонщика, профессионала, который, скажем так, довольно хорошо проводит тайм-триал [AeroCoach не афиширует, с кем работает, но, посмотрев, какие команды используют его оборудование, можно сделать обоснованное предположение]. Большая часть того, над чем мы работали, позволяет ему видеть, куда он едет». Сохраняя то же аэродинамическое сопротивление, что и раньше, при положении головы вниз, но позволяя ему видеть, куда он едет, и делая его менее переменчивым между поднятой и опущенной головой. Я бы предположил, что именно так и нужно поступить. В гонках Гранд-тура на время может быть все что угодно: подъемы, спуски, дорожная техника, люди, стоящие на дороге, так что гораздо удобнее иметь позицию, в которой ты все время видишь».

ЧТО МЫ ДУМАЕМ

Штефан Кюнг после падения на чемпионате Европы по велоспорту на время

Штефан Кюнг после падения на чемпионате Европы по велоспорту на время

UCI, как известно, быстро запрещает все — от позы супермена до слишком высоких носков. Но в этот раз он, похоже, зарыл голову в песок — или, возможно, в данном случае в предплечья, — предоставив гонщикам и командам самим контролировать свои позиции на тайм-триале.

Проверка зрения перед гонкой, как предлагает Майкл Хатчинсон, и несколько громких дисквалификаций, как предлагает Ксавье Дисли, могли бы побудить гонщиков — и команды, которые их поддерживают — работать над поиском позиций, которые позволяют им не только видеть, но и ехать быстро.

Проблема для UCI — как и для любого другого спортивного органа — заключается в том, что команды всегда будут пытаться найти лазейки или нарушить правила, чтобы ехать быстрее, и поэтому, если безопасность не будет обеспечена, скорость всегда будет стоять на первом месте. Тем не менее, UCI пообещал нам ответ, а на самом деле нет никакой необходимости в немедленном изменении правил, поскольку сезон шоссейных гонок 2023 года уже закончился, так что следите за новостями.

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИЕЙ

Закладка Постоянная ссылка.