Пять моментов, которые определили Вуэльту Испании 2024 года. Гонка, конечно, принадлежала Рогличу, но его путь к победе был не совсем гладким

Финальный подиум на «Вуэльте Испании» 2024 года

Финальный подиум на «Вуэльте Испании» 2024 года

Более подробный взгляд на путь Роглича к победе и долгое пребывание О’Коннора в красной майке.

Вуэльта Испании» завершилась с ожидаемым победителем, но ход гонки был не совсем гладким. После того как Тадей Погачар показал себя на «Джиро д’Италия» и «Тур де Франс», это был совсем другой вид Гранд-тура, с достаточной тактической интригой.

Несколько ожидаемых претендентов сошли с дистанции в первой половине гонки, но недостатка в гонщиках, играющих ведущие роли на этой Вуэльте, все равно не было. Двухнедельное пребывание Бена О’Коннора в красной майке надолго останется в памяти, как и замечательная череда побед на этапах и охота за майкой Ваута ван Аэрта, которая была жестоко прервана на спуске Коллада Лломена.

Кейден Гровс спокойно подчеркнул свой статус хет-триком побед в спринте, а Эдди Данбар украсил гонку двумя прекрасными победами. Kern Pharma стала самым большим сюрпризом гонки, а пики и спады Микеля Ланды были ключевой частью истории.

В конечном итоге гонка, конечно, принадлежала Приможу Рогличу, но его путь к победе был не совсем гладким. Мы рассмотрим ключевые моменты его рекордного, четвертого по счету триумфа на Вуэльте.

РОГЛИЧ ДОКАЗЫВАЕТ, ЧТО ОН СНОВА В ИГРЕ

Примож Роглич лишает Леннерта ван Этвельта победы в Pico Villuercas

Примож Роглич лишает Леннерта ван Этвельта победы в Pico Villuercas

Когда конфетти после празднования победы оседало на площади Сибелес, Примож Роглич в четвертый раз одержал рекордную победу в общем зачете «Вуэльты Испании», могло показаться, что в этом году все идет как обычно. Но если отмотать назад четыре недели, то перед стартом «Вуэльты» его шансы на триумф выглядели гораздо более скромными, чем можно было предположить по итоговому результату.

Полное отсутствие у Роглича гонок, не говоря уже о результатах, после аварии и перелома спины на второй неделе «Тура» вряд ли внушало оптимизм по поводу его шансов. Полное молчание команды по поводу его шансов на участие еще больше усилило неопределенность и спекуляции, и только менее чем через неделю было подтверждено предварительное место словенца в стартовом списке.

К тому времени ощущение того, что необходимо заполнить вакуум власти, уже устоялось, а отсутствие на старте в Лиссабоне претендентов на победу в зачете GC калибра Тадея Погачара, Йонаса Вингегаарда и Ремко Эвенепоэля еще больше усилило его. А тут еще Роглич на своей пресс-конференции перед «Вуэльтой» упорно указывал на то, что его спина все еще доставляет ему неудобства. По сравнению с крайне узким полем претендентов на победу в «Джиро д’Италия» и «Тур де Франс», «Вуэльта» 2024 года выглядит самым открытым Гранд-туром за последние годы.

В первую неделю Вуэльты Испании Red Bull-Bora-Hansgrohe продолжала принижать шансы Роглича, утверждая, что его впечатляющая гонка на время на первом этапе, где он финишировал впереди всех своих соперников по GC, не имеет никакого отношения к тому, как он может бороться в горах. Я бы не стал делать слишком много выводов, говоря: «Если он может выложиться на ТТ-байке, то и на шоссейном велосипеде это должно быть проще простого», — сказал менеджер команды Рольф Альдаг в интервью перед этапом.

Однако потребовалось всего три километра крутого подъема в финале жаркого этапа 4 к Пико Вильюэркас, первой вершине гонки, и Роглич снова стал человеком, которого следует победить на «Вуэльте Испании».

У подножия самой крутой части подъема Lidl-Trek и T-Rex QuickStep контролировали пелотон, но Павел Сиваков (UAE Team Emirates) пробился вперед. Однако усилия француза — как это, к сожалению, часто случается на Вуэльте с мужественными гонщиками из ОАЭ — не принесли никаких плодов. Напротив, его ускорение, казалось, спровоцировало Роглича на действия, и он атаковал с такой силой, что поле, которое уже сократилось до дюжины, внезапно уменьшилось до двух гонщиков на его колесах — Энрика Маса (Movistar) и Леннерта ван Эетвельта (Lotto Dstny).

Оглядываясь назад, можно заметить, что Роглич был не в своей тарелке или не был уверен в своих силах. Вместо того чтобы увеличить темп и сбросить двух самых упорных соперников, он позволил Жоао Альмейде (UAE Team Emirates) и Мэтью Ричителло (Israel-Premier Tech) прорваться к крошечной передней группе менее чем за два километра до финиша. Но когда Микель Ланда (T Rex-QuickStep) довел численность группы до шести человек и начал стремительную атаку, Роглич доказал, что у него еще осталось топливо в баке, и быстрым ответом опередил Леннерта ван Этвельта (Lotto-Dstny) на вершине, чтобы одержать победу.

Проскочив мимо бельгийца после того, как тот слишком рано отпраздновал победу, Роглич повторил то, как он выиграл Льеж-Бастонь-Льеж в 2020 году у Жюлиана Алафилиппе. Но важность его 20-й победы на этапе Гранд-тура меркнет по сравнению с посланием Роглича в GC.

Его преимущество над Альмейдой в восемь секунд после четвертого этапа было минимальным, а его 32-секундный отрыв от третьего места Маса едва ли был больше. Но если учесть, как он уничтожил остальных претендентов на победу на таком коротком подъеме — доведя свое преимущество до 1:14 над Сеппом Куссом (Visma-Lease a Bike), 1:30 над Карлосом Родригесом (Ineos Grenadiers) и более двух минут над Ричардом Карапазом (EF Education-Easy Post) — никто не мог сомневаться, что Роглич снова стал тем, кого нужно побеждать.

Любой другой гонщик не поверил бы в то, что это выступление состоялось через шесть недель после того, как в результате аварии на Тур де Франс он получил перелом позвонка. Но у Роглича есть опыт восстановления после неудачных «Тур де Франс» на «Вуэльте». Пико Вильюэркас вновь продемонстрировал стойкость гонщика Red Bull-Bora-Hansgrohe.

БЕН О’КОННОР ВРЫВАЕТСЯ В ГОНКУ НА ВУЭЛЬТЕ

Бен О'Коннор

Бен О’Коннор

«Посмотрим в конце гонки», — только и сказал Примож Роглич, когда его спросили после 6-го этапа о землетрясении, которое только что произошло на „Вуэльте Испании“. Трехкратного победителя «Вуэльты» спросили о единственном вопросе, который имел значение на тот момент — не совершила ли Red Bull-Bora-Hansgrohe ошибку, позволив одиночному отрывному гонщику Бену О’Коннору выиграть более шести минут у основного пелотона и с почти таким же огромным отрывом выйти в красную майку.

Но даже если словенец и не был рад обсуждать новый сценарий гонки с прессой, шок от того, чего О’Коннор, до этого отстававший на две минуты и занимавший 23-е место в общем зачете, добился на, казалось бы, безобидном переходном этапе, пронесся по всей Вуэльте. И они оказались гораздо ближе к тому, чтобы лишить Роглича шансов на четвертую победу в общем зачете, чем хотелось бы ему и его команде.

До хода О’Коннора наиболее вероятной причиной, по которой этап 6, казалось, должен был получить статус знакового для Вуэльты 2024 года, была странная обстановка на старте этапа: гонщики выстроились внутри гигантского супермаркета Carrefour. Пробираясь мимо тележек и касс, О’Коннор пробрался в отрыв из 30 гонщиков, и это стало первым серьезным шагом к тому, чтобы этап 6 приобрел гораздо большее значение, чем прогнозировалось.

Проехав по накатанной, но отнюдь не слишком сложной местности, когда до финиша оставалось 27 километров, а разрыв во времени неуклонно рос, О’Коннор оставил последнего из своих товарищей по отрыву и начал свой одиночный забег к победе. В стратегии велоспорта считается, что все команды GC уже должны были объединиться, чтобы предотвратить появление нового общего врага, такого как лидер Decathlon AG2R La Mondiale.

Но Red Bull лишь предпринял полусерьезную попытку остановить австралийца, и к тому времени лошадь уже ускакала, так что почти не удивительно, что за спиной практически не было никакого сотрудничества. Movistar, Visma-Lease a Bike, Ineos и UAE, по сути, говорили Red Bull, что О’Коннор нарушил устоявшийся порядок GC, и именно они должны его устранить.

«Все сложилось не так, как мы хотели», — сказал спортивный директор Паткси Вила в интервью испанскому телевидению.

«Старт был очень быстрым, а отрыв дня [в который вошли О’Коннор, Липовиц из Red Bull-Bora-Hansgrohe и еще 28 человек] был очень сильным. Липовиц был там, и мы думали, что он без проблем останется с Беном, а мы получим еще один вариант на GC», — сказал Вила. Вместо этого, подтвердил он со значительным преуменьшением, «все вышло из-под контроля».

Как ни странно, это не первый случай, когда, казалось бы, безобидный отрыв в этой части Испании закончился тем, что «Вуэльта» перевернулась с ног на голову. Почти такой же сценарий произошел в 1990 году, когда гонка финишировала в Убрике, еще одном небольшом андалузском городке, расположенном всего в нескольких десятках километров от Юнкера. Несмотря на ряд первых мест в десятке лучших на Джиро д’Италия во второй половине 1980-х годов, когда итальянец Марко Джованнетти пробрался в переходный отрыв на пятом этапе, никто, казалось, не был слишком обеспокоен, учитывая, что Banesto, доминирующая испанская команда той эпохи, использовала один из своих «супер-доместиков», Хулиан Гороспе, в том же самом движении.

Но через несколько дней Гороспе сломался и уступил красную майку Джованетти, и — учитывая масштабы его лидерства — при всех прогнозах, что итальянец сломается, сколько бы времени Джованетти ни терял на каждом горном этапе из-за контратакующих гонщиков Банесто, Джованетти все равно хватило, чтобы одержать единственную в своей карьере победу в Гранд-туре.

Даже если руководители Red Bull заранее не изучили историю Вуэльты, у них был гораздо более свежий пример, чтобы понять, почему так рискованно позволять гонщику с четвертыми местами в зачете GC на Туре и Джиро получить такое огромное преимущество.

На Вуэльте 2023 года Сепп Кусс, обычно не представлявший угрозы для общего зачета, когда лидерами были Роглич и Йонас Вингегаард, в середине недели вошел в состав отрыва на финише на вершине и использовал это как основу для победы в общем зачете. Учитывая, что те события были так свежи в памяти участников «Вуэльты Испании», Red Bull-Bora-Hansgrohe полагалась на Липовица, который едет свой второй Гранд-тур после отказа от «Джиро» в мае, чтобы справиться с О’Коннором или подстегнуть другие команды к действию, что выглядело как стратегия высокого риска. Конечно, Роглич был вынужден бороться за преодоление преимущества О’Коннора в 4:51, и главный фаворит перед гонкой оказался в серьезной беде, особенно учитывая, что его травма спины все еще сохранялась.

Перед «Вуэльтой» я сказал руководству команды: «Все придется делать за секунды, а не за минуты», — рассказал тренер Роглича Марк Ламбертс в интервью Het Laatste Nieuws в понедельник о том, как он и словенец изначально нацеливались на победу.

«Примож — это не Тадей Погачар или Йонас Вингегаард, которые могут выиграть две минуты на длинном подъеме… И что же произошло? Они подарили Бену О’Коннору более шести минут. Это был дефицит, который Примож должен был как-то компенсировать.

«Я был очень недоволен этой ситуацией, зная, в чем сила Приможа, когда он может вести оборонительную гонку и следовать за колесом такого человека, как [Энрик] Мас, до последних пятисот метров, а затем отрываться. А теперь, внезапно, Приможу пришлось атаковать».

БЕН О’КОННОР УВЕРЕННО ДЕРЖИТСЯ В СЬЕРРА-НЕВАДЕ

Бен О'Коннор держится за красный цвет после 15-го этапа «Вуэльты 2024»

Бен О’Коннор держится за красный цвет после 15-го этапа «Вуэльты 2024»

К эпическому походу через предгорья Сьерра-Невады на 9-м этапе лидеру гонки «Вуэльта Испании» Бену О’Коннору казалось, что все уже написано на стене. Когда австралиец вместе с пелотоном отправился на самый сложный этап первой недели в условиях палящей южной испанской жары, у него уже были серьезные проблемы — и казалось, что их будет еще больше.

В Кордове на седьмом этапе Примож Роглич начал свою миссию по возвращению красной майки, отвоевав шесть секунд бонусного времени на позднем подъеме. И хотя эта небольшая стычка едва ли пошатнула общее преимущество австралийца, составлявшее почти пять минут, на следующий день на крутом подъеме у Казорлы гораздо более серьезная атака Роглича нанесла О’Коннору гораздо больший урон, чем он ожидал. Внезапно еще 56 секунд были отрезаны от его захвата GC.

После такого поражения на относительно небольшом подъеме в Касорле шансы О’Коннора остаться в красном цвете, когда пелотон преодолеет потрескавшиеся на солнце подъемы от 15 до 20 % на трех подъемах категории 1 в Сьерра-Неваде на 9-м этапе, по многочисленным прогнозам, были минимальными. В середине этапа испанские телекомментаторы показали, насколько низко они оценивают шансы австралийца, и уже начали использовать позицию фаворита Роглича в общем зачете как точку отсчета для всех остальных гонщиков, игнорируя позицию О’Коннора в красном зачете.

Однако оказалось, что О’Коннор оказал ожесточенное сопротивление, и именно Роглич уехал из Сьерра-Невады с большим количеством вопросов, чем ответов. Более того, О’Коннору даже удалось немного увеличить свой отрыв на четыре секунды, финишировав третьим в Гранаде.

«Я думаю, мы были очень хороши», — сказал О’Коннор после гонки. «Это показывает, что мы здесь, чтобы продолжать бороться. Каждая секунда на счету».

То, что О’Коннор вышел из гонки невредимым, не означало, что на фронте GC не было атак и движений. Первые серьезные изменения произошли еще до начала дня, когда один из главных претендентов на победу в зачете GC из ОАЭ, Жоао Алмейда, был вынужден сойти с дистанции из-за COVID-19. Затем на этапе с более чем 4000 метров подъема UAE Team Emirates начала мощную раннюю атаку в составе трех человек: Марка Солера, Джея Вайна и Адама Йейтса, которая завершилась тем, что за 60 километров до финиша Йейтс вырвался вперед, одержал сольную победу и приблизился к Рогличу на две минуты. Не менее впечатляюще выглядел и бывший финалист Вуэльты Ричард Карапаз (EF Education-EasyPost), который вырвался вперед еще дальше и завершил 90-километровый рывок на втором месте после Йейтса, поднявшись на четвертое.

Последним, но не менее важным, стал Энрик Мас (Movistar), которому удалось совершить немыслимое ранее: Впервые в своей карьере он отбросил группу с Приможем Рогличем в горах, чтобы получить минутное преимущество. Если бы Мас чуть не разбился на быстром спуске к финишу в Гранаде, когда из-за встречного ветра его велосипед занесло, его атака могла бы вывести испанца на еще более сильную позицию в общем зачете, чем четвертая за О’Коннором.

Одним из немногих главных претендентов на победу в зачете GC, который не атаковал ни разу, был Примож Роглич. Вопреки всем ожиданиям, после того, как он нанёс огромный ущерб своим соперникам на двух предыдущих финишах на вершинах на 4-м и 8-м этапах, не говоря уже о том, что его команда провела серьёзную работу на подъездах ко второму решающему подъёму на Хазалланас, Роглич так и не сдвинулся с места.

Вместо этого словенец оставался на колесах на протяжении всего пути по печально известному трудному подъему в Сьерра-Неваде — подъему, хорошо знакомому ему по многочисленным высотным тренировочным лагерям. Он не сдвинулся с места, когда Мас, уже показавший себя опасным соперником в Вильюэркасе и Касорле, устремился прочь. Главным достижением Роглича на 9-м этапе стало то, что он не потерял больше четырех секунд, чем О’Коннор, и не сделал победного хода.

В результате «Вуэльта» отправилась в долгий переход на север с нестабильной патовой ситуацией в GC, даже если бы Роглич оставался ориентиром. Однако после Сьерра-Невады тучи неопределенности вокруг способности Роглича демонстрировать стабильные усилия на крупных горных этапах и взять гонку за горло не исчезли. Тем временем О’Коннор по-прежнему контролировал ход гонки, и, казалось, ничего нельзя было полностью исключить — даже победу О’Коннора.

ОЖИДАЕМОЙ АТАКИ РОГЛИЧА ТАК И НЕ ПОСЛЕДОВАЛО

Примож Роглич завершает этап в Лагос-де-Ковадонга

Примож Роглич завершает этап в Лагос-де-Ковадонга

Когда «Вуэльта» достигла Пуэрто-де-Анкарес на 13-м этапе, казалось, что гонка наконец-то пошла по предначертанному сценарию. Роглич, который уже отнял несколько секунд у О’Коннора во время пребывания в Галисии, на зверски крутых склонах Анкареса прибавил к красной майке две минуты.

Не менее важно и то, что он сжег Энрика Маса со своего колеса, выиграв у майоркинца минуту. Хотя О’Коннор все еще удерживал майку, Роглич все больше походил на предполагаемого победителя «Вуэльты». По мере того как гонка переходила во все более гористую местность, направление движения казалось очевидным.

Однако всякий раз, когда «Вуэльта» достигает туманных зеленых гор Астурии, происходят любопытные вещи. Финиши на вершинах Куиту-Негру на 15-м этапе и Лагос-де-Ковадонга на 16-м казались очевидными местами для Роглича, где он мог бы укрепить свой авторитет и вырвать maillot rojo у О’Коннора, но Вуэльта в этих местах редко бывает такой простой.

В тумане, окутавшем верховья Куиту-Негру, Роглич попытался повторить свое выступление в Анкаресе, но его соперников оказалось сложнее одолеть. Мас держал колесо, а позже даже ненадолго оторвался от Роглича, в то время как О’Коннор хорошо ограничил ущерб. На вершине Роглич был в таком замешательстве, что ему даже показалось, что О’Коннор выиграл у него время.

Позже вечером О’Коннор выиграл, по крайней мере, в некотором роде, так как Роглич был оштрафован комиссарами на 20 секунд за драфтинг позади машины команды после смены велосипеда. Австралиец ушел на перерыв с преимуществом более минуты, хотя многие ожидали, что Роглич наверстает упущенное, когда гонка возобновится в Лагос-де-Ковадонга.

Дождливый день в Астурии поставил под сомнение прежние уверенности «Вуэльты», и не в первый раз. Ожидаемой атаки Роглича так и не последовало. Он решил — или был вынужден? — консервативную гонку, и даже выдал мимолетный признак того, что ему трудно уследить за ускорением Маса. Позади О’Коннор сделал достаточно, чтобы сохранить свою красную майку на пять секунд. Хотя Роглич все еще двигался в правильном направлении, его путь к общей победе оказался сложнее, чем ожидалось.

РОГЛИЧ ВЫСТОЯЛ НА ФОНЕ ДЕМОНСТРАЦИИ СИЛЫ И СЛАБОСТИ RED BULL

Роглич празднует победу в Мадриде

Роглич празднует победу в Мадриде

На протяжении всей Вуэльты спортивный директор Red Bull-Bora-Hansgrohe Паткси Вила говорил о том, что его команда должна быть как можно более свежей к сложным заключительным этапам Вуэльты в Риохе и Бургосе. И хотя Роглич был ориентиром для всех участников гонки с четвертого этапа, Red Bull в основном удавалось избегать контроля над пелотоном: Decathlon-AG2R, Movistar и даже Soudal-QuickStep чаще брали на себя бразды правления в ключевые дни.

Red Bull ограничилась такими ситуациями, как Анкорес на 13-м этапе и, прежде всего, Альто-де-Монкальвильо на 19-м этапе, где команда Роглича уничтожила группу в красной майке с самого низа подъема. За 6 км до финиша три гонщика Red Bull — Даниэль Мартинес, Александр Власов и Роглич — просто оторвались от остальных.

Это драматическое выступление стало для Роглича самым ярким сольным выступлением с момента его победы на Lagos de Covadonga три года назад. Победа на этапе принесла ему красную майку с преимуществом в 1:54 над О’Коннором, в то время как Мас, по сути, признал свое поражение на вершине. Коллективная мощь Red Bull привела к тому, что защита maillot rojo на 20-м этапе выглядела формальностью, несмотря на почти 5 000 метров подъема.

На Вуэльте еще не все было сделано для победы. Когда Власов и Мартинес необъяснимо сошли с дистанции на 20-м этапе, стало ясно, что что-то не так. Вскоре Мартинес и Патрик Гампер сошли с дистанции, а Нико Денц, испытывавший трудности, финишировал за пределами лимита времени. Еще до окончания этапа стали поступать сообщения о волне заболеваний в команде, но Роглич стойко держался на пути к Пикон-Бланко.

Помогло то, что компанию Рогличу по-прежнему составляли его товарищи по команде Роджер Адриа и Флориан Липовиц, и можно было задать вопрос об относительной пассивности Маса и Карапаза. Но, прежде всего, Роглича отличало самообладание. На последнем подъеме к Пикон Бланко Роглич даже продемонстрировал что-то вроде возвращения к временам Мигеля Индураина, когда он решил контролировать группу в красной майке, двигаясь впереди сам.

Был ли это блеф или демонстрация силы, конечный результат был один и тот же. Мас колебался до верхней части подъема, и к этому моменту стало ясно, что победа на этапе и второе место в общем зачете — это вершина его амбиций на этой гонке.

Вечером следующего дня, когда Роглич занял второе место в мадридской гонке на время и одержал рекордную четвертую победу, он рассказал, что в последний день его тоже настигла та же болезнь, что и его товарищей по команде. «Но в конце концов я был уже слишком далеко, надо было заканчивать», — сказал Роглич, пожав плечами.

На «Вуэльте», отличающейся дикими колебаниями, самый последовательный гонщик лучше всех держался на дистанции. О’Коннор, занявший второе место, лучше всех подытожил философию победы Роглича. «Он очень хорошо знает, в чем его сильные стороны», — сказал О’Коннор. «Он делает это в те дни, когда находится в своей лучшей форме. И я думаю, что он делает очень хорошую работу, ограничивая дни, когда он не совсем в своей тарелке».

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ ЭТОЙ ПУБЛИКАЦИЕЙ

Закладка Постоянная ссылка.